Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 сентября 2014 г. 11:52

310

5

Вот это книга! Читается прямо как детектив, не ожидала, что это будет настолько интересно. Это гораздо интереснее книги А. Погодина. В последней главное - сочинения Марка Ефесского, но вот собственно об истории собора надо, конечно, Сиропула читать, это просто, как сейчас говорят, трэш и угар, я впечатлилась. Сиропул участвовал в соборе в качестве дьякона и экклисиарха и через несколько лет написал эту историю по просьбе друзей. Видимо, у него были какие-то записи событий, т.к. он рассказывает весьма подробно, как все это готовилось и осуществлялось.

Адский ад! При том, что Сиропул в общем-то пишет достаточно спокойно, т.е. никого не поносит, никому не расточает слишком больших похвал, разве что время от времени иронизирует над императором, латинянами и униатами, но все это тоже в рамках вежливости. Но при этом полное впечатление адского ада.

Начнем с того, что впечатление складывается, будто император поехал в Италию поохотиться. Потому что он там только этим и занимался - недели проходили за неделями, месяца за месяцами, они все чего-то ждали, пока соберутся те и эти, пока то да се. Император разорял угодья тех, кто ему дал стол и кров, а участники собора то и дело выпрашивали у латинян денег на еду. А те или не давали, или давали только после того, как вынуждали православных согласиться с очередной католической лажей.

Вообще, латиняне - отдельная песня. А еще говорят, что "греки лукавы суть". Да по сравнению с латинянами греки просто дети малые! Их обвели вокруг пальца, насмеялись и выбросили, вот и все. И главное, они никакой военной пользы для Византии не получили ни от папы, ни от кого другого. Еще бы!! Вообще не понимаю, о чем думал император - наверное, об охоте. Потому что уже когда он первый раз попросил помощи Городу и нифига не получил, надо было это дело сворачивать и убираться оттуда.

А как архиереи спорили за первенство званий и мест, где им сидеть! (Даже Марк Эфесский!) А духовник этот ужасный - так я и не поняла, чего ему там надо было, какая-то тоже трэшевая фигура совершенно. А архиереи! Нет, были там и приличные, вроде Ираклийского, но иные даже и не понимали в богословии ничего. Такое ощущение, что там миряне вроде Плифона были куда образованнее большинства архиереев. И, ну да, Марк и Виссарион - его ученики ведь. А как Виссарион с Марком разругался! Вообще, как там все третировали Марка, вплоть до угроз физической расправы! И единственным, кто всегда его поддерживал, был не кто иной как Плифон!! Марк, конечно, великий человек. Среди византийских архиереев единственный там приличный он и был. Очень порадовал грузинский архиерей, как он дал словесную оплеуху папе! а тот-то не ожидал такого - думал: да что этот варвар смыслит в богословии )))

Вообще, папа и латиняне - это трэш и угар. И главное, даже подписав унию, они заставили византийцев служить с ними мессу, а сами на службе по византийскому обряду служить отказались! Вот и все объединение. Ничего эти латиняне никогда не хотели, никакого "объединения", никакого выяснения истины, единственное, что они хотели - подмять под папу византийскую Церковь, унизить и растоптать. Что они и делали на всем протяжении собора.

Но Марк единственный не подписал унию, и папа заявил: "Значит, мы ничего не сделали". И все-таки даже Марку пришлось просить императора, чтоб тот не принуждал его подписывать унию и позволил после вернуться домой. Мол, я никак не смогу ее подписать, поэтому позволь мне не подписывать. В общем, император насиловал Церковь, как хотел, и никто даже и вякнуть не смел (вообще, когда Афиногенов написал в "Константинопольском патриархате", что якобы после Торжества православия императоры уже не смели никогда так поступать с Церковью так самодурственно, как иконоборцы, это он, наверное, зло пошутил )(

Архиереям, которые поняли, что дело идет к унии, и не хотели подписывать, пришлось просто тайно пускаться в бега, потому что корабли арестовывали, их никто не выпускал. Собор и во Флоренцию-то переехал затем, чтоб подальше от моря, чтобы больше никто не сбежал. Только Плифону и еще нескольким мирянам удалось уехать оттуда до подписания. Если кто что и говорил, его сразу затыкали то латиняне, то свои же. А император еще и грозил, что кто не послушается, тот или вообще домой не вернется, или он с ним по возвращении разберется. Марка вообще растерзали бы, если б император его не взял под свою защиту.

В общем, совершенно атасная история, как-то из книжки Погодина не очевидно, что все было настолько плохо. И ведь Сиропул это еще писал с целью как-то оправдаться!! Представляю, что там на самом деле было. Государственная и вообще институциональная церковь - зло. А уж император как "блюститель веры"... гыгы. Сдалась ему та вера, как собаке пятая нога. Вот охота - другое дело. Сиропул в одном месте зло замечает, что люди продавали свои вещи, чтобы добыть еды, а вот для императорских собак пища всегда находилась. И главное, что этот жалкий император в итоге получил, какую помощь? да никакой!!! Только папа с его кардиналами его унижали всю дорогу, а уж про церковь вообще не говорю - латиняне не поступились ничем своим, даже и слышать не хотели, чтобы им исправить какие-то свои погрешности - у них типа все правильно и всегда все было правильно, а византийцев они заставляли сдать буквально все, якобы даже и прибавка в Символе вере была не сделана латинянами, а убрана византийцами! И главное, после всех обсуждений они неизменно заявляли, что "прекрасно доказали", что они правы, а византийцы нет, хотя они на самом деле месяцами занимались голым словоблудием. Показательно и то, что сначала на прениях еще присутствовали католические клирики и миряне, но когда они послушали византийцев и особенно Марка и стали говорить, что греческая вера действительно древняя и правильная, папа быстренько все заседания перевел в кулуары, а потом даже и вовсе в них участвовали отдельные лица, даже не все те, кто приехал на собор. Адский ад, адский ад.

И еще кто-то до сих пор говорит, что надо было византийцам признать власть папы и тогда мол, все было бы хорошо и Константинополь не пал. Ага, как же. Плевал папа на Константинополь с высокой полки. Собственно, как латиняне к Константинополю относятся и станут ли его защищать, было ясно уже после 1204 г. Да и вообще объединяться с такими непорядочными людьми - это надо уж совсем себя не уважать.

Нет, "никогда мы не будем братьями".

Комментарии


"И главное, что этот жалкий император в итоге получил, какую помощь? да никакой!!! " Это не совсем так. Объединённая армия крестоносцев (Польша, Венгрия, Чехия, Молдавия, Папская область, Великое княжество литовское, Тевтонский орден и т.д.) дрались с османами. В 1444 году произошло сражение при Варне, где войска крестоносцев были полностью разбиты.