Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

9 сентября 2014 г. 12:24

277

5

Битва при Пуатье - веха, разделившая историю да два периода - до Пуатье и после. После неё началось становление Франкского государства, а арабов ждал, наоборот, упадок, вызванный междоусобицами. Как будто Восток и Запад поменялись местами. Хочу сказать, что французским ученым удалось написать отличную книгу об одном из переломных этапов истории. И написать её доступно даже для тех, кто практически не знаком с событиями и политической обстановкой того времени. Потому что, авторы все разъясняют. "Битва при Пуатье" - это не просто выявление причин для вторжения на франкскую территорию, рассказ о действующих лицах и описание самой битвы, это ещё и подробный анализ, очень интересный и содержательный.

Уже в самом начале авторы ставят несколько вопросов, интригуя читателя.

Неясно, какие цели преследовали арабы, рвавшиеся к монастырю Св. Мартина Турского, – простой грабительский набег, вызванный слухами о несметных богатствах, накопленных поколениями франкских монахов, или же тщательно продуманное наступление в надежде покорить Галлию, наступление, которое являлось продолжением стремительной мусульманской экспансии, свидетелем которой стали VII–VIII вв. Иначе говоря, была ли на самом деле битва при Пуатье битвой народов, подобно сражению на Каталаунских полях, или же заурядной стычкой? Понимали ли сами участники событий все значение битвы, в которой они сражались? Или же для франков и арабов, для которых война была привычным способом существования, схватка у Пуатье стала еще одним, ничем не отличавшимся от других, этапом в военной эпопее обоих народов.

В таком случае картина полностью меняется – вплоть до того, что в конце концов можно задаться вопросом, не была ли более предпочтительной победа Абд-ар-Рахмана: Франция, как и Испания, покрылась бы мечетями и альказарами, что не помешало бы развитию романского стиля и не ущемляло бы религиозного рвения христиан, так как ислам отличался терпимостью, и мы, возможно, избежали бы религиозных войн.

Расставив вопросы для изучения, авторы начинают своё исследование с описания истории, традиций, уклада и даже своеобразной философии арабов. Получается некое сравнение культур и менталитетов. Девиосс и Руа объясняют, каким образом сформировались образ жизни и верования. Огромную роль здесь сыграла география: расположение относительно других стран и народов, контакты и климатические условия. Например, при описании Аравиии, читатель получает очень безрадостную картину существования кочевников, которые выживали исключительно за счет ограничений плоти и духа. Получался естественный отбор, слабые просто не выживали. Таким образом формировался жестокий, но разумный нпарод, который отличался не только выносливостью, но и особым складом ума, вычленяя из чужих культур и наук полезное для себя и делая собственные открытия.

«Проникнутые страстью к науке, но менее способные к открытию, чем греки, арабские ученые произвели синтез индуистских и греческих работ, синтез, в который они внесли достаточно значительный личный вклад. Они усвоили индийское счисление, продвинули вперед алгебру, тригонометрию и астрономию. Период между VII и XII вв. является одним из самых ярких в истории науки».
Кто это сказал? Арабский историк? Нет, французский профессор, агреже математических наук, г-н Рене Татон, в своей книге «История счета» (р. 19).

Именно к этим людям пришел Мухаммед, неся силу слова. О зарождении исламистской религии и Коране, о самом пророке в книге сказано очень много, т. к. именно религия определяла действия и образ жизни людей тех далеких веков. Такое внимание основано на том, что авторы книги хотят показать и исследовать не только традиционную точку зрения, склоняющую к мнению о том, что если бы не битва при Пуатье, то в Европе бы сейчас правил ислам.

Помимо политической ситуации и дальнейшего развития, в "Битве при Пуатье" отмечается и то, как повлияло это историческое события на военное дело, как изменилась стратегия и тактика. И конечно же огромное место занимает сама война - завоевания арабов, начавшиеся с подавления восстания мятежников лжепророка из Неджда, преодоления армией считавшуюся непроходимой пустыню Дахна и покорения племен Бахрейна и победы у южного побережья в Омане и Махре, а закончившиеся поражением при Пуатье. Завоевания весьма впечатляют. Как и размеры исламского государства. От этого и удивительно, что одна битва положила конец могучей "машине", успешно действовавшей на протяжении нескольких десятков лет. При этом, историки отмечают, что цели были несколько иные:

Абу Бакр определенно желал только одного – чтобы все арабы признали единственного истинного Пророка, и, должно быть, предпринятое им завоевание византийской Сирии и сасанидской Месопотамии, с которой все и началось, совершилось без предварительного умысла.

Нет смысла подробно пересказывать написанное в книге, так как Девиосс и Руа подробно описывают процесс завоевания, поэтапно рассказывая о событиях и сражениях, одних за другими. Сменилась династия халифов и последовало нападение на Испанию, а затем и вторжение на франкскую территорию и исторический перелом - Битва при Пуатье.

И ещё несколько деталей. Очень порадовало наличие информации об источниках в конце книги. Причем не просто библиография списком (он, конечно, тоже присутствует), а краткое описание. Приведены даже тексты двух писем папы Григория III и избранные хадисы - цитаты из Аль-Бухари. И в заключении - полная хронология событий.

"Битва при Пуатье" лично для меня стала первым "учебником" по истории периода зарождения и расцвета империи арабов. По раннему средневековью, временам Меровингов и началу правления Каролингов. До ознакомления с трудом Жана Девиосса и Жан-Анри Руа мои познания ограничивались лишь обрывочными сведениями и общей информацией. Теперь пробелы заполнены. Правда, придется в голове всё разложить и систематизировать, чтобы ничего не перемешалось. Много.

Прочитана в рамках флэшмоба "Спаси книгу - напиши рецензию!". Тур №26.