Больше рецензий

Tayafenix

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 сентября 2014 г. 12:26

752

3.5

Баллада Шуберта "Лесной царь" осталась для меня ярким воспоминанием из обучения в музыкальной школе. Она мрачная, таинственная, но при этом завораживающая и притягательная. Слушатель чувствует исходящую от царя мистическую опасность, но при этом его и тянет к ней, возникает что-то сродни желания самоуничтожения, растворения в этом темном, мрачном, колдовском лесу. Наверное, нечто подобное я ожидала от этого романа Турнье, носящего то же самое название. Ожидания оправдались лишь частично.

Честно говоря, возникает впечатление, что более-менее современные авторы, примерно с середины XX века, считают своим долгом эпатировать читателя. Видимо, других средств воздействия уже не осталось, либо они, на взгляд писателей, слишком скучные, блеклые и простые, а и подавай дерьма побольше. Какая-то прям фиксация у писателей на анальной фазе пошла в этот период. Если главный герой - то обязательно явный или тайный маньяк, страдающий от кучи комплексов и маний из детства. Не обходится он и без неврозов, с щепоткой символизма, приправленным выпирающим натурализмом. Авторы, наверное, рассуждают так - не удастся выбить публику из колеи и накрутить ее побольше - не получишь заветную статуэтку. В общем, первая часть повествования, ведущаяся от лица Г.Г. с описанием его детства и жизни во Франции вызывала во мне жгучую неприязнь. Ну не люблю я психов и уродов из детства со всеми подробностями его заболевания и извращенных удовольствий. Особенно впечатлило меня, как Тиффож "доказал", что желание женщины более длительного полового акта противоречит самому понятию полового акта. Даже вернулась, перечитала, "красота" - это ж уметь надо так все с ног на голову перевернуть!

Интересней читалась вторая часть повествования от третьего лица - начало войны, быстрое и бесславное поражение французов, переход до Германии и размещение в лагере военнопленных, где герой, на удивление, чувствует себя гораздо более полноценным и счастливым, чем в родной Франции. Это интересно с исторической точки зрения - как воспринимали французы начавшуюся войну, как сражались, как попадали в плен, как себя вели там через призму восприятия самого Турнье. При этом, я бы не сказала, что основная идея книги - становление фашистской идеологии в сознании одного француза. Тиффожу, в общем-то, было глубоко наплевать на любую идеологию. Вот символы и молоденькие мальчики - это да, это интересно. Любопытно, конечно, посмотреть на Германию в расцвете сил и "доблести" и на угасающую, проигрывающую Германию глазами несколько свихнувшегося француза, но я бы не сказала, что многое вынесла из этой книги. Она, скорее, нацелена на эпатаж читателей, чем на донесение некой глубокой мысли. В ней больше фантазии, чем реальности. Эта книга из той серии, когда каждый может, глубоко порывшись, нарыть какой-нибудь смысл, но также и не нарыть абсолютно никакого. Книга - обертка, шелуха, содержанием мы ее можем наполнить сами, если будем, как и Тиффож, внимательно следить за символами и притягивать один за уши к другому. Своеобразно, можно почитать, но не маст рид и совсем не о войне. По крайней мере, не о той войне, о которой мы привыкли читать.

Если вы не хотите читать эту книгу, поскольку боитесь/ не любите ужасов войны - не бойтесь, их там нет. От слова "совсем". Тиффож во-первых, практически "не нюхал" войны сам, да и потом оставался в глухом тылу немцев, не ведая даже о самом существовании лагерей смерти. Он живет внутри себя, не обращая никакого внимания на окружающее, если оно не вписывается в его внутреннюю картину мира, не согласуется с его символической интерпретацией тех или иных событий.

Комментарии


Какая-то прям фиксация у писателей на анальной фазе пошла в этот период.

Не в бровь, а в глаз! )


=)))


- Какая глупость! - закричала она, ужасно возбудившись. - То, что ты говоришь, - это метафизика, гегельянство и кантианство. Я не знаю, что сказал Маркс, но Гениалиссимус говорит, и это краеугольный камень его учения, что первичное вторично, а вторичное первично.

