Больше рецензий

trounin

Эксперт

Эксперт Лайвлиба и ведущий сайта Trounin.ru

9 августа 2014 г. 11:27

533

3

XII век, в одном из арабских эмиратов на территории современной Испании жил врач Ибн Туфейль. После себя он оставил один художественно-научный труд, другие не сохранились. Этот труд сложно отнести к художественной литературе, но и научной работой он не является. В нём отражены миропонимание мусульман, и попытки понять мир без влияния уже известных истин. Название повести может показаться очень странным, но оно переводится на наш язык довольного просто - Повесть о Живом, сыне Бодрствующего. В книге есть много важных элементов, повлиявших на будущее литературы Европы и Востока. Самое главное - нравоучение. Сейчас данная книга позабылась, и никто её уже не читает. Актуальность, содержащейся в ней информации, сошла практически на нет - она будет интересна только тем, кто желает узнать о том, как смотрели люди на мир вокруг себя до осознания глобальности вселенной, тщательно разобравшись в строении человеческого тела, постигшие мудрость единого Бога. Гораздо проще современному читателю взять книгу Фридриха Ницше "Так говорил Зарастустра", она практически об этом же, но с более глубокой целью немецкого философа навязать свою точку зрения Европе в переломный момент религиозных страстей. Ещё проще будет взять в руки первую книгу о похождениях "Тарзана" из одноимённого цикла Эдгара Берроуза, где человек понимает мир в оторванности от цивилизации более понятным образом и не стремится открыть всех тайн планеты, да добраться до единения с Богом.

Книга о выживании человека в дикой среде, где нет людей, а есть только животные и растения. Созревший в глине, воспитанный газелью, он столкнулся со смертью, после чего твёрдо принял решение познать мир. Очень трудно усвоить и понять те достижения, до которых смог додуматься Хаййя. Если так бы продуктивно думали древние люди - отпала бы нужда в древнегреческих философах, долгие века обдумывавших мироустройство, пока они не пришли своим умом до идеи монотеизма. Хаййя в ходе своей долгой жизни, дошёл до таких истин, которые не снились Ибн Сине, ещё немного - и Коперник мог остаться без нашумевших открытий, однако познания в астрономии у арабов XII века были не такими продвинутыми, хотя они имели правильное видение строения солнечной системы. Если откинуть все мысли об естественном ходе вещей, а просто позволить себе принять то осознание мира, которое вырабатывает главный герой книги, то можно найти много дельных мыслей.

И всё-таки он долгое время не знал людей. Сам дошёл мыслями до "правильного" Бога, научился жарить мясо и, наверное, начал использовать в своём быту колесо, раз уж даже орудия труда у него были. Наибольший перелом наступает в момент, когда он знакомится со своими соплеменниками-людьми, погрязшими в грехах и надуманных проблемах. Можно, конечно, согласиться с его точкой зрения, а можно и быть категорически против. Особенно в наше время. Интересно, Туфейль хотел показать достижения своего времени, прочитать нравственные наставления, в чём-то укорить людей или он хотел донести что-то ещё? Можно предполагать, у всех будет свой ответ.

Мир сложен... и с каждым днём он становится всё более непонятным, где каждый уходит в свою узкую специальность.

Эти рецензии тоже могут вас заинтересовать:
- "Средневековая андалусская проза" (сборник)
- "Ожерелье голубки" Ибн Хазма
- "Так говорил Заратустра" Фридриха Ницше
- "Приёмыш обезьяны" и "Приключения в джунглях" Эдгара Берроуза

Комментарии


Название, конечно, красивое :)


да и дерево на обложке тоже вкусное :]


Не удержался, куснул? :))


нет, деревья я не ем :]


В некотором роде, не совсем по теме.
Вы в рецензии мимоходом помянули постижение идеи монотеизма как высшее достижение мыслителя (для меня даже не важно, древнегреческого или любого другого). В связи с этим подумалось. А может ли религиозная философия после этого развиваться, прогрессировать дальше, если выше и прекраснее Единого Бога ничего нет и быть не может. А ведь дальше, то, что не прогрессирует, не развивается, вынуждено деградировать и, в конце концов, умирать.


смотря с какой стороны смотреть.Большая часть жителей нашей планеты не придерживаются монотеизма, поэтому трудно считать его высшим достижением. Китайцам вообще не свойственна религиозность в нашем понимании, у японцев всё обожествлено, индуисты и буддисты наиболее яркие политеисты.
Мне кажется, следующей ступенью монотеизма является атеизм, который заменит вера в науку, а после и в величие человека.


Пожалуй с Вами соглашусь, хотя сам свои отношения с монотеизмом до конца не прояснил, и прояснять, наверняка, буду ещё очень долго.


этим человечество занимается уже более 2000 лет :]