Больше рецензий

Madam_pik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

2 февраля 2014 г. 11:40

75

4

Мучительно не хватает кнопки "перечитала". Но хотя бы рецензия первая, потому что, когда я читала эту книгу первый раз, то никакого Livelib не было еще и в проекте.

Ну, да ладно. Я, собственно, читаю Б.Стругацкий "Комментарии к пройденному" и, по ходу чтения, возникло желание перечитать книгу, о которой пошла речь. Дело несложное - собрание сочинений в солидных черных обложках уже давно на полке. Открывай, да читай.

И вот скажу, что "Хищные вещи века" - удивительно пророческая книга. И вовсе это не социальная фантастика. Т.е., конечно изначально авторы имеют ввиду социум и всё такое. Духовность общества, как следствие условий жизни, надстройка и базис. Всё известно из курса сами знаете чего.

А получается другое.

Дальше...

Получается, что удовлетворив потребности в еде и безопасности, согласно пирамиде Абрахама нашего Маслоу, человек начинает искать удовлетворение потребности в принятии, принадлежности и любви, без которой не получается двигаться выше к познанию и самореализации. И находит удовлетворение этой потребности. И удовлетворяет её, пусть на время, но регулярно. Да, вы правильно догадались - секс, дрожка, алкоголь, в конце-концов. Ты меня уважаешь? И я тебя уважаю. Тайные общества и заговоры. Против кого дружить будем?

Ну и слег, конечно. Самое прекрасное принятие - принятие себя самим собой. Полностью. Вот даже это, в чем стыдно признаться - оно может быть реализовано в фантазии, лежа в теплой воде под звуки орущего приемника.

В рецензиях цитируют про дураков и потакание дураку. А я напишу вот что:

В огромном большинстве стран мира воспитание молодого поколения находится на уровне восемнадцатого-девятнадцатого столетий. Эта давняя система воспитания ставила и ставит своей целью прежде всего и по преимуществу подготовить для общества квалифицированного участника производственного процесса. Эту систему не интересуют все остальные потенции человеческого мозга, и поэтому вне производственного процесса современный человек в массе остается психологически человеком пещерным, Человеком Невоспитанным.

Неиспользование этих потенций имеет результатом неспособность индивидуума к восприятию нашего сложного мира во всех его противоречиях, неспособность связывать психологически несовместимые понятия и явления, неспособность получать удовольствие от рассмотрения связей и закономерностей, если они не касаются непосредственного удовлетворения самых примитивных социальных инстинктов. Иначе говоря, эта система воспитания практически не развивает в человеке чистого воображения, фантазии и — как немедленное следствие — чувства юмора.

Человек Невоспитанный воспринимает мир как некий по сути своей тривиальный, рутинный, традиционно простой процесс, из которого лишь ценой больших усилий удается выколотить удовольствия, тоже, в конце концов, достаточно рутинные и традиционные. Но и неиспользованные потенции остаются, по-видимому, скрытой реальностью человеческого мозга. Задача научной педагогики как раз и состоит в том, чтобы привести в движение эти потенции, научить человека фантазии, привести множественность и разнообразие потенциальных связей человеческой психики в качественное и количественное соответствие с множественностью и разнообразием связей реального мира.


P.S. Ах да, Слог у книги, по нынешнему восприятию, слегка тяжеловесный и сюжет разворачивается медленнее, чем в современной литературе. Особенности времени написания, так сказать. Но это не очень мешает.