Больше рецензий

margo000

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

10 сентября 2014 г. 17:42

757

4

Тынянов для меня всегда оставался темной лошадкой. В свое время не пошло чтение его романа «Пушкин», вот прямо от слова «совсем». Пушкина самого очень люблю – роман о нем показался надуманным, искусственным, не моим...
Но я и Грибоедова люблю. И каким-то своим внутренним чутьем поняла, что надо дать Тынянову еще один шанс и попробовать разобраться, кто он такой в качестве автора биографических произведений. В общем-то, я не пожалела об этом...

О Тынянове в свое время говорил его секретарь (и очень любимая мною личность!) Ираклий Андроников, что он «писал не просто биографические романы, а средствами поэтического слова выяснял судьбы культуры». Теперь я понимаю, что это не просто сказано хорошо, но и сформулировано в стиле самого Тынянова. «Выясняет» - вот что делает Тынянов в своем произведении. Разбирается, сопоставляет, выворачивает наружу потаённое – не своё, но близкое ему по духу (или, как минимум, очень ему интересное). Анализ эпохи, политической и психологической атмосферы, окружающей Грибоедова, «докапывание» до сути мотивов и скрытых подтекстов – много всего. Я это почувствовала – и с благодарностью приняла.

Не буду скрывать: прорываться сквозь тягучую и вязкую прозу приходилось порой с большой натугой. Судите сами (фразы вырваны буквально наугад): «Бунт и женщины были сладострастием стихов и даже слов обыденного разговора. Отсюда же шла и смерть, от бунта и женщин. Людей, умиравших раньше своего века, смерть застигала внезапно, как любовь, как дождь»... Красиво, но требует вчитывания, вдумывания, порой расшифровки...
Я, хоть и знакома была с тыняновской манерой письма, была почему-то уверена, что о Грибоедове должен был у него получиться более привычный по форме и увлекательный по содержанию роман. Получилось же хоть и увлекательно, но оооочень непривычно (впрочем, это, скорее, комплимент автору!)..

Метафоричность языка. Вот что одновременно и притягивало, и напрягало. Так сказать, на грани фола: еще чуть-чуть – и покажется напыщенным фарсом. «Чуть-чуть» не произошло, слава Богу. И я, впрочем, даже рада, что о такой личности, как Грибоедов (кстати, после прочтения романа Тынянова у меня случился когнитивный диссонанс, и я теперь не знаю, каким мне представлять Александра Сергеевича: образ его ожил в моем сознании и заиграл новыми красками), написано не просто беллетристическое произведение, а произведение искусства...

Мета-роман – вот такое определение я дам тыняновской книге (подобный термин я использовала и при написании отзыва о романе Д.Литтелла "Благоволительницы"). И это тоже радует и напрягает одновременно: появляется желание расшифровывать некоторые аллюзии, параллели, намеки – это хороший знак. Но как же жаль, что нет времени заняться подробным изучением всего скрытого в этом романе, как, к примеру, это сделала Ольга Мышинская в статье «Мандельштамовские подтексты романа Ю.Н.Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара" (напомню: роман Тынянова написан в 1928-ом году, что объясняет данную параллель с Мандельштамом). К слову скажу, что интересных исследований этого романа немало, - а это тоже знак того, что книга глубока, многослойна и – конечно же - противоречива.

Актуальность романа поражает. Одной из самых острых проблем, поднятых автором, стала для меня проблема служения государству. Добавлю: служения государству, недостойному этой службы. А если учесть, что сам «служитель» - человек глубокий, сильный, умный, проблема становится более весомой и привлекающей к себе наше внимание.
Еще одно: самоощущение сильной личности, потерявшей основной жизненный стержень и попавшей по этой причине в плен апатии, пессимизма, скептицизма... Критики ругали Тынянова за такой аспект изображения Грибоедова, я же в этом увидела вполне реалистичный подход к раскрытию сущности человека. Думаю, такой ракурс более логичен, чем, к примеру, изображение патриотичного фанатика, беззаветно служащего государственной власти (именно это, на мой взгляд, является другой возможной крайностью в утрировании образа Грибоедова).

Центральный образ – вазир-мухтар (на персидском языке «полномочный представитель») Грибоедов. Знаю его биографию, знала о страшном финале его жизни. Знала. Теперь – всё это буквально стоит перед моими глазами. Как будто посмотрела фильм или, точнее, страшный сон. Тынянов меня в какой-то степени морально убил чрезмерно ощутимым проникновением в мое сознание, он вплел меня в повествование, из которого два дня не могу вырваться.

Узнала ли я что-то новое, что может пригодиться мне на уроках литературы? – пожалуй, нет. Но сменилась тональность моего восприятия этого образа. Раньше я говорила о Грибоедове как о любимом авторе и уважаемой мной личности – теперь буду говорить как.... да, наверное, как о частице себя. Именно так. В моей голове поселилось его сознание. Сама этому не рада.
И я больше не буду говорить о Грибоедове как о бесстрашном умнице-рыцаре. Теперь для меня это очень трагическая личность. Более трагическая, к примеру, чем воспринималась мною личность Лермонтова.

