Больше рецензий

22 мая 2014 г. 11:11

50

4.5

Идея, как всегда у Дяченко, очень интересная. Представьте себе мир без войн, насилия и агрессии, мир, где не нужно запирать двери своего дома или бояться отпускать ребенка на улицу. В мире "Пещеры" все именно так. Вся человеческая агрессия "тратится" во сне: пару ночей в неделю все жители попадают в образе разных животных в пещеру, где пасутся, спариваются, охотятся друг на друга. Только вот если тебя во сне скушали, ты уже не проснешься: "сон его был глубок, и смерть пришла естественно". А хищник с утра даже не будет помнить, что случилось.

Что лучше: бомбардировки и маньяки на улицах, или небольшой шанс не проснуться с утра (не больше шанса попасть под машину на улице)? На первый взгляд, ответ очевиден. Но если посмотреть с другой стороны, с точки зрения возможности выбора и ответственности за себя, за свою жизнь и за содеянное, то не всё так однозначно. Например, хищник ночью в пещере убивает кого-то - но у него нет выбора. Опять же, он не знает кого он убил и за что; его заставили просто следовать инстинктам, чтобы естественная человеческая агрессия не попала в реальный мир.

- Мир устроен не так, как нам хотелось бы. Каждый из нас может убить, без вины, просто повинуясь своей природе... и быть убитым. Никто из нас не говорит об этом, большинство... об этом не думает. Просыпаясь утром, ты не вспомнишь... не узнаешь, кого этим утром заберет спецбригада, не узнаешь, чей вкус крови ты помнишь... если помнишь. Но мы ведь не можем ничего... кроме того как помнить. Кроме того, как задумываться. Задуматься.


Так, может, все-таки лучше вымещать агрессию осознанно? У меня нет определенного ответа на этот вопрос. Но проблема предлагается определенно интересная.
И исполнение тоже на уровне - Дяченко пишут очень увлекательно, а я это высоко ценю, несмотря на встречающиеся нестыковки или какие-то другие огрехи. Что-то могло раздражать или не нравиться (герои, например)), но оторваться от книжки невозможно - и это прекрасно.

Что касается, собственно, героев - повторюсь, они мне не особенно понравились. Главная героиня Павла - дура набитая, но к ней потихоньку к середине книги привыкаешь. Нет, то, что девушка - растяпа и неудачница, это ничего. Так бывает, не страшно, даже где-то мило) Но вот её истерические эмоциональные реакции, метания из крайности в крайность, доверчивость и наивность, полнейшая непредусмотрительность - это всё за гранью добра и зла. Опять же, несколько странно выглядит, что сначала её все шпыняют, ни в грош не ставят, а то и вовсе не замечают, а с определенного момента вдруг начинают на цыпочках ходить, глазки строить и всячески обхаживать. И только пару случаев можно объяснить появлением у Павлы удачных знакомств-связей. Но оператор Сава, например? За компанию?)
И еще одна странность: до событий, описанный в "Пещере" у Павлы совсем не было подруг и друзей. Как это?

С героиней, в общем, разобрались, теперь герой. Тритан Тодин, казалось бы, прекрасный герой, почему бы в такого не влюбиться.) Смуглый, зеленоглазый, с низким-низким голосом и невероятно в себе уверенный. Красота) Увы, поначалу не получается ему верить, так слепо доверять, как доверяла Павла, потому как совершенно непонятны его намерения. А в конце Тритан оказывается совсем не таким уж геройским героем и в плане моральном (та же история с Махи), и в физическом - не справился. И когда Тодин перестает быть героем, как-то начинаешь судорожно выискивать другого персонажа на роль героя. Попадается только пожилой режиссер Раман Кович, а из старика-сердечника с вредным характером герой какой-то вообще.. даже жалкий. Но не Павла же, раздолбайка и блондинка до глубины души, геройская героиня! В общем, к концу было некое ощущение потерянности)
И да, не понравилась самая концовка-концовка. Я ее не поняла. У меня с Дяченко так бывает - они любят в самых последних предложениях оставлять намек, который я не улавливаю( И каждый раз расстраиваюсь слегка по этому поводу.

Кстати, несмотря на то, что подразумевается, что мир "Пещеры" - мирный до мозга костей, и жители его просто представить себе не могут насилия ни в каком виде, во время чтения вызывает некоторое недоумение шок и ужас, который испытывают эти люди от того же вида крови. Пожилой полицейский, рыдающий на вызове: первая в его карьере кровавая драка, да еще с летальным исходом. Эх.. видимо, мы слишком привыкли к суровой окружающей действительности, и все в свое время видели сюжеты на НТВ. Слишком сложно, невозможно представить цветущий мирный город, с нулевым уровнем раздражения и злости. А людям мира "Пещеры" страшно представить такой мир, как наш:

Помните? Самая древняя легенда - помните? - о том, как Пещера была всюду, люди жили в ней днем и ночью, и души их были дремучи, покрыты шерстью... То, что красивый язык легенды определяет как "покрытые шерстью души", есть ни что иное как излишки природной агрессивности, не отделенные от человеческой личности, преломленные ею... в особо отвратительных формах. Грубая агрессия, используемая для достижения вполне человеческих целей. И наоборот - по-человечески хитроумные методы для достижения целей звериных. В высшем своем проявлении - так называемая война, котел коллективной жажды убийства. Вот что имеют в виду специалисты, говоря о "мире без Пещеры"... Мир без Пещеры есть Пещера в дневном мире. Пещера навсегда.

Прочитано в рамках игры Открытая книга. За совет спасибо LynxJunior .