Больше рецензий

Clementine

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 апреля 2014 г. 14:47

205

4

Если по правую руку у меня будет добро, а по левую — зло, то что окажется перед моими глазами и что за моей спиной?


О дивные новые миры! Никогда не существовавшие, но осязаемые почти реально. Открываешь новое фэнтези, всматриваешься в карту и ничего поначалу не понимаешь, а потом начинается путешествие... и все эти моря, реки, горы, широкие тракты и узкие просёлочные дороги, города и небольшие селения становятся родными. И кажется, что, чем масштабнее и продуманней созданная писателем вселенная, тем интереснее будет приключение.

Однако питерский фантаст Святослав Логинов выбрал путь от противного и очертил свой мир четкими линиями прямоугольника: чтобы обойти его по периметру понадобится каких-то четыре дня. Небольшое густонаселённое пространство, организованное по принципу детской игры в морской бой, выверенная геометрическая форма, изначально заданная ограниченность... и невероятная идейная плотность — вот то, что отличает роман Логинова от стандартных форм фэнтези и не позволяет вписать его в общепринятые жанровые рамки. Добавьте сюда оригинальную авторскую мифологию (не лишённую, впрочем, отсылок и к мифологии канонической), разветвлённую структуру социально-политических моделей жизнеустройства, многоплановую философскую составляющую — и получите мир далайна и его многорукого бога. Мир, созданный не для человека, а против него. Потому что появлению далайна (мирового океана, заполненного ядовитой слизью и населённого жуткими тварями) предшествовал древний как сама Вселенная спор двух могучих и бессмертных божеств — Тэнгэра, выступающего аналогом бога, и Ёроол-Гуя, дьявола.

Чтобы злобный Ёроол-Гуй не мешал мудрому богу сидеть на алдан-тэсэге и думать о вечном, последний и решил сотворить для него далайн, удобное и закрытое место обитания, где Ёроол-Гуй мог бы устанавливать свои правила и наслаждаться властью над обитающими в нём чудовищами. Однако дьяволу этого показалось мало, и, чтобы избежать многовековой скуки в компании себе подобных, он потребовал у Тэнгэра человека: "Мне надо, чтоб среди этих тварей была одна, похожая на тебя, как схожи две капли воды, чтоб у нее были две руки и две ноги, чтоб она умела разговаривать и думать о вечном. Я буду убивать эту тварь в память о нашей битве". Тэнгэр удовлетворил требование Ёроол-Гуя, но предупредил, что время от времени среди людей будет рождаться илбэч — избранный, способный создавать сушу (острова-оройхоны) в далайне силой собственной мысли, благодаря чему само время жизни кровожадного божества станет конечным. Собственно, этот миф и задаёт ключевое противостояние романа, от него и отталкивается вся история.

Главный герой романа — последний илбэч далайна, фигура сложная и неоднозначная; художник, лишённый возможности рассказать людям о своём творчестве; мастер, работающий инкогнито; творец, неспособный постичь природу добра и зла и постепенно теряющий нравственные ориентиры; одержимый, всю жизнь ведомый одной-единственной идеей; глубоко несчастный и безгранично одинокий человек. Его судьба, отмеченная проклятием Ёроол-Гуя, изначально исключает возможность выбора — творец должен творить, строитель обязан строить, и неважно, как плоды его многодневной работы скажутся на жизнях других людей. Шооран уверен, что делает доброе дело: поднимая из ядовитых глубин далайна новые острова, он даёт людям землю и пищу, вот только люди по природе своей существа жестокие, беспокойные и алчные, и расширение жизненного пространства влечёт за собой непрекращающиеся кровавые распри, удовлетворяя заложенную в человечестве тягу к самоуничтожению. И молодой илбэч, призванный спасти население далайна, раз за разом убеждаясь в своём бессилии изменить саму человеческую сущность, отрекается от работы на благо человечества и начинает строить не для людей, а против Ёроол-Гуя. Добрые намерения снова прокладывают дорогу в ад, созидание оборачивается разрушением, а последний возведённый оройхон становится началом конца целой эпохи.

Линейно развивающаяся история замыкается в кольцо, змея пожирает саму себя, убийца дракона почти всегда становится сами знаете кем.

"Многорукий бог Далайна" — мрачная притча о человечестве, идущем неверным путём; беспросветная по сути история, не оставляющая надежды; роман идей, обёрнутый в фэнтези-оболочку. О нём можно долго говорить, но надеяться на то, что все эти разговоры принесут хоть какое-то утешение, — не стоит.

Комментарии


Просто браво!
Все, теперь я точно перечитаю эту книгу в самом ближайшем будущем. :)


Я тоже буду перечитывать чуть позже) Мне кажется, тут без перечитывания не обойтись)


Однако дьяволу этого показалось мало, и, чтобы избежать многовековой скуки в компании себе подобных, он потребовал у Тэнгэра человека: "Мне надо, чтоб среди этих тварей была одна, похожая на тебя, как схожи две капли воды, чтоб у нее были две руки и две ноги, чтоб она умела разговаривать и думать о вечном. Я буду убивать эту тварь в память о нашей битве".


надо будет почитать, интересно стало ))


Там есть главы, где повествование, на мой взгляд, слишком затягивается и провисает, а в целом очень достойная вещь, так что почему бы и не попробовать?))