Больше рецензий

Godefrua

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 августа 2014 г. 18:19

333

3

Маяковский во втором томе уж не тот, что в первом. В первом он мечтал. Зло мечтал, конечно, но с благими намерениями. О новом мировом устройстве, о научно-техническом прогрессе, о свободной любви без обязательств. Критиковал царский режим, всех мыслящих, иначе чем он. Смеялся над религией. Но когда творческий человек мечтает, все его творчество излучает надежду, а в нас, потребителях творчества - интерес. Несмотря на то, что взгляды художника мы можем не разделять.

А во втором томе он в основном - орет. Мечты его, вроде как, стали сбываться, а счастья почему-то он не испытывает. Ну не мог написать такого счастливый человек.

О бюрократии. Как же он должно быть утомился... Он критикует проявление своего "совершенного" государства. Нежно, впрочем, как несовершенство человека в целом.

Я,
как известно,
не делопроизводитель.
Поэт.
Канцелярских способностей у меня нет.
Но, по-моему, надо
без всякой хитрости
взять за трубу канцелярию
и вытрясти.
Потом
над вытряхнутыми
посидеть в тиши,
выбрать одного и велеть:
"Пиши!"
Только попросить его:
"Ради бога,
пиши, товарищ, не очень много!"

О дефиците. Он злится на невозможность купить нужную бытовую вещь и ненавидит тех, кто ее производит и продает.

О других странах и политиках. Много злости, много переходов на личности, зависти много. Поэма про Латвию. Сложно человеку придраться, если ему на самом деле нравится, но он придирается, выискивает зацепки, основанные исключительно на собственных ценностях. "Территории, собственно говоря, нет...","Войска мало, но выглядит мило..", "Латвией управляет учредилка. Учредилка - место, где спорят пылко", " Поэту в России - одна грусть! А в Латвии каждый знает тебя наизусть", "В Риге не видно худого народонаселения". И "мораль в общем - зря, ребята, на Россию ропщем".
О политиках - как на кухне в коммунальной квартире, или на базаре. Высмеивание внешности, высмеивание благородных происхождений и манер. Он предлагает варианты жестоких, унизительных и смешных расправ. Чем-то напоминает надписи на заборах, юмор в соц.сетях. Признавая пролетарскую культуру единственно верной, он высмеивает все, что в нее не вписывается. А не вписывается в нее практически все.
Вообще, это довольно интересно наблюдать, как человек талантливый и безусловно умный, отрицает принятые правила поведения, он невоспитан и груб и призывает всех быть такими же. Он гордится "своими университетами"(опять Горький) и будто желает, что бы через них прошли все, как можно больше людей. Что бы была общность только людей с тяжелым наследием. Кому "не повезло", тому не повезло. А ведь он глас того времени! Главная информационная технология и пропаганда.

Временами, мне казалось, что автор курил что-то крепкое. Он закручивал шею винтом и раскручивая ее, своей головой наносил свои визиты в разные, достойные посещения места планеты. Он предлагает ходить на совещания разным частям тела, так получится больше посетить совещаний. Нервную систему нужно гимнастировать, мыть, развешивать и сушить на ней белье.

Вынешь мысль из-под черепа кровельки,
и мысль лежит на ладони,
абсолютно реальная,
конструкцией из светящейся проволоки.

И вообще, советские пролетарии могут позволить себе любую фантазию, жить ею и чувствовать свое превосходство над остальными.

Церковь разогнали и золото отняли, у кулаков зерно забрали и им отомстили невозможностью посевов и обвинили в отсутствии урожая...

Но кое-что и приятно в этом репортаже настроений из 20-30 годов. Авиация. Маяковский влюблен в авиацию.

Будь аэрокрылым -
и станет у вас
мир,
которому короток глаз,
все стены которого
в ветрах развоздушены.

Или:

Выпустят из авиашколы летчика
Долго ль по небу гоняет его?
И то
через год
у кареглазого молодчика
глаза
начинают просвечивать синевой.

Есть еще поэма о телефонизации. Но если честно, мне сложно разделить восторг к проводку, в котором все голоса мира. То ли мысли слишком рваные, то ли злости много, то ли много выпито...

