Больше рецензий

MaryZu

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 сентября 2009 г. 02:33

186

4

"1. Музеи созданы не для того, чтобы ходить по ним и смотреть на вещи, а для того, чтобы чувствовать и жить.
2. Коллекция создает душу вещей, которая должна ощущаться в музее.
3. Когда нет коллекции, то это не музей, а выставочный зал".

Орхан Памук в точности следует изложенным выше правилам в своем новом романе, «Музей невинности» хранит богатую коллекцию вещей, посвященных жизни и любви Кемаля и Фюсун, экспонаты хранят их души и образы и рассказывают историю, которую чувствуешь и проживаешь вслед за героями. Давайте прогуляемся по столь необычной, любовно составленной экспозиции.

В первой витрине выставлена рукопись, в которой можно прочитать историю удивительной любви. Кемаль, отпрыск очень состоятельной стамбульской семьи, готовится к помолвке с Сибель, девушкой очень красивой, умной и воспитанной по-европейски. Герой счастлив, жизнь его легка и приятна, прекрасная невеста, светские развлечения, работа в отцовской фирме. Но, как водится, все меняет случай. Сумка, которую Сибель заметила на витрине, приводит Кемаля в магазинчик, где продавщицей работает его дальняя родственница красавица Фюсун. От этой встречи Кемаль становится еще счастливее, разгорается страстный роман с Фюсун. Сперва Кемаль не понимает, насколько глубоки эти новые чувства, и спокойно плывет по волнам наслаждения к помолвке, не собираясь терять ни одну из девушек. Неожиданно помолвка оборачивается настоящей мукой ревности, герой не в силах сдержать своих чувств, а Фюсун не может простить предательства и исчезает. И только тогда Кемаль осознает, единственно важное, что есть у него – это любовь к Фюсун, которая становится его болью и болезнью на всю жизнь.

Дальше мы видим следы этой страсти, нежности, безумия. Вот 4213 окурков Фюсун, каждый из них подписан, за каждым скрывается история одного вечера. Здесь лежит маленькая сережка, которая затерялась в простынях во время любовных игр. На почетном месте стоят останки Шевроле, в котором Кемаль и Фюсун катались, когда она была еще девчонкой, в нем же они поехали в последнее путешествие. Множество билетов в кино и афиш, а с ними и картина турецкого кинематографа 70-80х годов: актеры, продюсеры, режиссеры, зрители, дымные забегаловки, особенный колорит. Фотографии из отеля Хилтон: высший свет Стамбула, люди, причудливым образом сочетающие традиции родителей и европейское образование, трепетное отношение к невинности и пьяный разгул. Тут же множество фарфоровых собачек, которые по очереди несли свою вахту в семье Кескинов, родителей Фюсун, на телевизоре, отражавшем происходящее в стране: военные перевороты, диктатура, новости, любовные сериалы и фильмы. И, конечно, вещи Фюсун: красное платье, в котором она была особенно прекрасна, рисунки птиц, кружки, ложки, вилки, помнящие прикосновение ее губ, платок с запахом ее кожи. Весь музей проникнут духом этой гордой красавицы, это ее дом, где Кемаль обретал счастье от одного лишь взгляда, легкого прикосновения, нежного слова.

В Музее обязательно должна быть подробная карта Стамбула, город один из главных героев. Он хранит места встреч и расставаний, счастья и горя, улицы, сводящие с ума воспоминаниями или дарящие спокойствие. Есть еще один образ, пронизывающий весь роман. Орхан-бей, всегда пишет о ней, своей волшебной возлюбленной Турции. В повествование вплетена история страны, ее проблемы, люди, события. Герои живут меж двух культур: традиционной и европейской. Памук говорит, что не что стоит пытаться вторить Западу, надо гордиться тем, каковы турки на самом деле, показать миру свою жизнь, полную особенных традиций, привычек, характеров. И Музей создан именно для этого.

На минуту, вернемся к началу, к тексту, если раньше книги Памука могли показаться излишне тяжеловесными, запутанными, медлительными, то в «Музее невинности» от этого не осталось и следа. Роман прозрачен и последователен, но глубина осталась прежней, став доступней в простоте повествования. Читается легко, с интересом, замиранием и сопереживанием. В тексте оставлены маленькие маячки для читателей: герои предыдущих книг Памука, появляющиеся на пару секунд на заднем плане. Для меня жемчужиной Музея стал смотритель – автор, который выходит на страницы своего романа, выполняющий свою миссию «дать почувствовать посетителям музея, что они находятся в храме, где надо испытывать смирение, уважение и благоговение, как в мечети».

После прочтения романа мне безумно хочется поскорее использовать билетик, напечатанный в книге, попасть в Стамбул и побродить по чудесному «Музею невинности».

Комментарии


Спасибо за рецензию. Пребывала в нерешительности читать - не читать. Теперь лишь бы найти.. )))


Спасибо за отклик. Прочитать действительно стоит. У меня с этой книгой осбенные отношения, т.к. я слушала лекцию Памука о ней. Но тем не менее, надеюсь, я была объективна.