Больше рецензий

1 августа 2014 г. 15:05

308

5

Лоуренс - один из лучших психологов среди писателей. Иногда просто какой-то ужас на тебя накатывает, ведь в голове никак не желает укладываться, как же можно так глубоко видеть суть вещей? Такое впечатление, что люди для Лоуренса, как муравьи за стеклом. Сидишь себе, наблюдаешь, изучаешь и ничто от твоего взора не скроется.

"Весь мир - игра, а люди в нем актеры." Люди фанатично обожают носить маски. Зачем? Почему их нельзя снять вместе с одеждой, когда ты ложишься в постель с любимым человеком? Даже Меллорз, который и заставляет главную героиню осознать, что секс может быть безоглядной самоотдачей и источником божественной энергии, чувственности и благодати, даже он носит маску, маску раненого и гордого человека, который открывает двери в мир блаженства для своей женщины, но не живет в этом мире постоянно. Он проскальзывает туда, как вор, иногда, и не дает себе возможности беззаботно наслаждаться этим миром. Меллорз слишком жесток к себе. Хотя, может быть, это мир просто жесток к нему...

Порнографичен ли этот роман? В моей понимании, однозначно нет. Порнография - это о технике, а эротика - это о чувствах. Лоуренс великолепно пишет о чувствах, это что-то космическое! Так чувственно и метко, гармонично и ярко о таких сложных переживаниях, которые очень часто непонятны нам самим. Многим ли писателям удавалось огразм так, чтобы не погрязнуть в пошлости или метафорах, от которых хочется плеваться? He did it.

Секс и чувственность безоговорочно являются главной темой романа, но надо отдать должное и тем эпизодам, где Лоуренс пишет о природе (ох, этот лес! эти запахи, звуки!), о социальной пропасти между классами, о жизни шахтеров, о новой и старой Англии. По моему мнению, глава о поездке Конни в шахтерский городок просто шедевр. Как и весь роман, впрочем.

Читала в переводе И.Гуль. Очень странная передача диалекта Меллорза, а в остальном претензий нет.

P.S. А вообще-то красноречивей всего об атмосфере это книги говорит тот факт, что я упорно читала слово пенс как пенис :)

10 / 10

Комментарии


как же можно так глубоко видеть суть вещей?


Любопытно - я у меня как раз обратное впечатление было от этого романа: никак я не могла поверить в героиню, неужели ТАК могут чувствовать и вести себя живые женщины?

Поэтому очень интересна противоположная точка зрения.


а давайте поговорим об этом ))) что именно вызвало у вас отторжение к героине? мне тоже интересно!


Нет-нет, не отторжение,я просто не поверила, что молодая неглупая благополучная женщина может впасть в зависимость от чистой физиологии...)


Она неблагополучная, мне кажется. Поэтому и впадает. :)


Ну, конечно, она НЕ счастлива, ну а кто из нас счастлив? ) Но, ИМХО, логичнее начать пить, ну или собачек разводить, но секс фиг знает с кем...


Ну я бы не сказала, что я счастлива постоянно, но в целом довольна жизнью. :)
Мне кажется выход зависит от характера человека - натура, ищущая преданности и взаимной любви, стала бы разводить собачек, человек замкнутый на себе мог удариться в алкоголь. А Конни слишком открытая и живая. Ну и потом, не будем забывать, что она здоровая молодая женщина, лишённая всех радостей супружества. Не скажу, что я её одобряю, но понимаю, почему так.