Ну и, конечно, про любовь. Маяковский раб любви. Он уже не балагурит, не играет в игры. Он нашел ту, которая от него НЕ "шарахалась: "Нам вроде поменьше, нам вроде тангО бы.." Ей говорят: "...такого любить? да этакий ринется! Должно укротительница..." Он признает, что "она" играет с ним, как девочка с мячиком.

На мне уж
с ума сошла анатомия.
Сплошное сердце -
гудит повсеместно.

Остается добавить, что мне очень интересно, что же это за Лиля, которая пленила человека, считавшего себя мессией, голосом пролетариата, голосом страны, целой страной... Грубияна, фантазера, великана... Женщина, не посягнувшаяся на свободу Поэта, поработила его.

Если говорить в целом, о впечатлении от его творчества, то оно и сейчас было бы актуально. Злость, отрицание, высмеивание, категоричность. Желание всех уравнять к непонятному знаменателю. Недоработка технических моментов (например, такой ерунды, откуда брать хлеб) компенсируется запалом и жаждой справедливости. Творцы молодого советского государства, его фанатики, больше способны рассказать о нас, нежели писатели-дворяне. Потому что в большинстве своем, мы потомки сословия первых, а не вторых.
Я буду читать Маяковского дальше. Потому что он необходимое, крепкое звено в понимании отечественной литературы, культуры и истории. Я не буду уподобляться ему же, отрицающему все, что ранило и непонятно.

Спасатели книг

Комментарии


Сейчас как раз читаю книгу, про тот период, ощущения возникают тревожные, а рецензия прекрасна, хотя я к творчеству Маяковского в целом равнодушна


Спасибо, Аня. А что читаешь?


"Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана"


Интересно. Не читала, с удовольствием прочту твою рецку. У меня относительно недавно интерес к этому времени проснулся. Раньше не понимала его продуктов))


У меня тоже, до знакомства с "Крутой маршрут" Гинзбург


А я его очень люблю, тот случай, когда понимаешь, что вот будь он твой знакомый - убила бы - а читаю - и нравится.


Да, я такого товарища не могу представить в числе знакомых)) А если бы был, держалась бы подальше. И вообще, мы привыкли поэтов, читателей знать "изнутри" их мира, а ведь Маяковский был мачо, если на него посмотреть. А взгляд?
Когда он попадает в какую-то тему, близкую к сердцу - вот тогда и понимаешь, что это не абсурд, это талант. Кстати, за рубежом его больше знают и почитают чем у нас. Отчасти, благодаря основанному им стиля футуризма. Бешеные деньги стоят его рекламные плакаты. Не только с политической агитацией, но и с рекламой бытовых продуктов. Он же был еще и художником.


Очень хорошо про Маяковского написал Янгфельдт, я в свое время много читала про него, про Лилю, про все окружение, увлечение моей юности))


Это очень интересно! Спасибо большое. Тем более зарубежный автор, это немаловажно с учетом нашего неоднозначного отношения к прошлому.
Вообще, я люблю читать что-то автобиографичное если есть. У Маяковского есть эссе о себе "Я сам", кажется. Очень много я о нем поняла, когда прочитала. Но и исследования со стороны интересны, тем более с любовной темой. Обязательно прочту.


А рецензию первую на книгу не читайте.)

У меня относительно недавно интерес к этому времени проснулся. Раньше не понимала его продуктов))


Весь Серебряный век был не Ваш? Или послереволюционное время?


Хорошо.
Сложно сказать, Ахматову я очень люблю, понимаю. Мандельштама. Есенин - немного не мое, хотя что-то близко. Блок - перегружен мистикой, женским началом.
У меня интерес другого рода, я изучаю тот период. Конец 19-го, начало 20, смена рубежей, именно там путаются следы. Сложно разобраться что к чему, стараюсь не читать исследователей, стараюсь читать первоисточники. Много чего уже начитала. Горький - почти весь. Хочу целостного понимания о всех сословиях, мотивах, настроениях.
Ну и не могу не похвастать - поддержала писательскую инициативу двух почтенных казачьих атаманов - Лондонской и Ставропольской. Тот что Лондонский - участник тех самых событий 20-х годов, он и написал мемуары, Ставропольский доработал. Ну я еще об этом напишу))


В этой связи :-) Вы читали И. Одоевцеву " На берегах Невы" и " На берегах Сены"? :-)
Очень Серебряный век :-)
О Лиле Брик я пару- тройку раз читала В. Катанян " Лиля Брик. Жизнь". Там очень много Маяковского :-). И я присоединяюсь: Жизнь Лилианны Лунгиной Подстрочник - совершенно замечательная вещь:-).


