Больше рецензий

20 февраля 2014 г. 18:34

124

5

«Внимание! Внимание! Только сегодня и только сейчас! Экскурсия в таинственный и увлекательный детский мир! Главный экскурсовод Корней Чуковский!»

Прежде чем окунуться в неизведанные и фантастические просторы детского мира, необходимо выучить местный язык. Небольшой лингвистический экскурс:

«Строганок – то, чем строгают.
Копатка – то, чем копают.
Колоток – то, чем колотят.
Цепля – то, чем цепляют.
Вертутия - то, что вертится.
Лизык – то, что лижет.
Мазелин – то, чем мажут.
Кусарики – то, что кусают».


Не думайте, что если вы усвоите несколько слов, то вам станет кристально ясно местное наречие.  Но неудобства с понимание не должно возникнуть. В большинстве случаев смысл интуитивно понятен (за исключением  шепелявого или гнусявого акцента).  
Наш главный экскурсовод  проделал титаническую работу, дабы вы смогли насладиться всей палитрой общедетских слов. Со всей страны в течение пятидесяти лет к нему приходили письма от родителей, которые делились с ним словесным творчеством своих чад. К. Чуковский вывел некоторые закономерности и в своей книге дал пространственный ответ на вопросы возникновения, формирования и развития детской речи и снабдил все это обширными примерами. Помимо этого он даст несколько советов для правильно воспитания речи.
Пройдя дальше, мы узнаем, почему у местного народца появляются странности вроде:

«- Мама, а крапива кусается?
- Да.
- А как она лает?»

Попробуйте сказать что-нибудь в роде «Глупый ребенок!» и г-н Чуковский, укоризненно покачав головой, объяснит, насколько вы заблуждаетесь, считая, что дети неразумны. Они учатся говорить, ориентироваться в мире новых предметов и понятий за краткий промежуток времени. Чтобы приобрести богатый багаж знаний, они используют такие научные методы как наблюдение, сравнение и моделирование. Пусть их логика несколько наивна, но она есть. Маленький исследователь от двух до пяти лет открывает для себя все многообразие мира с его традициями, правилами и штрафами. Источником этих знаний становятся в первую очередь родители, потом окружающие люди и животные. Поэтому экскурсовод особенно подчёркивает, как важны действия взрослых в этот сложный период под названием «Сто тысяч почему».
Следующий пункт назначения «Сказка». Здесь в клетках сидят злые «гонители сказок». Они,  грызя «Мюнхаузена» и «Конька-горбунка», кричат о том, чтобы детям не засоряли мозг и давали читать только книги о динамо-машинах и механике. Люди, которые навсегда заключили себя в рамки реализма.  Но дети их не боятся и вполне самостоятельно справляются. Вот, например, обратите внимание на того воображаемого тигренка в руках мальчика.
Теперь мы пребываем на «Лепые нелепицы». Будьте внимательны, здесь:

«Маленькие ребятки
На маленьких козявках
Поехали кататься».

Пусть для вас подобные перевертыши не имеют смысла, но для ребенка они являются чем-то вроде контрольного теста для проверки полученных знаний. Так же в подобной форме проявляются первые зачатки юмора.  
Последний переход даст нам знание о том, кто такие экикики и не экикики. Не бойтесь этих зверей, в отличие от "гонителей сказок" они не опасны. Здесь же мы узнаем об играх, связанных с ними. По  завершению экскурсии г-н Чуковский расскажет несколько секретов его популярности у детей.  

P.S. Произведение К. Чуковского «От двух до пяти» дает ответы на вопросы, которые если мы и задавали, то не стремились на них ответить. Нет, где-то на уровне подсознания мы знали, как объяснить те или иные явления, приплюсовывая опыт наблюдений и логику взрослого человека. По сути, именно на этом и строятся книги о духовном, физическом, творческом воспитании детей. Чуковский же предлагает рассмотреть все не с высоты взрослых, а с точки зрения малышей. Он открывает для нас внутренний мир ребенка.

Написано в рамках игры "Долгая прогулка" 2й тур. Команда "ПингвинЮки".