Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

27 августа 2014 г. 14:41

475

5

Документально-художественное произведение Нанами Шионо произвело на меня очень приятное впечатление. Честно признаться, я до сего момента не читала книги, написанные в подобной манере, и могу с уверенностью сказать, что первое знакомство оказалось на редкость удачным. Поэтому меня крайне удивило, что я оказалась первым человеком, который прочел эту книгу здесь, на ЛайвЛибе. Ведь тут огромное количество людей, увлекающихся историей. Ну да ладно, сие было «лирическое» вступление, перейдем непосредственно к произведению.

В эту книгу вошли три работы Нанами Шионо: «Падение Константинополя», «Осада Родоса» и «Битва при Лепанто». Объединены они общей темой, которая отражена в названии этого сборника. Да, это последний час рыцарей, это падение Константинополя и уход в прошлое целой эпохи, это то время, когда армии перестраиваются, вводя в свои силы артиллерию, легкую кавалерию пехоту. Это то время, когда рыцарство доживает свой век, уступая место новой стратегии и тактике и менее затратным войскам.

«Падение Константинополя». Удивительно интересно построенный рассказ о взятии Константинополя в 1453 году. Нанами Шионо пишет исторически достоверную информацию, доносит события тех дней через героев – очевидцев тех событий, которые впоследствии записали свои воспоминания. Рассказав о положении дел в малой Азии и Средиземноморье в пятнадцатом веке, а также дав историческую справку о возникновении Византии, о её расцвете и упадке, автор вводит художественную часть и представляет читателю героев-очевидцев. И это не вымышленные персонажи. Советник и друг императора Константина Франдзис, Кардинал Исидор из Рима, командир отряда Михайлович из Сербии, монах Георгий из Константинополя, его ученик Убертино из Брешии, флорентийский купец Тедальди, Анджело Ломеллини из Галаты, паж Мехмеда II Турсун из Андрианополя предстают перед читателем, и именно их глазами начинается рассказ об основных событиях 1452-1453 годов. Нанами Шионо в линии каждого персонажа опиралась именно на оставленные им записи, или же свидетельства об этих людях, так как некоторых в конце ждала незавидная участь. Несмотря на документальность, рассказ получается очень живым. Между описаниями событий автор дает географические и исторические справки, очень умело вписывая их в общее повествование. И получается целостное произведение.

Помимо исторических фактов здесь поднимаются и вопросы формирования культур, различие православной и католической религий, проблема объединения церквей, отношение к поверженным врагам, а также очень сложные, разрывающие на части «за» и «против» в выборе шагов и действий. Что бы было, если бы Генуя, как и Венеция пришла на помощь византийцам, а не пыталась извлечь выгоду? Та выгода обернулась огромными потерями, нанесшими такой урон экономике этой торговой республики, от которого она так и не оправилась. Объединись Европа в час, когда Константинополь молил о помощи, смогло бы это остановить Мехмеда Завоевателя? Впрочем, история не знает сослагательных наклонений. Как верно и то, что гибель одного, дает рождение другому:

Падение Константинополя в 1453 году дало толчок началу неизбежных социальных и военных преобразований как на Западе, так и на Востоке. Эти перемены были настолько серьезными, что ознаменовали собой новую эру, но именно поэтому они произошли не настолько быстро, чтобы их результаты можно было ощутить через год или два после этого события. Хотя было несколько человек, которые с болью осознавали необходимость перемен еще до того, как пал Константинополь, но они могли провести эти реформы, только став тиранами и имея в руках абсолютную власть.

«Осада Родоса» знакомит нас с дальнейшей историей Средиземноморья. Здесь описаны события, произошедшие во время правления Сулеймана Великолепного. Именно при нем границы империи были самыми широкими, а само государство сияло в зените своего расцвета и силы. И все бы хорошо, но заноза одна сидела – остров цветущих роз и его владельцы. Шионо рассказывает историю этих владельцев – ордена Святого Иоанна. Читатель узнает, как был образован орден, какие преобразования пережил, чем владел и как оказался на Родосе. Госпитальеры занимались исцелением и пиратством. Именно рыцари-госпитальеры стали основными очевидцами «Осады Родоса»: это был француз Жан Паризо де Ля Валетт,и два итальянца - Джамбаттиста Орсини и Антонио дель Каретто.

