Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 апреля 2014 г. 23:37

61

4

Имя этой польской писательницы, к сожалению, мало известно среди русскоговорящей, вернее – читающей, публики. Хотя в нелёгкой судьбе Зофьи Налковской хорошо проявились все противоречия Польши эпохи Межвоенного времени.
И если в соседней Польше ей посвящены многие тома исследований, то у нас её творчество – практически неизвестно. Именно поэтому книга Светланы Мусиенко — основателя и руководителя кафедры польской филологии в Гродненском университете имени Янки Купалы (Беларусь) – кажется мне очень ценной.

Практически с самого рождения дочери в доме Налковских постоянно собирались известные деятели науки и культуры, что не могло не отразиться на раннем становлении таланта будущей писательницы. Общение с умными людьми и необычное для девочки воспитание с ранних лет развили в ней наблюдательность и тягу к аналитическому осмыслению жизни.

«С самого начала моей жизни, - вспоминала впоследствии Зофья, - меня окружали книги, взрослые вокруг меня говорили о науке, знакомые, которые приходили, были учёные или писатели. Я думала, что, наверное, так везде, что мир мысли и идеи – эта единственная реальность. И позже была удивлена, увидев, что всё иначе».

Многое в своём характере она взяла от своего отца – Вацлава. С 12 лет Зофья начинает вести дневник, который был с ней до последних дней жизни. Уже очень рано юная девочка поняла, что в будущем хочет стать писательницей, писала стихи и не могла остановиться, будто это заменяло ей воздух. Но создать настоящие серьёзные произведения Зофью подтолкнуло личное горе. Многие из молодых людей восхищались талантом и богатством характера девушки, в том числе и её будущий муж. Взаимное счастье было недолгим, потому как избранник оказался очень легкомысленным. Неудачный брак, непонимание со стороны мужа послужило жизненным материалом для первых произведений Налковской. Атмосфера её произведений становится всё мрачнее, растём драматизм её персонажей.

«Ей хотелось писать, хотелось духовного взаимопонимания, хотелось иметь счастливую семью и ребёнка, но мечтам постоянно противостояла грустная реальность».

Уже первые произведения Налковской вызвали большой интерес среди читателей, во многом потому, что она не боялась высказать в них своё мнение о всей беспокойной истории эпохи, народа и человеческой души, мучительно ищущей своего места и призвания.
Когда её мужа-военного после польско-советской войны направили на «всходние крэсы» - «осадником», жена отправилась вслед за ним. Период 1919 – 1929 гг. прошёл в Гродно. Впрочем, даже не каждый гродненец знает сегодня об этой известной в Польше писательнице. Жизнь Налковской в Гродно сложилась несчастливо. Поскольку ярый приверженец идеи о превосходстве поляков над «местными», работник тюрьмы деспотичный муж Ян запретил ей общаться с местной культурной элитой, Зофья осталась в горьком одиночестве, на протяжении нескольких лет наблюдая деградацию своего суженного, его откровенную жестокость и издевательство над здешними жителями. Зофья стала часто посещать заключённых в гродненской тюрьме, даже выступала в их защиту. Несмотря на требование мужа, Зофья вновь стала писать. Именно в Гродно были созданы многие её произведения, такие как эссе «Гродно», статья «Там, где жила и творила Элиза Ожешко», сборник рассказов «Стены мира», романы «Недобрая любовь», «Граница», «Узлы жизни», а также «Дневник 1918-1929». Не выдержав давления, в 1927 г. Налковская уходит от своего мужа и, сумев, наконец, вздохнуть с облегчением, полностью отдаётся творчеству. На примере небольшого в те годы Гродно, она старается описать нелёгкую судьбу всей тогдашней страны в период «санации» - постоянное подавление бунтов белорусского населения, насаждение колониальной политики, и военной диктатуры.

Дальше...


Зофья не боялась открыто выступать против режима Пилсудского, как выступала она и против немецких властей в году оккупации Варшавы. В столицу Налковская перебралась в 1928 г., однако именно в Гродно ей удалось воплотить свой творческий талант, найти сюжет для многих своих ярких произведений, связанных с борьбой против угнетения, борьбой за равенство, надеждой на будущее.
В книге С. Мусиенко детально проанализированы практически все её произведения, показаны их связь с судьбой самой Зофьи Нилкавской, впрочем, отпечаталась на книге и эпоха её написания, ведь написана она с классических марксистских позиций. Это совсем не умоляет заслуги «Творчества Зофьи Налковской», поскольку издание богато фактами и подробностями, что при учёте крайней скудности наших сведений об этой великой польской писательнице, делает книгу поистине уникальной.

Урок литературоведения, №14

Комментарии


содержательная рецензия и новое имя!


Сам ни одного произведения Зофьи Налковской пока не читал, однако обязательно исправлю эту ошибку, тем более её судьба тесно связана с родным и любимым Гродно, который напрямую повлиял на её творчество.