Больше рецензий

politolog

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2014 г. 12:25

1K

3

Да простит меня великая русская балерина Майя Плисецкая за то, что я сейчас напишу. Но это то, что я увидела в ее книге; то, какой я увидела Плисецкую-человека.
А увидела я очень злого человека, зашкаливающе злого. Она ругает всех и вся, ругает балерин Большого театра, ругает чиновников, ругает всех, кроме парочки людей, видимо, наиболее близких себе (мужа своего - композитора Щедрина, например, очень хвалит; о Шагале по-доброму пишет, о Лиле Брик тоже, но это скорее исключения). Мне показалось, что это абсолютно некорректно, ну ладно там чиновников ругать, которые бедной Плисецкой за границу не давали ездить, но зачем же так грубо про балерин Большого говорить? Легко это делать, когда они уже умерли все к тому моменту, а в лицо бы смогла столько гадостей наговорить? Мне почему-то было наиболее обидно за Сержа Лифаря, который, как мне показалось из книги, прекрасно к Майе Михайловне относился, к Коко Шанель сводил, которая Плисецкую без подарка не оставила. А что балерина в ответ: " Лифарь танцовщик был плохой (Плисецкая, к слову, его как танцовщика не видела), даже Спесивцева об этом мне говорила".
Всем она недовольна, понятно, что жизнь у нее была не из легких, боролась она за свои выезды за границу, за свои новые постановки и т.д. Но ее отношение к той жизни меня отталкивает, отворачивает от нее.

"Вся наша жизнь той поры была гадостью, чудовищным абсурдом".


Не бывает в жизни только черного, а в ее книге черный - доминирующий цвет.
Забавно также, что власть она ругает, но чуть что, бежала жаловаться Хрущеву, Брежневу, Горбачеву. Еще и про домогательства Брежнева в машине написала. Ну а что? 1990-е годы, свобода слова.
Отношение к людям также поражает. Запомнился случай, когда она неудачно упала и повредила спину своему партнеру. О чем подумал бы нормальный человек в первую очередь? Как там партнер, серьезная ли травма и т.д. О чем думает Плисецкая?

"Я свернула Ефимову спину, автоматной очередью пронеслось у меня в мозгу. Не будет премьеры. Пропала моя Анна Сергеевна..."

Эгоизм повсюду, себя она с радостью превозносит на вершину Олимпа, говоря, сколько минут ей аплодировали и сколько раз она выходила на бис. А другие где-то там, внизу, так, мелкие сошки.
Любовь ее к деньгам также сквозит с каждой страницы. Каждый раз она говорит, что платили мало, целую главу посвящает каким-то подсчетам, сколько у нее отобрали и т.д. Противно, не смогла читать. А еще она подарки любит, неоднократно подчеркивала некоторые вещи, которые ей бесплатно достались.
В общем, может я излишне зло написала, но вот такое у меня впечатление от Плисецкой-человека остались. Ее балетные достижения я под сомнение не ставлю, она чудесная балерина. Но, как человек, она для меня навсегда потеряна. Наверное, не стоило читать эту книгу. Уважать Плисецкую не за что.

Комментарии


Знаете, у меня после прочтения нескольких интервью Плисецкой, сложилось примерно такое же впечатление, как у вас после книги. Думала, что показалось, видимо - нет.


Вы , видимо , читали книгу невнимательно. Разве может злой человек быть настолько проникновенным и благодарным : " Слава вам, добрые люди! Вы всегда находились в моей стране в тяжкие годины."? Майя Михайловна точна, умна, иронична , порой саркастична и очень трезва в своих воспоминаниях и оценках. И в то же время, удивительно тепла , доброжелательна и благодарна к людям, с которыми ее свела судьба.


Книгу прочитала взахлеб и отбросила , второй раз читать ,точно не буду, Великая Плисецкая в жизни оказалась махровой эгоисткой , интересно было как она Г.Уланову все таки опорочила , когда сама Майя соглашалась с руководством ( вынужденно) - это норм , а Уланова не пошла против директора - это предательство уже . А почему не упомянула про первое замужество с М.Лиепой? Недостоин? А ведь тоже интересно про него было бы прочитать , ну и Кардену она видимо уже поднадоела с бесплатным шитьем костюмов к спектаклям , что к балету "Дама с собачкой " было сшито уже одно платье и к нему 3 пояса)))) Меру тоже надо знать. Светлая память Плисецкой ,


Ну, собственно, Вишневская написала похожую злую книгу. Вообще, Плисецкая и Вишневская похожи. Обеих, дескать, плохая власть обижала... А тут , читала -читала книгу ММП, и поняла, что ведь с нее и начались все эти странные пешеходные балеты на русской сцене. И причиной тому всего лишь безудержное желание остаться любой ценой на сцене, ведь во всех этих "балетах" она "танцевала" чуть не до 80 лет. Нет, не зря балетные уходят на пенсию рано.Та же история и с ГПВ . Петь все эти экзерсисы Шостаковича и прочих - и тем самым продолжить свою концертную деятельность. Кстати, у обеих не было нормального образования, т.е. "школы", вот они и приспосабливались . Я помню их обеих , одну в "Лебедином", "ДК", другую в "Онегине", когда еще были сравнительно молоды. Надо было им просто петь-танцевать, а не пытаться поливать коллег . Запомнились бы более качественными сценическими образами, а то вскрыли свою человеческую суть, и зря.