Однако, прежде, чем перейти непосредственно к событиям осады, Нанами Шионо рассказывает читателю, как обстояли дела в Османской империи. Она объясняет, почему после попытки Мехмеда Завоевателя взять Родос в 1480 году, потом остров оставили в покое на сорок лет, а также повествует о событиях при османском дворе.

Если в «Падении Константинополя» читатель мог наблюдать применение новейших «технологий» нападения, то в «Осаде Родоса» автор говорит о том, как приспосабливалась к нововведениям оборона:

Многие уже понимали, что исход битвы за Константинополь решило применение пушек султаном Мехмедом II. Лишь спустя два года после осады итальянский специалист по пушечному делу из Сиенны написал о том, как приспособить военные укрепления к новой эре пушек. В конце XV века Леонардо да Винчи разработал схему крепости, специально имея в виду защиту от пушек; семья известных архитекторов, скульпторов и конструкторов Сангалло также сделала несколько пробных чертежей. Но в силу ряда причин прошло более полувека, прежде чем подобные крепости появились на свет.

Ну а события начала войны и осады развивались до боли знакомо. Как в 1453 году Константинополь не получил помощи, так и случилось в рыцарями ордена Святого Иоанна. В Европе шли войны между Габсбургами и французской короной с участием сил других государств. Не до Родоса было. Да и:

Прибыв в Европу с известием о высадке турецкой армии на Родосе и обратившись за помощью, гонцы из ордена Святого Иоанна привели королей в смятение. Все европейские монархи признавали орден в качестве «последнего оплота христианства в Восточном Средиземноморье», но в любые времена связь между словом и делом в лучшем случае непрочная.

Итог… Зимой 1522 года остров Родос был сдан.
В конце Нанами Шионо, как и в предыдущей части, рассказывает о судьбе очевидцев, а также о дальнейшем ходе истории.

«Битва при Лепанто» повествует о последней галерной битве в истории, которая завершила длительный период, на протяжении которого Средиземное море оставалось одной из главных сцен исторических событий. Последняя крупная точка в противостоянии Европы и Османской империи – знаменитое морское сражение при Лепанто.

Рассказ построен по тому же принципу, что и первые две части. Здесь автор большое внимание уделяет самому флоту и различному виду кораблей, рассказывает о командирах, оснащении и многом другом. Центральное событие – сама битва, поражающая своим масштабом. Для того времени, естественно.

Во всей военно-морской истории самой крупной и, как оказалось, последней битвой галер стало сражение при Лепанто.
Хотя обе флотилии отличались друг от друга, они обладали и общими характеристиками. Каждая имела как минимум двести кораблей, свыше тринадцати тысяч моряков, более сорока тысяч гребцов и около тридцати тысяч солдат. Единственное значительное различие заключалось в количестве пушек. Так, у мусульманской стороны было семьсот пятьдесят орудий, а у христиан — тысяча восемьсот.

На этот раз турки проиграли. И важнейшую роль сыграло то, что был создан европейский альянс. Наконец-то европейцы объединились.
Военные достижения союзников в битве при Лепанто утратили какой-либо вес в следующем же году, когда альянс был расформирован.

И все же устрашающее кровопролитие не кануло бесследно в Лету.
Если бы в сражении при Лепанто победили турки, они тем самым еще больше утвердились бы в собственной непобедимости, а Средиземное море стало бы внутренним озером Османской империи. Кроме того, в случае победы турок нет уверенности, что дальнейшая османская экспансия остановилась бы около Вены и не простерлась бы дальше.

В конце Нанами Шионо публикует «Обращение к читателю» в качестве эпилога, где рассказывает, как в ней пробудился интерес к истории Средиземноморья, как проходили её научные изыскания и процесс написания «Последнего часа рыцарей». Тут и открывается один маленький секрет:

В итоге я рассказала о каждом из трех конфликтов, выбрав технику, наиболее подходящую для описания и пятидесятидневной войны, и шестимесячной осады. А в книге о пятичасовом сражении при Лепанто я попыталась создать крещендо, подводящее к битве, а после окончания битвы продолжила повествование в форме декрещендо.

