Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

8 июня 2014 г. 00:14

573

4

Авраам, изгоняющий Агарь, Иосиф, становящийся любимцем фараона, Иуда Маккавей, ведущий свой народ на войну, Иов, все потерявший, и опять Авраам, приносящий в жертву сына. Поистине, ему предназначено пережить всю горечь событий и ситуаций Библии в новом, странно искаженном виде.

Нелегко было поверить в то, что история Иосифа все-таки продолжится, потому как «Иудейская война», как-никак, вполне законченное произведение. С другой стороны, Иосиф ведь не погиб, его жизнь продолжается, и на сей раз я понятия не имела о том, что и как с ним будет происходить.

Вторая часть трилогии с говорящим названием «Сыновья» менее богата бурными событиями, но вместе с тем в этом спокойном течении, лишенном ожесточенных столкновений, продолжаются линии, начатые в предыдущем романе. Противостояние иудейства и эллинизма, нескончаемая борьба Иосифа и Юста, политические интриги, являющиеся следствием самых, казалось бы, обыденных вещей. Иосиф Флавий, бывший военачальник и великий писатель, приближенный римского императора, по-прежнему стоящий на распутье меж иудаизмом и эллинизмом, презираемый и евреями, и греками, и шагу не может ступить без того, чтобы не вызвать ненависть одних либо других. Его снова кидает то вверх, то вниз; часто от его шага зависит благополучие еврейского народа. Увы, ему словно бы на роду написано поступать во благо, а делать хуже. Не только в отношении политики, но и в своей личной жизни.

А жизнь снова и снова подкидывает ему испытания, однако, если взглянуть беспристрастным взглядом, это хорошие испытания, заставляющие Иосифа по-новому взглянуть на себя и обуздать свою гордыню. Жаль только, что, вольно или невольно, он оказывается весьма изворотливым и часто поднимается на ступень выше ценой боли других. Из-за его внутренних противоречий и высоких желаний страдает его народ, но что сильнее всего гложет его, это сыновья: один – от вольноотпущенной рабыни, другой – от любимой жены, с которой он тоже был принужден развестись. Иосиф не может принять первого сына, а до второго не может достучаться. Все это, как ни странно, тоже так или иначе зациклено на политике.

Но что самое интересное, в мире все явственнее проступает новое учение минеев или, иначе, христиан, которое вклинивается между взглядами римлян и иудеев. Иосиф пытается понять и оценить это странное учение, раздираемое противоречиями, ищет и находит, но вновь теряет его нить.

Любопытно то, что в целом эта книга понравилась мне несколько – чуть-чуть – больше, чем первая. Все-таки если суховатый стиль Фейхтвангера немного отравил описание бурных военных событий, то для такого рода истории, полной жизненных неурядиц и тревожных рассуждений, он вполне подходит.

Критических замечаний не имею. Перехожу к третьей и последней части.