Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 июня 2014 г. 15:40

93

5

Очень интересно, даже и не пересказать всего, т.к. интересно просто все ))

Автор подробнейшим образом исследует источники для системы богов Плифона и показывает, что эта система была параллельна той системе, по которой Плифон предлагал реформировать византийское государство в речах к императорам, и в чем ее новшества по сравнению с платониками и Проклом, и в чем смысл этих новшеств, и что к суждениям Плифона о верховном Боге нельзя подходить с категориями Аристотеля, т.к. Плифон рассуждал в другой системе координат.

Но м.б. самое интересное там то, что Плифон создал свою религию в пику паламизму, потому что паламиты ополчились на светскую науку и философию, а Плифон хотел их защитить. Плюс еще тот факт, что прежняя идеология (Един Бог, единая Империя) не помогла Империи сохраниться, а значит, она не подходит для дальнейшей жизни. Политическим идеалом Плифона было сосуществование многих равноправных государств на основе одной религии (которую он и конструировал), но эта религия универсальна, диктует лишь самые общие моральные нормы и воззрение на мироздание и не требует ни "богоданной иерархии", ни догматизма, - ее положения суть идеи-символы, которые верховный Бог всеивает в сознание всех народов, а те выражают их на своем языке, как умеют, - то каждый народ может в частностях трансформировать ее и приспосабливать согласно своим собственным обычаям и культуре. По-моему, гениально )

Очень интересно, как Плифон доведением до абсурда обернул писания раннехристианских апологетов против христианства - там много разного, но больше всего меня позабавило, как он их опустил с хронологией: считалось, что миру 5 тысяч с чем-то лет и что Моисей - древнейший в мире законодатель, все же прочие якобы слямзили у него идеи; Палама тоже постоянно повторял, что античная философия вся ерунда и чуть ли не бесовщина, а истина только у Моисея, а потом у Христа, если же у греческих философов и было что-то правильное, то это все взято у Моисея. А Плифон пересчитал по разным источникам и вывел, что Зороастр не только является древнейшим законодателем, но даже жил на тыщу с чем-то лет раньше сотворения мира христианским Богом ))) Конечно, хронология Плифона тоже не особо научна, но сам подход весьма современный.

Таким образом, по Плифону, древнейшая и самая распространенная среди народов религия это многобожие, его придерживался древнейший мудрец и законодатель Зороастр, от него научились маги, от них - Пифагор, от Пифагора - Платон, т.е. Платон - великий передатчик и систематизатор древней мудрости. Что до христианства, то Плифон низводит его до одного из учений, наряду с прочими, причем не из числа древнейших, и оно не может претендовать на исключительную истину.

Кроме того, паламизм для Плифона неприемлем еще и своим монашеским идеалом жизни. У Плифона человек должен жить в обществе и поддерживать его своею деятельностью, а не сидеть в пещере и общаться с Богом напрямую. Общество людей так же иерархично, как общество богов, все боги исполняют каждый свою функцию и подчинены верховному Богу, которого Плифон называет Зевсом. Но вообще он оговаривает, что дает имена богам условно, беря их из наиболее привычной греческой религии. Его боги это не личные боги, а идеи и силы, законы, по которым существует мироздание, и которые подчиняются верховному творцу: он единственный полностью свободный и независимый ни от кого Бог - Самобытие, владеющее самой великой из сил - необходимостью, согласно которой по цепочке причина-следствие в мире все и происходит. Но тем не менее, это многобожие, т.к. подчиненные Зевсу боги тоже могут творить, каждый в своей области.

Плифон верил в переселение душ, и предназначение человека с его т.з. - быть "скрепой вселенной", связывая бессмертное и смертное, поэтому человек должен периодически перевоплощаться, а также вступать в брак и рождать детей, чтобы эта связь вселенной постоянно возобновлялась, иначе человек перестанет выполнять свое назначение и весь мировой порядок развалится. Никакого грехопадения, никаких стенаний; мир, созданный богами, совершенен; человек счастлив, когда живет по воле богов (читай - по законам мироздания, установленным для него); творящий зло не может быть счастливым и вредит самому себе; неприятности в жизни существуют для того, чтобы человек показывал свое мужество и другие добродетели. В целом оптимистичное мировоззрение.

Итальянские гуманисты, хотя многие темы и идеи взяли у Плифона, однако тот же Фичино часто цитирует его, не упоминая, т.к. итальянцы избрали путь примирения христианства с платонизмом, а не путь отрицания христианства в пользу языческой религии.

В общем, интересный цветок Византия произрастила под занавес )