Помимо такого небольшого рассказа о трех произведениях собранных в книге «Последний час рыцарей», очень хочется сказать, что это удивительно познавательная литература. Здесь собрано огромное количество сведений об истории Византии, Османской империи и итальянских городов-республик; об образовании империи османов, её структуре и её завоеваниях; о традициях мусульманской, католической и православной культур, об исторических личностях и прочем. Несмотря на то, что в произведениях охватывается довольно большой временной период и событий в нем умещается много, никакой путаницы в голове не возникает – форма произведений и подача материала как будто сами все раскладывают по полочкам. Лично для меня было удивительным, что я сразу запоминала даты. Обычно я подобным не страдаю. И интересно. Очень интересно.

Ещё очень понравилось, что в своих произведениях Нанами Шионо нащупала такой стиль подачи материала, который не выглядит ни как лекция, ни как заигрывание с читателем или некое панибратство, на которое переходят иногда иные авторы научно-популярных книг по истории. Художественно-документальная форма – очень удачный выбор писательницы. Именно приемы художественной литературы делают текст красочным, ярким, легко визуализируемым. Так и представляешь огромные костры османов, грохот барабанов и труб на фоне лунной ночи накануне решающего штурма. Или пенье жаворонков, наливающуюся цветом зелень и бутоны цветов в свежести утра последнего мая в Константинополе. Или строгость православного монастыря, в котором спорят монахи об унии, нарушая гармонию и привычную тишину этого места. Или переливающееся всеми красками небо рассвета над Родосом – прекраснейшее зрелище, способное сделать мягче суровый взгляд рыцаря ордена Святого Иоанна. Очень хорошо удаются Нанами Шионо и образы очевидцев – прекрасно переданные характеры и привычки, слабости и сильные стороны личности.

Очень довольна. И книгой, и собой. Собой в плане того, что не побоялась взять книгу без единой оценки. И награда не заставила себя ждать, хоть и не сказать, что была ожидаемой. Любителям истории - рекомендую.

Прочитано в рамках игры "Вокруг Света с... Литературным Персонажем" - второй тур "ВОКРУГ СВЕТА С ЭРКЮЛЕМ ПУАРО".

Комментарии


Странно, что автор прошел мимо Великой осады Мальты. Тот же Сулейман, тот же Ла Валетт...


Ну да. Может она выбрала как бы три точки: начало - падение Константинополя, середина - взятие Родоса и конец - битва при Лепанто. Вроде Мальту перед Лепанто захватили? Точно не помню. Но точно после Родоса.


Вроде Мальту перед Лепанто захватили?


Мальту турки не захватили. Иоанниты отстояли ее.


А, точно. Тогда понятно, почему этого противостояния нет в книге.


Я думаю не столько из-за этого, ведь при Лепанто тоже турки потерпели поражение.
Дело, наверное, в том, что если бы автор описал штурм Мальты, то произошло бы в некотором роде "дублирование" (Родос-2). А так в книге описаны три события мало похожих друг на друга:
- в военном смысле (осада крупной крепости, осада острова, морская битва);
- в политическом смысле (гибель государства, передел сфер влияния на море, победа над турками как остановка их экспансии) - в этом смысле в качестве третьей битвы автор мог бы взять вместо Лепанто Мальту, но произошло бы некоторое дублирование с Родосом, на мой взгляд (остров, иоанниты, ла Валетт...).


Ну да. И потом Лепанто все же крупнейшее морское сражение. На нём стоило остановиться.


Отличная рецензия!
PS: Я тоже когда покупал книгу был удивлен отсутствием на нее отзывов где либо в сети.
Хорошо что купил, не прогадал, выходит. :)


Не прогадали. Хорошая книга.


У Вас получилась такая замечательная рецензия, что захотелось сразу, забросив все дела, найти книгу и начать читать. Спасибо Вам ))


Рада, что смогла заинтересовать. Книга достойная. Спасибо за отзыв).