Нуу... Во-первых, я поддерживаю слова Морры о том, кто никакая Конни не благополучная. Что она знала в этой жизни? Только деньги. Увлечение, хобби, дружба, любовь, чувсьвенность - где все это у нее?
Во-вторых, не согласна с "чистой физиологией". По моему мнению, то, что было между нею и Мерролзом - это не чистая физиология, да и вообще я считаю, что когда два человека занимаются любовью - это никак нельзя назвать чистой физиологией. Чистая физиология - это, пардон за мой фанцузский, пописать и покакать :)


Для меня в этой истории между Конни и Мэллорсом как раз е было ничего похожего на дружбу и человеческие отношения, они элементарно не знали друг друга ни с какой стороны, кроме сексуальной.
Впрочем, возможно, восприятие зависит от чувственности читателя)


А я не заметил никакой зависимости. Мне история Конни больше показалось историей... высвобождения, что ли... И осознания.
Хотя, наверное, женщинам она более понятна. Может, и не было никакого высвобождения :))


Абсолютно согласна. Тоже не вижу никакой зависимости, но возражать в своем комменте еще и против слова "зависимость" мне показалось совсем уже по-шапоклякски ))))


По паспорту я как-бы женщина)))

Конни высвобождалась от навязанных обществом норм и пр., но, при этом позволила себе привязаться к Мэллоррсу. Это как бросить наркотики ради алкоголя.)


А я ещё экранизацию посоветую - там молодой Шон Бин в роли Мэллорса. Я всегда с трудом понимала Конни, но тут всё сошлось. :))


О! Думаю, что меня тоже должно обязательно впечатлить! :)) Спасибо!


Попробую тоже посмотреть - ну вдруг...


Порнографичен ли этот роман? В моей понимании, однозначно нет

Конечно, нет. Ты чувствуешь, за что Даррел его любил? :)


О да, Даррел тоже еще тот порнограф, совсем в стиле Лоуренса ))


Вот оно! Расскажите, за что Лоуренса любил Даррел? За то, что Лоуренс первым не побоялся темы сексуальности?

Вот у самого Даррела в любого из героев - верю, а у Лоуренса - увы...


Да всё за то же: за то, что тот бросил вызов мумифицированной викторианской морали, призвал к освобождению человеческой природы. Описание сексуальности - не самоцель, тут важно другое - перестать ложь о своей природе возводить в ранг национальной добродетели. Как-то так.

«Как прекрасна отчаянная борьба Лоренса: освободить свою природу, от и до, разбить оковы Ветхого Завета; он сверкнул на небосклоне бьющимся могучим белым телом человека рыбы, последний христианский мученик».

Лоренс Даррелл – «Александрийский квартет. Клеа»


У Лоуренса всё время ощущение, что он нарушает "табу" и сам себя за это же осуждает, Даррел идет гораздо дальше, говорит о том, что бывает после того, как оковы сброшены, а "проклятые вопросы" - остались...


Ну, это естественно, я полагаю. Вы не же думаете, что он писал свой роман для нас с Вами, живущих через сто лет после него? :) Не в последнюю очередь это для него и попытка разобраться в себе и своем отношении к собственным чувствам, для которых он был слишком честен, чтобы их замалчивать.

Мне нравится, как Вы сравнили Лоренса и Даррела. Именно потому, что Даррел пошел дальше, он мог считать Лоренса своим учителем и одновременно пенять ему:

Лоренс был — побег всамделишнего дуба, в обхват и в высоту достигший нужных измерений. Зачем он только дал понять, что и сам об этом знает, что сок берет из древнего ствола, — и сразу стал общедоступной мишенью.

Я думаю, что всякий хороший писатель в какой-то мере пишет «в вечность». А разве Софокл для нас писал? Или Шекспир? Или Пушкин? Однако, мы до сих пор находим что-то созвучное себе, несмотря на разделяющие нас века.
Возможно, я несправедлива к Лоуренсу. Лишний повод читать ещё.)


Я ещё не дочитала книгу, но уже в полнейшем восторге. И ваша рецензия очень отозвалась. Я с самого начала нахожусь в приятном шоке от того, насколько хорошо мог мужчина разбираться в вопросе женской чувственности. Описания природы тоже на высоте. Интимные сцены прекрасны и глубоки. Про избавление от стыда очень классно написано. Наслаждаюсь каждой строчкой, знаете..