Больше рецензий
29 мая 2014 г. 23:29
122
2.5
Рецензиядругая сторона незнакомки
принято считать, что в «письме незнакомки» в очень пронзительном виде показана тема неразделенной любви. насчет пронзительности согласен — редкая женщина так же эмоционально опишет женскую же психологию, как это сделал стефан цвейг. а вот насчет любви уже можно поспорить....
тем более, насчет «неразделенной любви». собственно об этом я и хотел поговорить — мне кажется, если не рассматривать новеллу как мелодраму для 14-летних школьниц, то происходящее выглядит немного иначе. чуть ли не наоборот.
героиня новеллы через всю свою жизнь, с детского возраста и до самой смерти, проносит пылкую и пламенную страсть к одному-единственному человеку, отвергая ухаживания других мужчин. никого, кроме беллетриста Р. для нее больше не существовало, ни графа из тироля, ни фабриканта из брюна — ни-ко-го! ради него она была готова в буквальном смысле на все, а он…. он просто не замечал ее, точнее — не обращал внимания. «и ты снова не узнал меня»,— эта мысль красной нитью проходит через всю новеллу.
для полноты впечатлений можно еще аннотацию прочитать:
В новелле «Письмо незнакомки» Цвейг рассказывает о чистой и прекрасной женщине, всю жизнь преданно и самоотверженно любившей черствого себялюбца, который так и не понял, что он прошёл, как слепой, мимо великого чувства.
какие слова! какая поэзия: «чистая и прекрасная женщина»!!! ну вот в чем она чистая, в чем прекрасная? в том что по первому намеку готова поехать и провести ночь с малознакомым, но таким желанным ей человеком? в том что ради этой своей малоконтролируемой страсти готова швырнуть во всех смыслах своего «тогдашнего друга фабриканта», выставив его в самом неприглядном свете?? в том, что, в конце-концов, почему-то вбила себе в голову, что «любит» беллетриста Р.???
больше всего это напоминает «любовь» 14-летних фанаток, к какому-нибудь эстрадному кумиру
больше всего это напоминает «любовь» 14-летних фанаток, к какому-нибудь эстрадному кумиру (не забываем — когда героиня новеллы обратила внимание на Р., ей было аккурат 13 лет). вот тут эти фанатичные девочки точно — готовы на все: и рыдать над «неразделенной любовью», и сторожить у подъезда хоть до утра, ну и много еще на что готовы. нет, ну и что, это мы тоже назовем «великим чувством»?
так что что такое любовь? в который раз вспомним фромма, и задумаемся — о какой любви в данном случае идет речь? действительно ли о глубоком чувстве духовного единства, или — о суррогате этого чувства?
впрочем, мы говорили о несовершеннолетних фанаточках. должен ли певец сергей лазарев — пылкой любовью любить своих поклонниц? должен ли отвечать им взаимностью? вопрос риторический, да. а должен ли беллетрист Р. отвечать взаимностью на непонятные чувства женщины, которой, ни с того ни с сего, взбрело в голову, что она его «любит»? почему он после этого «черствый себялюбец»?
не, ну серьезно, поменяйте время и место действия. главным героем пусть будет — филипп киркоров, и давайте обливаться слезами над тем, как же он жесток по отношению к «незнакомке». она его и ждет, и ищет, и на что только не готова, а он.... а он ее «снова не замечает»!!!! по-моему просто смешно, и никакой трагедии, но ветть точно такая же ситуация. тогда почему читатели готовы плакать над «письмом незнакомки»???
ps. если на свете и есть новелла про неразделенную любовь, то это «плетельщица стульев» мопассана. ситуация примерно та же, но как-то все не так порывисто происходит.
pps. вообще, феномен массового восприятия любви в произведениях искусства довольно интересен: зачастую люди видят не совсем то, что есть на самом деле. в этом плане очень показателен фильм «ирония судьбы или с легким паром». всем девушкам, которые восторгались им я говорил одно: «ну смотри внимательнее. мужчина напился до такой степени, что оказался в чужом городе и в чужой квартире, заигрывает с первой встречной женщиной и забыл про свою невесту. вот тебе хотелось бы иметь такого жениха?»
немного другой взгляд на знакомый сюжет, ага, ну а чем закончилась история с иронией судьбы, хорошо известно из второй части фильма:))))
Комментарии
Замечательный отзыв.
Да, аннотации к книгам порой удивляют... )
да к этому привыкнуть можно.
другое дело, что эти мысли из аннотации
отражаются, отражаются и снова отражаются
в отзывах читателей, а значит - и в их головах.
А я уже и к этому привыкла ) не так давно читала всеми расхвалкнный Грозовой перевал, и опять непонимание - чего там может нравиться?...
Вы читали один "замечательный" комментарий к моей рецензии на Письмо незнакомки? Там девушка такое написала, что я даже не знала что такому человеку можно ответить. Потом подумала, что, мол, она молодая, поумнеет )
"грозовой перевал"? я только сюжет помню в общих чертах,
так давно на полке ждет своего часа:) на самом деле - много
и очень много таких книг, где непонятно, что вызывает восторги,
я скажу даже больше - читатель увидел то, чего у автора-то
и не было совсем (ну вот "письмо незнакомки" как раз пример).
реплику бырышни прочитал. муть какую-то девушка написала,
но мой личный опыт показывает, что таких людей не переспоришь.
Это и будет трагедией. И отнюдь не смешной.
Любовь - это то, как способен чувствовать человек и какие жертвы приносить, а к Киркорову или соседу по парте-аудитори - не суть важно.
да тут ушш не до смеха, правда.
вот первая новость из гугла по запросу "фанатка филипппа киркорова":
ну и сильно ли отличается от "письма незнакомки"? те же "сила гнева, пламя страсти". давайте и про этот случай скажем, что "заметка рассказывает о чистой и прекрасной женщине, всю жизнь преданно и самоотверженно любившей черствого себялюбца, который так и не понял, что он прошёл, как слепой, мимо великого чувства".
и обольемся слезами.
Совершенно согласна.