Больше рецензий

vicious_virtue

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

22 мая 2014 г. 22:03

84

3

Love-hate эпопея с Золя продолжается. Многого от "Страницы любви" я не ожидала, чего-то невзрачного и достаточно для Золя вторичного. Если автор сам не очень доволен романом, что остается читателю? Притом недоволен автор не тем, что, допустим, задуманное воплотить не смог, а тем, что сопли в сахаре вышли. Дочитав, я действительно долго не могла взять в толк, как эти сопли в сахаре еще и на 300 страниц растянулись.

Золя создал достаточно обманчивое впечатление непошлости чувства Элен и доктора, противопоставленное вроде как светски принятому романчику Жюльетты и ее красавчика. Но читателю все видно со стороны Элен, которая столько времени провела в заключении сначала семейном, потом замужнем, потом вдовьем. До самого конца доктор представлялся мне спокойным, степенным (видимо, потому что со стороны Жюльетты, об этом заявившей, и правда было не различить оттенков спокойствия Элен и Анри), не склонным к интрижкам, и только потом одной фразой неприятной старухи, на последних почти страницах, весь его образ полетел к чертям. В "Монт-Ориоле" Мопассана по крайней мере все герои были игроки; было ясно, к чему ведут заведенные там отношения. В "Странице любви" из-за неприспособленности Элен к миру до упора не видишь, что доктор за чистой и светлой любовью зовет на сеновал, и вообще не одну главную героиню, видимо.

Кто прав, а кто виноват, я не знаю и судить не могу и не буду. Переживания Элен в принципе знакомы, и Золя они описаны довольно понятно и приближенно к жизни, но это они со стороны кажутся нерациональными и глупыми, а на деле, как водится, опять зарекаться нельзя.

Понравилось, что Золя каким-то странным образом описал в Элен и других женских образах не столько женщину, сколько человека, не стал углубляться в особенности женского положения, как если бы его понимал, а рассказал то, до чего смог додуматься со своей писательской интуицией. Получилось, по-моему, отлично и не раздражающе, как нередко бывает в случаях, где автор мнит себя способным встать на место женщины 19 века со всеми ограничениями, рамками и давлением. А если еще вспомнить образ Жанны, то у нее с матерью так и вообще все настолько болезненно из-за этих рамок и углов.

Серьезно не знала, какую оценку ставить. Мне не понравилось, как жевались сопли (сахара, если подумать, почти и не было), не понравилось повторяющееся описание Парижа (само по себе понравилось, но показалось оно мне не таким уместным, как в естественно пришедшем в голову "Соборе"), но ведь это Золя, а Золя я не рискнула ставить низкую оценку.

Но в который раз возрождается опасение, что симпатичные мне Ругоны и Маккары закончились еще в "Карьере". Вот ведь.