Больше рецензий

-kotofei-

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2014 г. 19:31

145

4

Я ведь не дзен-буддист, я серьезный буддист.
Джек Керуак. Бродяги Дхармы

Не говори ничего, у меня тоже плохо получается. Я пьян, что-то не в порядке со вторым, четвертым, шестым и седьмым пунктами моего пути. И это после многих лет обучения и постоянного общения с настоятелем.
Япония: год в дзен-буддийском монастыре

Разгульная и лишенная любой осмысленности жизнь битников - это отдельный разговор, неудивительно, что они открывают для себя буддизм, где их первым же делом учат работать, чтобы выбить всю эту дурь из их голов. Так одним жарким утром 1958 года Яна Ветеринга вместе с его наследством занесло в один из Киотских дзен-буддийских храмов. И поделом ему.

---Немного теории или все, что вы хотели знать о буддизме, но боялись спросить---
Прекрасно понимаю чувства Керуака, который недолюбливал дзен со всеми этими дурацкими загадочками (как сделать хлопок одной рукой? как остановить скорый поезд?), но и отрицать действенность методики не берусь, да и не в загадочках дело. Отличительной чертою дзен-буддизма от буддизма является упор на практику, а не на теорию: к примеру в буддийской школе Гелугпа обучение занимает 15-20 лет, дзен-буддиста каждодневными медитациями (иногда они достигают 15 часов в день!) можно выковать за три.

Существует много школ буддизма, но все они базируются на четырех истинах:
1. Жизнь — страдание.
2. Страдание вызвано желанием.
3. Желание можно преодолеть.
4. Преодолеть его можно, следуя восьмеричному пути.

Восьмеричный путь:
1. Правильное воззрение (понимание четырех истин);
2. правильная решимость (всегда стремиться следовать пути);
3. правильная речь (быть дружелюбным, не оскорблять и не унижать людей словом);
4. правильное поведение (стараться все делать как можно лучше);
5. правильный образ жизни (зарабатывать на жизнь честно);
6. правильное усердие (продолжать вырабатывать энергию, необходимую для дальнейшего движения по пути);
7. правильное осознание (осознавание собственного тела, ощущений, ума и ментальных объ­ектов)
8. правильная медитация (концентрация, сосредоточение).

Дзен создает человека, который предельно сосредоточен на том, что он делает, старается сделать все как можно лучше, осознает происходящее вокруг него и ту роль, которую он в происходящем играет.

---Конец---

Ян оказался не готов: во времена отсутствия Интернета очень много информации просто не доходит до получателя, отсюда неожиданные неудобства и болячки, комические ситуации - всё, как и бывает в жизни. Но человек ко всему привыкает и несмотря на всё нытье, автор вместо запланированных восьми месяцев остается в храме на полтора года. Учится он неохотно, сопротивляется обучению всеми силами: на медитациях прокручивает в голове картины прошлого, работает без задора, привычки свои лелеет, но тем не менее дзен по каплям просачивается в него, пусть свой первый коан он так и не решил.

"Год в дзен-буддийском монастыре" - своего рода ликбез для тех, кто не знаком с дзеном вообще, а возможно и для тех, кто планирует поехать обучаться у наставника (есть такие?): маленькие хитрости и тонкости жизни в храме и за его пределами.

Комментарии


И всё равно, довольно интересная вещь) Люблю такие книги, которые что-то объясняют, помогают понять какие-то аспекты, в общем учат и развиваешься. Люблю эту серию, не всю, но есть интересные книги)


Я подумываю еще Францию почитать, сейчас французский язык как раз подтягиваю - а почитать как люди живут никогда не помешает


3. Правильная речь (быть дружелюбным, не оскорблять и не унижать людей словом);

Так они это имели в виду? А я-то сижу, словарь ударений читаю...)


история дзэн богата харизматичными трикстерами, которым старались подражать битники, и подражает каждый дерзкий мальчишка поспешивший назвать себя дзэнцем. однако, по-моему, всё дело в том, что и битникам в большинстве своём, и каким-нибудь обчитавшимся раджниша ошо ребяткам, и безумным одиночкам спешащим размахивая палкой, тыкать пальцев в небо, крича одновременно "кац!" и посылая всё "конвенциональное" "тотально" к херам собачьим, удобно, закрыть глаза на ту самую практическую сторону [и сразу перейти к приключениям и беспечным шатаниям]. на которую десятилетия тратили те самые истинно безумные просветленные и легендарные хулиганы, вошедшие в историю китайского и японского дзэн [хотя хулиганство не обязательно вовсе]. лишь став самими собой, они отринули самого себя. лишь посвятив себя служению и дисциплине, пройдя через опыт сатори, уже после, они позволили себе бродяжничество, нонконформизм, и хулиганство, юродство, трикстерство как метод воздействующий на умы окружающих их в скитаниях обывателей, метод смещающий мышление этих самых обывателей чуточку в сторону от обыкновенной нормальной тупости.

стараясь привлечь к себе внимание и сделать репутацию необычного и выдающегося мужа, люди стараются казаться то чинными аскетами книжниками, то бродягами и драчунами. я думаю что стоит быть, а не казаться. а уж кто ты есть, тот ты и есть.

в дзэн кажущихся монахов, по слухам, хватало и стародавние времена.