Больше рецензий

12 августа 2014 г. 23:33

134

5

Не верьте названию, книга совсем не детская. В ней.. кхм.. очень полно представлена тема отношения полов.

В своей "Детской книге" Антония Байетт нарисовала в ярких красках портрет целой эпохи: конец 19 - начало 20 века. Художники и писатели, фабианцы, девы с полотен прерафаэлитов, обзаведшиеся детьми, анархисты и социалисты, психоаналитики, суфражистки и богема, всемирная выставка в Париже, первое радио, телефон. На закате викторианской эпохи людей трясла лихорадка борьбы и противостояний. Создавались тайные и явные общества, писались и сжигались книги, ставились и запрещались пьесы. Анархисты и суфражистки ломали, поджигали, взрывали, боролись.
Главные герои книги -- дети. Они растут среди всего этого, взрослеют, находят свой путь. Кто-то испытывает переживания первой любви, кто-то бьется за право заниматься тем, чем хочется, а чья-то жизнь ломается посередине и так он остается, ребенком-инвалидом, с покалеченной душой. Детей очень много: родные и сводные братья, кузины, соседи, друзья-подруги. Я никак не могла к ним привыкнуть и периодически приходилось напрягать память, простраивая параллели (кто чей ребенок и у кого с кем отношения). Те люди, что были не довольны семьей Буэндия в "Сто лет одиночества" читайте эту книгу осторожно. Можно сойти с ума)
Двум темам Байетт уделила особенно много внимания: теме секса и теме прав женщин. Первое занимает умы многих героев и толкает их на рискованные поступки, вдохновляет на создание новых предметов искусства. С правами женщин тогда все было просто: у женщин не было прав.

— Если женщин допустят на выборы, это уберет унизительное различие между ними и мужчинами — одно из многих. И тогда, может быть… в каком-то новом мире… женщины и мужчины смогут разговаривать друг с другом. Как люди.

Каждый закон, содержащий в себе слово "женщина" был направлен на то, чтобы лишний раз ограничить свободу женщины. В начале 20 века женщина не воспринималась, как существо разумное, способное в полной мере отвечать за свои поступки и заниматься серьезной, "мужской работой".

Университет допускал женщин «в порядке исключения»: женские колледжи не являлись частью университета, и женщины, хоть и сдавали с мужчинами одни и те же экзамены, не получали степеней бакалавра. Это были свободные женщины, желающие профессионально заниматься умственным трудом. Кое-кто в университете был активно против их присутствия. Эта оппозиция никогда не затухала и время от времени перерастала в яростную полемику или даже беспорядки. Согласно общему мнению, женщины представляли собой искушение и опасность для нравов (часто шатких) молодых людей, которые, в отличие от женщин, находились в университете по праву.

Одна из ключевых фигур романа -- Олив, писатель сказок для детей. Олив -- многодетная мать, пишущая запоем, без остановки. Возникает мысль: много ли общего между Байетт и Олив? Надеюсь, не очень. От Олив у меня осталось крайне неприятное ощущение. Она в моих глазах как кукушка, подкидывающая своих детей в другие гнезда. Она больше нянчилась со своими мифами и сказками, чем с собственными детьми. Олив создает в своих книгах новые миры, но она так же создала у себя в голове идеальную картину окружающей реальности и злилась каждый раз, когда реальная жизнь расходилась с идиллией в ее воображении.

01labors91349193294-o.jpegМне очень нравится обложка зарубежного издания: женщина-стрекоза Рене Лалика, как олицетворение смешения всего реального и мифического, что есть в данном произведении. Как иллюстрация к жизни того времени, жизни в стиле модерн, ар-нуво, югендстиль, вычурного и естественного. Люди творили, черпая вдохновение у природы. Люди жили в свое удовольствие, наслаждаясь молодостью, невинностью, свободой.
Но всему приходит конец. Логическим концом этой истории стала первая мировая война. Грязная, безжалостная война, где ежедневные потери в 40 тысяч человек называют "не значительными". У тех, кто вернулся с этой войны не осталось молодости. Ушли молодыми, вернулись стариками. Стерлись старые ценности, понятия, жизни. Осталось лишь неясное будущее, скорбное, безрадостное.

“Он начал составлять список слов, более недействительных. Слава. Честь. Наследие. Радость.”

В заключение скажу, что книга прекрасна. Неспешное повествование с своевременными историческими, почти документальными, зарисовками не напрягает, не утомляет. Персонажи! Да, я запуталась, но я не могу не оценить всей проделанной работы, это за гранью добра и зла. Это теперь одна из моих любимых книг, полагаю.

Комментарии


Тут надо бы заметить для справедливости, что Олив никто не спрашивал, хочет она рожать этих детей или нет.


Если уж на то пошло, никто и не заставлял) Не отрицаю, она их даже любила. Особенно Тома. Но любовью очень отстраненной.


Как это не заставлял? Вы изобрели способ спать с мужем, не предохраняясь, и при этом не беременеть? Только не говорите мне, что ее "никто не заставлял" спать с мужем.


А вы заметили, что у остальных героев по 2 ребенка у всех? (кроме Фладдов, разве что) Способы есть, их придумала не я, да и смысл тут это обсуждать.
Взять родителей Гризельды и Чарльза, они были скупы на чувства, все у них было чинно-благородно, дети от них и не ждали ничего сверх этого. Вопроса о любви даже не стоит.
Олив же любила создавать вокруг себя образ матушки-Гусыни, даже себя пыталась убедить, по-моему, что любит всех этих детей, но на деле -- далека она была от них и Тома вон как предала. А ведь знала, что для него будет тяжелым ударом то, что она сделала.