не забыть прочитать, когда сама закончу чтение. не забыть прочитать, когда сама закончу чтение. не забыть прочитать, когда сама закончу чтение. не забыть прочитать, когда сама закончу чтение. не забыть прочитать, когда сама закончу чтение. не забыть прочитать, когда сама закончу чтение.


Это мантра?))


Это, чтобы не забыть :))


Ну и как?


никак не прочту... замучилась уже...


Махайте на меня, махайте

читаю, читаю, и никак не прочитаю...


Вот и Гоген, говорят, тоже был сумасшедшим.


про Гогена прочитала только недавно :)
а "тоже" это вы про кого? ;)


Разумеется, будучи джентльменом, о присутствующих, включая себя, я умалчиваю.


Как странно, Насть. Вроде он премию-то получил за раскрытие этой книгой идеи фашизма. Ты же пишешь, что ужасы войны тут не показаны. Хрень какая-то... Или раскрытие идеи фашизма в том, что главный герой из-за фашизма стал таким?
Я как-то сразу решила её не читать. Из-за того, что про войну, в основном, ну и ГГ не вызывает никакого желания (я ещё до твоей рецензии чью-то прочла, вроде satanakoga). Хоть ты теперь и акцентировала наше внимание на том, что войны особо нет, всё равно чё-то не хочу.


Почитай, интересно будет обсудить с тобой)
Ужасов войны нет. Войны как таковой вообще нет - только самым-самым краешком. вооруженных действий нет. Фашизм его таким не сделал, он ударенный с детства. В начале показывается его детство, и оно было такое, что после него невозможно не быть ударенным на всю голову. В Германии он "раскрылся" ему стало легче дышаться, но я не увидела в этом как причину фашизм и идеологию, просто есть такие люди, которые в мирное время не могут себя найти в мире, а вот в военное время чувствуют себя как рыба в воде, добиваясь высокого места. Герой мерзковатый, да, липкий. Любитель мальчиков и деток, хоть и не в сексуальном плане, но явно и не в родительском.... Если не хочешь, то лучше, наверное, и не трогать. Я Сереже пересказала пару сцен, так он тоже сразу решил даже не браться за это, но не из-за войны. Он просто не любит про извращенцев читать)


Так и я не фанатка всякого рода извращений. Я только про однополые отношения люблю читать, ну так это давно не считается извращением)
Подумаю, ладно. Может, успею. Не знаю. В любом случае, твоя рецензия полезна для понимания, чего вообще ожидать.


Ну... ему больше мальчики нравились, чем девочки, если что =)


Там и не было извращений. Он просто о них думал. И то, что-то типа схватить, поднять, понести, понюхать - ничего инфернального.
Я фильм советую. Вот он куда лучше раскрывает идею войны. И Малкович там гениален.


Я, если честно, вообще не знала, что ставить. Первая треть - явно на двойку, вторая треть - на четверку, последняя треть - на троечку....


В этой книге действительно нет войны (в плане боевых действий), но именно про суть нацисткой идеологии тут написано достаточно. Взять хотя бы селекцию и отбор мальчиков для подготовки будущих нацистов. Ну и вообще там много на тему вот этой избранности одних и посредственности, ущербности других.


Пробираюсь через первую часть. В голове одна мысль "За это я голосовала?!". Упорно кажется, что это какая-то другая книга, ну мало ли, что скачалось с просторов... Очень уж я далека от современной литературы.
Очень надеюсь, что вторая часть будет иной


вторая будет иной да, но не надейся, что концепция книги сильно поменяется от этого. Я сначала поставила тройку, но на фоне следующей книги прочитанной передумала - эта меня хоть как-то взбудоражила, хоть часто и в отрицательном смысле, а другая была как раз вообще никакой.


Честно говоря, возникает впечатление, что более-менее современные авторы, примерно с середины XX века, считают своим долгом эпатировать читателя.

А что бы Вы делали на их месте?