Спасибо, все беру на заметку))


Тот что Лондонский - участник тех самых событий 20-х годов, он и написал мемуары, Ставропольский доработал.


Очень интересно. У меня среди предков казаки были. Да и вообще - интересно, спасибо!

В тему рекомендую еще "Пристрастные рассказы" самой Лили Брик, Нину Берберову "Курсив мой", "Окаянные дни" Ивана Бунина, "Солнце мертвых" Ивана Шмелева. Если еще не читали, конечно. В списке не нашла, поэтому рискнула советовать.


Спасибо! Из списка только Бунина читала. В этом всем есть трудность - чтение этих книг не для слабонервных.
Оо, тогда вам будет интересна книга про кубанских казаков)). У меня все казаки, за исключением деда по материнской линии- он детдомовский, только догадываться можем о происхождении.


В этом всем есть трудность - чтение этих книг не для слабонервных.


Так и время было не для слабонервных. Хотя "Пристрастные рассказы" - условно "легкая" книга.) Еще в тему "Циники" Мариенгофа.

Мои предки тоже их кубанских, из Краснодарского края.)


Какой он все же неоднозначный, этот Маяковский!...


Какое время, такой и Маяковский...


Ну не все тогдашние поэты были футуристами ;)


Он самый трендовый. Самый востребованный. И самый плодовитый. У меня 12-томник. Два тома уже прочла))


да, это правда! Самый большой в прямом и переносном смыслах футурист! ;)

У моего бати тоже есть такие томики!


И мои томики из отцовских закромов))


И хорошо, что они сохранились, а не пошли "в печку"! ;-)


Ты что?! Разве можно? Это ведь уже классика была, даже в 70-80 е годы, покупал зачем-то же, не из заблуждений)) но читатель у них один - я. Страницы склеенные, корешки хрустят))


Страницы склеенные, корешки хрустят))

Люблю посещать букинистические магазины и там "похрустеть"! ))


А мне нравится и когда он орёт.


Смотря о чем орет)) иногда орет хорошо, а иногда (подозреваю, выпив лишнего) ну просто не разобрать. Или перебор с ненавистью. Наверное, мера важна в оре, что бы не обесценилось ни то, ни другое.
В первом томе (дореволюционное творчество) он еще не орал, а только выкрикивал и это было удачнее.


Да о чём угодно, мне нравится его напор и злость, очень созвучны моему внутреннему ритму.


Да, все мы разные))
Вот сейчас почему то мне вспомнилась ваша рецензия на "Слепого убийцу" (опять Этвуд)), у меня, когда читала книгу, герой-анархист четко ассоциировался с Маяковским. И внешностью, и манерами. И тоже - авангардно творческий...
Как-то так))


Возможно, но хлипковат он был духом, как мне кажется. Маяковский не стал бы прятаться по углам)


Маяковскому фортануло, революция случилась и он стал ее главным рупором. А до этого тоже прятался, сидел. А тому - нет.


А мне в Маяковском нравится и тайная хрупкость, не та, что заставляет по углам прятаться, а та, что делает жизнь такой невыносимой, что орешь, играешь в "русскую рулетку", ну и ...


Нуу, о вкусах не спорят, конечно. Мне кажется, эта его хрупкость ничто иное как уязвимость, раненность детством, злость, отсутствие принятых в обществе навыков и механизмов общения. Выхлоп этого всего вперемешку с талантом, темпераментом, осознанием собственной избранности.
Жил как мог, горел. А на огонь всегда приятно смотреть. Но вряд ли мне было бы на него приятно смотреть тогда, у меня слишком много ценностных несовпадений с ним. И это не позволяет мне любить его творчество.