Больше рецензий

21 апреля 2014 г. 00:30

134

5

Впервые прослушала эту книгу в аудиоформате полтора года назад, тогда же и сделала отметочку в памяти - в будущем перечитать, так как плоховато воспринимаю аудио и некоторые интересные моменты могли ускользнуть от моего внимания, а книга, несомненно, заслуживает того, чтобы к ней вернуться. Чем же меня зацепило это небольшое произведение? Дело не столько в сюжете как таковом, и даже не в чудесной необычности набоковского слога, а просто мне очень нравилось вместе с героем книги воскрешать в памяти и испытывать заново те же (или очень похожие) чувства, ощущения, впечатления... Почему-то у Набокова очень хорошо получается именно пробудить во мне память о, казалось бы, давным-давно забытых вещах (за что я и люблю этого автора). Очень близко мне то, что автор пишет о Мартыне:

"... он в литературе искал не общего смысла, а неожиданных, озаренных прогалин, где можно было вытянуться до хруста в суставах и упоенно замереть".

Для меня этих "озаренных прогалин" оказалось здесь предостаточно - это и восхитительное чувство одиночества в толпе в чужом городе, и завораживающая перестуком колес поездка на поезде, и маняще-мерцающая ночью вдали россыпь огней, и рискованный поход в горы, и конечно, непередаваемая по ощущениям прогулка по лесу и множество других чудесных вещей. И в этот раз я действительно обратила внимание на некоторые нюансы, которые ускользнули от меня при первом прослушивании, но сейчас отложились в памяти из-за схожих ощущений, в основном, родом из детства. Среди них, например, мысль Мартына о смерти, которая с утра "едва волновала его, и только постепенно к вечеру она входила в силу и к ночи раздувалась иногда до чудовищных размеров", и забавная необычность детского восприятия

"... ибо считал, что отец удален из дому за провинность, за то, что как-то, на даче, летним вечером, сделал нечто такое с роялем, отчего тот издал совершенно потрясающий звук, словно ему наступили на хвост, - и на другой день отец уехал в Петербург и больше не возвращался. Это было как раз в год, когда убили в сарае австрийского герцога, - Мартын очень живо представил себе этот сарай, с хомутами по стене, и герцога в шляпе с плюмажем, отражающего шпагой человек пять заговорщиков в черных плащах, и огорчился, когда выяснилась ошибка"

(в данном случае, конечно, не конкретное совпадение событий, а просто вспомнились некоторые собственные примеры из детства, когда непосредственность детского восприятия переиначивала реальность)

Далее спойлер...


Признаюсь, после первого прослушивания книги мотивы "подвига" главного героя так и остались для меня загадкой. Я подобно Дарвину, недоумевала, ну почему он так поступил? К чему был этот бессмысленный, никому не нужный "подвиг"? Да и в чем, собственно, состоял этот подвиг?.. Глупо погибнуть при переходе границы?.. Не верилось, что из-за несчастной любви, или из-за общей бессмысленности и бесцельности жизни русского эмигранта, или просто ради авантюрных приключений можно решиться на такой шаг... Тоска по России?.. Да, конечно, но как заметил Дарвин, можно было оформить визу и ехать легально. На самом деле, как я думаю, Мартын просто мечтатель, пытающийся вернуться в детство, в свою "вымышленную" страну Зоорландию, чтобы воскресить прошлое, оживить свои воспоминания. И конечно, его бродяжья натура, склонность к приключениям тоже сыграла свою роль. Возможно, то, что он оказался верен своей мечте, своему детству - это и есть "подвиг"?..

О, поклянись, что веришь в небылицу,
Что будешь только вымыслу верна,
Что не запрешь души своей в темницу,
Не скажешь, руку протянув: стена...

Это из набоковского стихотворения уже из другого его романа ("Дар"), но мысль, мне кажется, та же... Интересно, что Набоков передает Мартыну часть своих собственных воспоминаний о детстве, которые потом можно встретить в "Других берегах" (это и обожаемые главным героем путешествия на поездах, и промелькнувшие дети с обручами в Тюильрийском саду в Париже, и "скромные" англичанки, встреченные главгероем на катке). Возможно, что и какая-то романтично-авантюрная часть самого Набокова воплотилась в Мартыне, в его "подвиге". Хотя зная честолюбие и целеустремленность Набокова, вряд ли можно предположить, что он сам решился бы на такое "самоубийство", но почему бы не воплотить это хотя бы на бумаге?.. Впрочем, это все мои домыслы. Да, возможно, и в этот раз я не до конца поняла героя, но что ж, зато будет повод еще раз перечитать это прекрасное произведение :)

Прочитано в рамках Игры в классики.
Совместное чтение с ablvictoriya . Вика, спасибо за компанию! :)

Комментарии


Света, спасибо за рецензию! Я вот только-только дочитала. На "прогалины" тоже обратила внимание, ведь это и моя характеристика, как читателя.

Про подвиг думаю... Конечно, это подвиг исключительно для самого себя. Мартын определенно очень перспективный молодой человек: и умен, и спортом занимается, и физического труда не гнушается, - но вот как-то мечется его душа и не может найти покоя. И во всяких мелочах ему мерещится Россия. И ничего не удерживает-то от этого рискованного поступка, вот только мать - не жаль ему ее было? Согласна, что мечтатель, а еще рисковый парень (не зря ведь эпизод со скалой), а еще официальное посещение России, конечно, не дало бы ему тех эмоций, впечатлений, ощущений, как вот этот нелегальный переход...