В общем, люди, я почти в депрессии.
Я не жалею, что прочитала книгу. Да, мне есть за что ее покритиковать , но не буду – это и так многие делали, включая, к примеру, Солженицына.
Я, пожалуй, просто скажу спасибо автору: именно благодаря ему я уже второй день не могу не думать о личности Александра Сергеевича Грибоедова, открывшегося мне с новых, порой не самых героических, но очень объяснимо-человеческих сторон.

КНИГА ПРОЧИТАНА В РАМКАХ ИГРЫ «ДОЛГАЯ ПРОГУЛКА», ТУР IX.

Друзья! Вика sola-menta , Вадим serovad , Анатолий strannik102 !
До встречи после прочтения бонуса!;)

Комментарии


очень любимая мною личность!) Ираклий Андроников


и мной! :)


до сих пор помню, как мы его зарисовки о Лермонтове на уроках литературы на грампластинках слушали :)


О да! Спасибо, кстати, за подсказку. Я забыла, что я теперь могу без проблем его включать!


У вас есть проигрыватель? оО Такой раритет? Или ты имела в виду просто записи - на компьютере?


Увы, именно в записи.

Уже скачала видео - выступление Андроникова о стих-нии "Смерть поэта".


ну, тоже хорошо :)


Ух, может, я все-таки доберусь до Вазир-Мухтара. Личность Грибоедова меня всегда интересовала - далеко не только как автора Горя от ума, конечно.
Может быть, тебе попробовать еще какое-то произведение прочитать о Грибоедове - чтобы смягчить последствия от Тынянова? :)


Обязательно!!!! ))) У меня уже довольно скоро по программе в 9 классе идет Грибоедов, так и так буду читать о нем.
Ты права: надо несколько смягчить...))

Вика, прочитай! Потом обсудим!))


Вот даже стыдно, что не читал эту книгу! Зато теперь, после этого пинка куда-надо прочитаю непременно :-)


У Тынянова еще есть замечательный роман "Кюхля" - о Кюхельбекере. Тоже заслуживает внимания :)


Вдвойне стыдно, потому что Кюхля есть в домашней библиотеке, ещё от родителей


Ну почему сразу стыдно? Если Вы еще не прочитали "Кюхлю", так это потому, что читали в это время что-то другое :)


Читаю я с раннего возраста и всегда, но всё-таки домашнего Тынянова уже мог бы и прочесть... Прочту! :)


Можно попросить Вас потом поделиться впечатлениями? Интересно :)


Это обязательно — по собственному правилу пишу отзыв на каждую прочитанную книгу :)


"Ждем-с" (с) :)


Вот! Тоже эту точку зрения поддерживаю!


Спасибо за рецензию. Прочитал с огромным интересом и поставил заслуженный плюс, но не со всем могу согласиться - кое с чем хотелось бы и поспорить :) Ну, или просто высказать несколько иное мнение.

Метафоричность языка. Вот что одновременно и притягивало, и напрягало. Так сказать, на грани фола: еще чуть-чуть – и покажется напыщенным фарсом. «Чуть-чуть» не произошло, слава Богу.
На мой взгляд, Вы зря опасались, ибо Тынянов - не просто писатель. Он филолог и литературовед высокого уровня, один из самых блестящих стилистов в русской литературе ХХ века. Грань, отделяющую драматизм от напыщенности, он чувствует предельно четко и едва ли мог бы ее перейти.

Еще одно: самоощущение сильной личности, потерявшей основной жизненный стержень и попавшей по этой причине в плен апатии, пессимизма, скептицизма... Критики ругали Тынянова за такой аспект изображения Грибоедова, я же в этом увидела вполне реалистичный подход к раскрытию сущности человека.
Реалистичный подход - безусловно. Но вот факта утраты основного жизненного стержня я в романе не увидел. Увидел несколько другое - некоторую желчность и раздражительность, которые в принципе являются свойствами натуры Грибоедова в изображении Тынянова, колебания эмоционального состояния, которые опять же в принципе присущи почти всем творческим людям, естественные досаду и недовольство от царящего вокруг бардака, от недостаточной заинтересованности власть имущих в перспективном проекте, от самой ситуации, где все заняты более интригой, нежели государственной службой...
Но все перечисленное - абсолютно естественные чувства и эмоции нормального, живого, умного человека. Ни потери Грибоедовым жизненного стержня, ни какой-то всепоглощающей апатии я в "Смерти Вазир-Мухтара" не обнаружил.