Способы есть, но в конце ХIX века их не было. Два ребенка в семье по тем временам - это скорее редкое исключение, чем правило. И я не согласна, что Олив заводит детей нарочно. Каждая беременность для нее очень тяжела, ведь работоспособность снижается, а ей приходится кормить своими гонорарами всю эту ораву. Каждые роды - это чудовищно болезненный процесс и вполне реальная угроза смерти. Ни одна женщина на такое не пойдет сознательно, только для того, чтобы "создавать вокруг себя образ матушки-Гусыни".


А кстати, если посмотреть, у кого из героев по двое детей? У майора Кейна два, да, потому что жена умерла, рожая дочь (кстати!). У Бэзила два, но у богатого банкира наверняка был доступ к соответствующим знаниям и средствам - а может, у жены были какие-то неполадки по женской части, а может, супруги просто перестали спать вместе в какой-то момент - мы об этом ничего не знаем. У всех остальных семейных героев детей гораздо больше. Даже у мамки Уоррен - пятеро, плюс те, что умерли.


Я не понимаю, о чем мы спорим. Я высказала свое мнение, мне не приятна Олив. Я не говорила, что она заводила детей Специально. Я имела ввиду, что на публику она играла идеальную маму, каковой не являлась. Не понимаю, с чего вы упорно стоите на мнении, что она детей не хотела. Чтобы я ее пожалела и поняла? Не пожалею и не пойму.


Ну вообще-то можно было бы и пожалеть человека, которого насильственно оплодотворяют раз за разом без его согласия, не спрашивая, как это согласуется с его творческими и иными планами.


Насильственно? Что-то я не заметила, чтобы ей был неприятен процесс оплодотворения. Оплодотворял-то ее не только муж, и если, по вашей логике, спать с мужем ей было "обязательно", то с остальными уж точно никто не заставлял.


вот, кстати, от любовников она не беременела (кроме самого первого раза). интересно, почему. может, потому, что она уже потом начала изменять, когда климакс наступил.


Тоже не так давно прочитал книгу, в каком-то смысле очень фундаментальная, и эпохальная, так много тем и вопрос раскручено и поднято. Поначалу (даже ещё до чтения, помня два других романа Байетт, а они куда меньшие по объёму) и где-то спустя пятую часть от начала чтения у меня возникали опасения, что "Детская книга" меня придавит, но нет, читалось очень интересно и даже быстро, несмотря на обилие тем и персонажей.
А в детях я тоже "плавал" порой :)


К таким книгам надо что-то типа таблиц персонажей, чтобы подглядывать порой :)


в какой-то момент я чуть было и не дёрнулся к бумажке и карандашу)) но потом полистал обратно чуток, прокрутил в голове и постарался хорошенько запомнить, вроде получилось :)


Я бы почитала еще что-нибудь подобное, посоветуешь?)


ох!.. она такая многомерная, что я теряюсь даже трактовать это "что-нибудь подобное"... а можешь конкретизировать хотя бы как-то?)
вообще саг давненько не читал, и в моём багаже их маловато, всё больше в планах


Да, хочется таких эпохальных саг, тяжеловесных и ветвистых)


а как ты к историческому относишься? и к истор.стилизации, например?
вообще ты вроде бы благодарный читатель :) (сужу по прочитанному и оценкам)


Историческое люблю)


Ну тогда вот, это всё не совсем чтобы саги (и даже скорее нет), но очень рекомендую:
"Сарантийская мозаика" Гай Гэвриэл Кей и "Лекарь. Ученик Авиценны" Ной Гордон. Обе - монументальные эпичные полотна, с кучей прекрасных персонажей. Подряд лучше не читать, потому что это два таких столпа, в которых несмотря на совершенно разные и времена, и фон, и сюжет, есть что-то общее
И если не боишься военно-историч., то из последнего на меня очень большое впечатление произвёл "Марш" Э.Л.Доктороу, вот тут немного писал, по сути не очень уж внятно, но как на меня повлияла увидеть можно :) http://moi-stroki.livejournal.com/166152.html Там нет терминологии, не надо особо разбираться в подноготной того времени, помимо историч.контекста это просто интересный, цепкий, увлекательный роман.
А я ещё подумаю :)


Вау, класс, спасибо! Ни об одной из них не слышала. Сама бы ни за что не нашла бы!


"Сарантийскую мозаику" в своё время тут на ЛЛ немного начали открывать (благодаря одному хорошему советчику в ФМ), когда я читал-писал, всего несколько отзывов было и читателей пшик. Да и сейчас всего сотня, аж странно, меж тем идеальный кандидат в подборку "малоизвестные, но прекрасные"

А с тебя тогда тоже взаимный реверанс - какую-то интересную сагу, вдруг чего-то такого внезапно душа запросит :) можно драматичную, только чтоб не угнетающую в целом


ну и вообще если что-то захочешь порекомендовать, такое вот прям "ух", буду рад - вдруг тоже попадёшь в десяточку, что это класс, а я ни сном, ни духом


Я в сагах не очень сильна)
Сразу на ум пришли "Перстень Левеншельдов" и "Дом духов". Обе немного магические. Есть еще потрясающий "Сивцев вражек", огромное впечатление на меня произвел. То же начало 20 века, но Россия


Обе первые на слуху и уме, "Дом духов" даже на полке давно :) А вот третья заинтересовала определённо, тем более что и время, и место, да ещё и неизвестная редкость (вроде как) Спасибо!


Да, у нас она не очень популярна, и, что удивительно, популярна за рубежом. Мне ее Medulla посоветовала в флешмобе