Больше рецензий

BlueFish

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 июля 2014 г. 00:07

358

4.5

Участие в игре «Трижды три» обязывает меня написать отзыв на эту книгу, хоть и чувствую я себя при этом странновато. Вряд ли можно отзываться о тексте похвально или непохвально, и сложно пытаться в силу его специализации определить ему место в жизни современного человека: кому надо − и так найдут. Но я попробую немного о нем поговорить.

Согласно буддизму, у страдания, следствия круговорота рождений, три корня: желание, отвращение и незнание.

«Из-за отравляющих ум ядов − желания, ненависти и неведения − совершаются загрязненные действия, или карма, которая закладывает в сознании задатки в виде предрасположенностей. Расставшись с жизнью, человек, имеющий такие предрасположенности, снова рождается в круговороте бытия, получая тело и ум, соответствующие этим загрязненным причинам». (Предисловие Далай-ламы)

Незнание − основная причина. Под ним имеется в виду, прежде всего, восприятие себя как отдельного существа, не связанного с окружающим миром. Да, восприятие себя как отдельной единицы − главная причина страдания, а впрочем, если вы честно о себе задумываетесь, вы, наверное, это поняли и раньше. Понятно, почему противоположность этому состоянию − сострадание будд и бодхисаттв, один из которых, Кшитигарбха, по преданию, заполнил своим телом все ады, чтобы там никто больше не поместился. Именно в этой области, на мой взгляд, лежит основное сходство христианства с буддизмом, отмеченное еще Далай-ламой XIV; однако буддизм к одним лишь этическим положениям свести намного сложнее.

Желание приятного и отвращение к неприятному приводят к мыслям и действиям, которые, входя в привычку, служат накоплению кармы − тонкой потенциальной энергии, которая затем переходит в кинетическую, то есть опять приводит к мыслям и действиям и т.п. Как говорится, привычка − вторая судьба, а также двигатель колеса перерождений. В частности, карма помогает родителям и будущим детям «находить» друг друга (см. ниже).

Соответственно, чтобы разорвать круг перерождений, «остановить колесо», необходимо избавиться от желания, отвращения и незнания. Есть несколько способов, но обычно практика растягивается на несколько жизней.
Несколько лет назад я спросила одного буддийского монаха:
− Как так получилось, что вы стали монахом?
− Просто в прошлой жизни я был монахом, − ответил он...

В книге приводится трактат из ануттарайога-тантры − высшей тантры и единственной, посвященной прекращению смерти и перерождения. Практикуя этот вид тантры, человек с помощью постоянных медитаций постепенно преображает («очищает») смерть, бардо (промежуточное состояние между рождениями) и рождение еще при жизни. Для этого он много, много раз переживает эти три этапа во время медитации. Предполагается, что впоследствии он исчерпывает карму, создает себе иллюзорное тело и после этой жизни покидает круг. Думаю, даже если этого не происходит, после такого обучения его шансы узнать "ясный свет" в состоянии смерти и перерождения намного выше, освобождение может наступить и во время странствий в бардо.
Однако даже если человек не занимается специальными практиками, считется, что он тоже может обрести освобождение в состоянии бардо, поскольку «ясный свет» после момента смерти видят все существа. Многих, в соответствии с накопленной кармой, он пугает, в таком случае они отстраняются от него и начинают падать ниже, в другие бардо, где постепенно происходит выбор места рождения и родителей в соответствии с накопленной кармой. Поэтому на протяжении веков буддийским покойникам читали на ухо Тибетскую книгу мертвых, поясняющую, что происходит в бардо, где они находятся, чтобы они не боялись и могли, осознав истину, достичь освобождения: в бардо для этого есть все возможности, поскольку для существ в бардо не существует ограничений, кроме, конечно, постепенно возникающих ограничений сознания в силу накопленных привычек. Поэтому в буддизме, также как и в христианстве, крайне важен умственный и душевный настрой в момент смерти − и если христианская схема вечного посмертия души, неспособной в бесплотном состоянии изменить свой настрой, описанная, в частности, Калиновским не вызывала у меня ни внутреннего отклика, ни большого доверия, то буддийская система в этом плане кажется мне куда более обширной и проработанной. И более гуманной, между прочим, − в конечном итоге освобождения, в силу собственных заслуг, достигнут все существа.