Как я вам благодарна за такой замечательный комментарий!!!
Да, я соглашусь с вашей поправкой! Вы выразили мои мысли лучше меня самой. Я именно это имела в виду, вы это так хорошо сформулировали!!! Да, конечно, не апатия в общепринятом значении слова, и не потеря жизненного стержня, конечно! Т.е. всё это я формулировала как раз держа в голове ту трактовку, которую предлагаете вы.
Именно так!
И это мне так понятно, так близко........ (Я уже не про наши с вами формулировки, а про эту сторону личности Грибоедова, про этот аспект психологического состояния....)
"естественные досаду и недовольство от царящего вокруг бардака, от недостаточной заинтересованности власть имущих в перспективном проекте, от самой ситуации, где все заняты более интригой, нежели государственной службой..." - боже, всё про сегодняшний день....
"абсолютно естественные чувства и эмоции нормального, живого, умного человека." - слава богу, и сейчас немало таких людей....

Большое спасибо вам за отклик!!!!
(простите за обилие восклицательных знаков;) если бы мы сейчас разговаривали живьем, я б еще и за рукав вас дергала:))


Будете в Москве - можете подергать, обещаю ради такого случая надеть одежду с рукавами :)))
И конечно же, всё это про сегодняшний день. Как и про тогдашний, и про много других периодов в истории человечества. У замечательного поэта и барда Вадима Егорова есть потрясающая строка: "Сменился век - а Бенкендорф остался тот же".
Мы последовательно изобрели колесо, плавку железа, плуг, порох, книгопечатание, Интернет и массу других полезных вещей. Совершили множество открытий. Знаем о высоких технологиях столько, что даже современники Тынянова, не говоря уже о современниках Грибоедова, вряд ли поняли бы наши разговоры.
Но при всем этом биологически мы - точно такие же кроманьонцы, что и десять, и двадцать тысяч лет назад. У нас ровно тот же самый набор интеллектуальных способностей и душевных качеств, из которого людям раздаются некие комбинации, сформированные ровно так же - как попало :)
Поэтому всегда будет неразбериха, всегда будут интриганы и демагоги. К счастью, и умные неравнодушные люди, которым "за державу обидно", тоже будут всегда.


Хм, я не поняла, а чего это вы мои мысли озвучиваете, да еще так удачно?! Может, вы телепат? или еще что-то? (только более интеллектуально развитый, чем я:).
Вы сейчас написали то, о чем я часто задумываюсь и нередко пытаюсь озвучить в беседах! Но у меня не получается так грамотно и гладко.

И В. Егоров - хм, из любимых бардов.

Так что длинные рукава готовьте, ага.


Тс-с-с! Ну разве так можно? Мы, телепаты, шифруемся, а Вы нас палите :)))))
А если серьезно - у меня тоже гладко начало получаться далеко не сразу. Просто конкретно эту мысль я только за последний год озвучиваю в ...надцатый раз. Как говорил один из персонажей Булгакова, достигается упражнением :)
Егорова люблю с подросткового возраста и до сегодняшнего дня, а сейчас мне сорок. То есть уже четверть века. У меня дома четыре его книги - три из них с автографами, одна из них ("Четыре капли тишины") сильно затрепана, ибо одно время таскал ее с собой везде, включая байдарочные походы и заграничные поездки.
А рукава непременно будут :)


Про книги Егорова и про любовь к ним - понимаю (посмотрела на полку, где стоят потрепанные сборники Егорова, Окуджавы, Городницкого, Круппа, Ланцберга, Визбора..... Остановлюсь.)

Еще раз спасибо за отклик и за очень интересную беседу! Буду теперь вас цитировать))


Спасибо, взаимно :)
Я на самом деле Вас читаю... хотел сказать "регулярно", но для недельного срока это пока слишком громкое слово, я совсем недавно на Лайвлибе. Но читаю часто и с искренним удовольствием.
А из Вашего списка бардов у меня только Круппа нет. Зато много книг Щербакова :)


А у меня с Щербаковым, кстати, не сложилось......

А с Ланцбергом, к примеру, я была лично знакома...
А на Окуджаву, Митяева, Гейнца-Данилова не раз ходила...
И смерть Окуджавы и Ланцберга переносила как личную трагедию.....

ПыСы. И большое спасибо за добрые слова......


А я, к стыду своему, впервые слышу фамилию Гейнца-Данилова :( Надо ликвидировать этот пробел.
Для меня смерть Окуджавы тоже стала личной трагедией. А еще - гибель Евгения Клячкина...


А Гейнц и Данилов - это два человека. Из Питера. Как минимум, один из них работает в школе.
У них есть такая байка в начале концерта:
"Вы, наверное, на нас смотрите и думаете: кто же из них Гейнц, а кто Данилов? И вы, наверное, догадались, кто есть кто.
Так вот: на самом деле - наоборот!".
А дело в том, что один из них брюнет жгучий, а другой русоволосый и светлокожий. Вот все и думают, что отгадали фамилии))


Зато много книг Щербакова

*люто завидует*


Да особо нечему завидовать - у меня нет самых первых, "Фиалкового букета" и "Ковчега неутомимого". Это уже давно библиографические раритеты, счастливые обладатели которых вряд ли когда-нибудь пожелают с ними расстаться...


Абсолютна солидарна с вами в отношении "Пушкина". Эту книгу отмечу себе.