Но вот вопрос - что в итоге дали бы ему эти сутки в России? Обрел бы он покой, смог бы оторвать от себя мучающие его ассоциации, воспоминания, начал бы уже наконец "нормальную" жизнь? Я вот именно этого не могу понять...

Хотя зная честолюбие и целеустремленность Набокова, вряд ли можно предположить, что он сам решился бы на такое "самоубийство", но почему бы не воплотить это хотя бы на бумаге?


Позволь присоединиться к твоим домыслам, поскольку у меня они аналогичные.


что в итоге дали бы ему эти сутки в России?

и тут же мысли следом опережают одна другую - но он ведь понимал, что, вероятнее всего, это был конец?


Думаю, понимал. Но, видимо, ему важно было это сделать. Как творческому человеку важно самореализоваться (ну мне так кажется... я все с творчеством провожу аналогию :))


Вот не столько творческому, сколько мечтателю, как ты правильно заметила. Ну и все-таки мотив вернуться в родную страну тоже, тоже играет огромную роль, учитывая биографию автора.


Но вот вопрос - что в итоге дали бы ему эти сутки в России? Обрел бы он покой, смог бы оторвать от себя мучающие его ассоциации, воспоминания, начал бы уже наконец "нормальную" жизнь? Я вот именно этого не могу понять...

Не знаю... Не думаю, что они бы его оставили, и нормальная жизнь вряд ли бы началась. Но возможно, ему стало бы легче, если бы он заново все это пережил. Знаешь, если проводить параллель с Набоковым (ну или вообще с творческим человеком, а Мартын был именно таким, как я думаю, не случайно же он придумал Зоорландию, ну и вообще кажется тонко чувствующим человеком...), то для творческого человека - главное, воплотить свой замысел. В какой бы то ни было форме. Вот у Мартына такая форма. Помнишь, там еще в начале книги было про картину с лесом, и мать ему читала сказку про мальчика, который ушел в картину и т.д.?.. Вот может быть, оттуда еще этот замысел у него берет начало... из детства. Ну, в общем, по-моему, это у него такая форма творческой самореализации была... Удался бы его замысел - возможно, появилось бы что-то другое. А возможно, и нет. Опять бы бродил по Франции да батрачил на ферме, ему же нравилась такая жизнь :) Но вряд ли бы он стал "нормальным" человеком в Дарвиновском понимании (или в понимании его дяди Генриха). Хотя.. кто знает.


Помнишь, там еще в начале книги было про картину с лесом, и мать ему читала сказку про мальчика, который ушел в картину и т.д.?..

Да, конечно, это прямая ассоциация.

Да если бы у него и вышло не попасться и провести там сутки, он потом периодически так и отправлялся бы в это путешествие, пока его того... А между делом опять слонялся бы там и тут. Хотя, я думаю, он все-таки на смерть шел. Ну вот действительно, не жить ему в России хотелось (тогда бы точно взял бы визу) - да и что ему было делать в советской России? А именно реализовать мечту, он ведь давно это планировал. Согласна, согласна с тобой.

И вот последняя его встреча с Дарвиным. Друг его, тоже некогда такой же мечтатель (а то и похлеще), со временем смог поместиться в нужные рамки и о молодости лишь вспоминает, мол, да, были времена. А Мартын - не смог. И большинство таких мечтательных в юности людей становятся вполне обычными, и ничего такого в этом нет, и это естественно. Но есть же и такие вот мартыны, которые сколько не пытаются - а никак не могут загнать себя ни в какие рамки, они вываливаются из них и снова катятся, катятся по этой жизни...


Да, кстати, Дарвин мне сначала очень нравился, а потом я в нем разочаровалась. А почему, собственно? Хороший же человек. Ну обычный, ну и что?.. Со временем, действительно же, многие события в памяти тускнеют, стираются, появляются какие-то новые приоритеты в жизни... Но у него, конечно, не было таких драматичных событий в жизни, как у Мартына. У Набокова были, но он творческий человек, он мог направить свою энергию, так сказать, в нужное русло. Смог не сломаться и выстоять в эмиграции, его творчество спасло (я так думаю). Ну и семья (кормиться как-то надо было). А у Мартына практически ничего не было, не за что ему было зацепиться.


Я не разочаровалась в Дарвине, потому что я в нем себя увидела) А в себе как-то не охота разочаровываться...


Я разочаровалась, потому что он как-то холодно отреагировал на воспоминания Мартына "а помнишь, Кембридж, драку" и т.д. Прошло-то уж не так и много времени, два года каких-то... А я человек воспоминаний, люблю старое вспоминать :))) Может, это и плохо, жить прошлым.


Понятно. А я жесткий человек, в том плане, что очень просто отсекаю воспоминания о событиях и людях, для меня неактуальные и никаких чувств на данный момент не вызывающие. Хотя, конечно, до сих пор волнующие моменты с теплом храню в душе (ну и отдельные негативные навсегда в памяти, как бы не хотелось от них избавиться). Значит, для Дарвина все это было уже неактуально, не бередило уже душевных струн, так сказать... Сужу исключительно со своей колокольни.


Ну, воспоминания "никаких чувств на данный момент не вызывающие" меня тоже не беспокоят :). А вот неактуальные, но чувства вызывающие - это да, бывает :) (правда, в основном позитивные, негативные обычно быстрей угасают) Насчет Дарвина - мне кажется, если Кембридж и был для него уже неактуален, то к Мартыну он все-таки относился по-прежнему тепло, как к другу, он же волновался за него, разыскивал и т.д.