Но вернемся к йогинам. Как известно, корень любого мастерства − овладение теорией и практикой. Чтобы медитировать на очищение смерти, нужно хорошо знать, что и в каком порядке происходит во время смерти. Поэтому в этой книге читателю подробно об этом расскажут.
Не стоит думать, что это будет очень увлекательно, и питать любопытством желание, хех. Если вы, так уж случилось, не имеете отношение к ануттарайоге или вам, как мне, легла на душу «Бардо Тхедол» и захотелось подробностей, то трактат «Смерть и перерождение» может показаться вам... ну, немножко слишком специализированной книгой. Здесь рассказывается о психофизиологии с буддийской точки зрения: например, как формируются 72 тысячи каналов, по которым движется прана − основа жизненных сил и всех действий человека от самых тонких до самых грубых. Именно из этой книги я с удивлением узнала, что чакры ("колеса") − это места, где скручиваются три главных канала, препятствуя движению праны по основному, которое начнется во время умирания, когда каналы раскручиваются... Но главное − здесь подробно описывается, что именно растворяется в человеке во время каждого из восьми растворений, т.е. какие чувства постепенно переживает умирающий, смена ощущений которого создается постепенным свертыванием праны, угасанием элементов земли, огня, воды, воздуха. Есть даже несколько таблиц. Можно смело идти защищаться...

В общем, текст хорош, но не стоит думать, что он удовлетворит праздное любопытство. Для праздного любопытства лучше подойдет введение к книге, написанное Далай-ламой, который четко и ясно формулирует основные положения буддизма касательно смерти и перерождения, да и сама «Бардо Тхедол» проще для неспециализированного восприятия. Тем не менее, если в вас проснулись желание и силы к разрыванию круга, помните, что начинается все с запечатывания тела, запечатывания речи и запечатывания ума. Если человек способен запечатать собственный ум, он одной ногой уже стоит вне колеса.

P.S. Впрочем, вот вам напоследок дедушка Фрейд от тибетских буддистов, присутствию которого там так удивлялся и радовался в свое время Юнг. Здесь коротко объясняется, как происходит вхождение принципа сознания из бардо в новое тело.

«В сутре "Изложенное для Нанды учение о вхождении в чрево" говорится, что для вхождения существа бардо в материнское чрево и последующего рождения должны присутствовать три благоприятных условия и три неблагоприятных условия.
1. У матери не должно быть болезней или месячных.
2. Существо бардо должно находиться поблизости и желать войти в чрево.
3. Мужчина и женщина должны желать друг друга и встретиться.
4. Матка не должна иметь пороков: ее середина не должна напоминать по форме ячменное зерно муравьиную талию или рот верблюда; ее не должны угнетать "ветер", желчь или слизь.
5. Отцовское и материнское начала не должны быть ущербными: не должно быть нехватки отцовского семени или материнской крови, ни одно из них не должно поступать раньше другого, а если они поступают вместе, ни одно не должно быть испорченным.
6. Существо бардо должно быть лишено недостатка: отсутствия накопленных действий (кармы), позволяющих родиться ребенком данных мужчины и женщины, которые в свою очередь тоже должны быть лишены соответствующего недостатка: отсутствия накопленной кармы, позволяющей стать отцом и матерью этого ребенка.
...
Существо бардо, удовлетворяющее этим шести условиям, воспринимает призрачное видение соединяющихся отца и матери. Поскольку это существо желает соития, то, если ему предстоит родиться мальчиком, оно вожделеет к матери и не хочет видеть отца, а если ему предстоит родиться девочкой, оно вожделеет к отцу и не хочет видеть матери. Затем, стремясь обнять того, кто для него желанен, оно, в силу накопленной энергии, видит лишь половой орган этого человека, а потому ощущает гнев. Вожделение и гнев становятся причиной смерти , и существо промежуточного состояния входит в чрево».


Когда я читаю такие тексты, я начинаю относиться к себе более строго и более благотворно, отслеживая в себе желание, ненависть и невежество и наблюдая за их действием во мне. Способность выйти за пределы умственного мира, создаваемого этими предпосылками и собственными привычками, не имеет цены, как дохлая кошка в дзен-буддисткой притче. В этом − малая практическая польза этой книги для читателя.