Больше рецензий

kandidat

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 января 2014 г. 18:17

2K

4

Исторический роман или роман в исторических декорациях?!

Подобный вопрос не возник бы по прочтении книги, что не оставляет сомнений в отношении значимости, адекватности своей исторической канвы. Этот вопрос регулярно всплывает там, где читателя надолго оставляют без приобщения к "источнику", где он вынужден блуждать в житейских хитросплетениях, теряя ощущение времени, забывая о том, в какую эпоху живут и чувствуют герои книги. По мере чтения "Столпов земли" этот вопрос не покидал меня. Я привыкла рассматривать явление с разных сторон, насколько это возможно. И потому "проживая" события книги, я постоянно крутила этот ребус под названием "Столпы земли" и так, и этак. Что же ты такое?!

PRO...et CONTRA

В ночь на 25 ноября 1120 года "Белый корабль"...

Ты только вошел, о читатель, но тебе тут явно рады. Как старому знакомому тебе сразу же поведали самое главное. Вот он - задел интриги большей части книги. И какой! С отсылкой к первоисточнику! Ты еще не очень понимаешь, что и к чему. Зачем тебе знать об этом корабле, погибшем наследнике, грядущей анархии... Но ты уже сразу понимаешь, что был приобщен к чему-то крайне важному, к чему-то очень весомому. Так и есть! Ты только не забудь это до того момента, когда придется об этом вспомнить.

Удивительная все-таки вещь: единственная реальная историческая дата, приведенная в книге, дана в качестве ссылки на совершенного другой труд. Далее же мы будем встречать хронологические метки, но исключительно в заголовках. Временная шкала словно обошла это произведение стороной, боясь любого упоминания на его страницах. Да и к чему докучать читателю историей, когда так много других славных дел.

Итак, читатель, ты сразу же знакомишься с людьми, читать о жизни которых тебе предстоит на протяжении всей книги: обедневшая семья строителя в поисках работы, монах в поисках своего места на пути служения Господу, обиженный и жаждущий отмщения отпрыск мелкопоместного землевладельца... И ты узнаешь о них все! Нет, ты даже не представляешь, КАК много ты о них узнаешь. Все, как ты любишь, все, что так тебя интересует, все, что заставит тебя на едином дыхании прочитать непривычный для тебя многостраничный труд. Ты же не привык читать ТАК много, а здесь знают, что ты прочитаешь его до конца, отсюда тебя не отпустят, нет.

Как же "подешевела" все-таки история, ну или хотя бы ее тень, так как самой истории здесь немного. Раньше писателю приходилось годами работать с историческими материалами, собирая даже слухи, которые не проверены, но тем не менее, имеют право хотя бы называться "гипотезами". Сегодня ему вполне может быть достаточно заинтересоваться темой, проработать очень ограниченное число источников, расчистив в книге место для собственной фантазии. И это может сыграть на руку, действительно может, ведь скрупулезные труды авторов-историофилов напоминают порой непролазные лабиринты, тогда как романы в исторических декорациях могут быть весьма популярны. Правда, есть одна проблема: любое историческое творение дней сегодняшних будет тщательно обыскано на предмет исторических ошибок и несоответствий, ведь сегодня добраться до сведений гораздо легче, чем хотя бы еще сто лет назад. Затем эти несоответствия будут выложены в свободном доступе. А ведь, собственно, не допустить этих самых ошибок невозможно: информации, которая используется при описании жизни людей на протяжении 50 лет, настолько много, что даже статистически велика вероятность включить какой-то факт, не соответствующий описываемому историческому периоду.

Но удешевление видится мне не только в этом. Образы. Словесные обороты. Всевозможные приемы, коими должен обладать литератор. Разве они не должны позволить автору создавать реалистичную картинку, не скатываясь до животного натурализма?! Почему, когда мы читаем о леди Винтер у Дюма-отца, мы уверены в ее сексуальной неотразимости и остроте ее женского чутья? Почему, читая о встрече Гуинплена с Джозианой в стенах ее-его дворца мы ощущаем обжигающее пламя их взаимной страсти? Почему мы погружаемся в угнетающее состояние шока от невыразимой человеческой жестокости, когда мучают пытками Жака де Молэ и других тамплиеров? Потому что написано это так, что не может не пробрать. И для этого нет надобности приводить подробное описание действий с участием половых органов. Уметь сказать (написать) так, чтобы действие "случилось", даже если ты его и не называешь, разве это не есть реальное подтверждение писательского мастерства?!

Лица, лица, лица. Читатель, ты уже заметил тех, кто встречается с тобой чащей других?! Это главные герои нашей истории. Проходи поближе к их очагу, согрейся, здесь ты можешь передохнуть, ты покинешь этот приют не скоро. Кого из них ты узнаешь?! Да, пожалуй, что и никого ты тут не знаешь. Их имена тебе ни о чем не скажут. Это же самые обычные люди, которые могли и не могли когда-то жить в этой стране.

Стопы земли. Уже в самом названии я вижу людей, а не собор. Нет, для меня главный герой романа - не собор. Люди! На их хребте пашет свою ниву история. Их кровь и жилы питают эту землю, их любовь и горе дает истории право на продолжение. Считаю, что именно эту линию стоило автору сделать центральной. Даже при всей его увлеченности средневековой архитектурой, которой я отдаю дань уважения, этот факт не оправдывает то, что описанию архитектурных приемов, устройства собора и пошагового алгоритма его возведения он отдает явное предпочтение нежели рассказу о главных героях. О соборе он говорит взахлеб, приводя профессиональные термины, создавая сложные словесные конструкции, обволакивая читателя облаком новых слов и понятий. Даже тот, кто далек от архитектуры, к седьмой сотне страниц разберется-таки в том, что же такое трансепт, где у собора неф, какое значение могут иметь приделы. Но главные герои пройдут перед читателем "в чем мать родила". Они словно берутся из ниоткуда, как потом туда и уйдут. Упоминания о прошлом и корнях окажутся достойны немногие из них. Еще меньше внимания автор уделил историческим личностям. Сколько-нибудь существенного упоминания в тексте были удостоены лишь Стефан Блуазский и Томас Бекет, так как именно к ним один из главных героев отправился в поисках правды. Думается мне, роман мог бы стать богаче и глубже, удели автор больше внимания и этим, и другим личностям рассматриваемых им исторических реалий. Очевидно, что характеры главных героев романа развивались именно в контексте описанных автором событий в истории Англии.

О, дорогой читатель, мы тебя не утомили? Нет? О, вижу, тебе интересно, ты беседуешь то с одним героем, то уже слушаешь историю другого. У тебя совсем нет времени оторваться от происходящего. Да, конечно, понимаю. Столько всего и сразу. У одних горе, у других радость, а потом все меняется. И так бесконечно. А знаешь, что самое важное? Тебе интересно. Если бы тебе было не интересно, ты бы уже встал и ушел. Но ты остаешься...

Вот именно - читатель остается. И это, пожалуй, немаловажно. Если читатель пугается исторического жанра, то разве не бесценно любое популярное приобщение к корням?! Ведь вот прочел же кто-то и пару статей в сети о жизни в Англии в 12 веке, о строительстве собора в Солсбери. Уже это одно не ценно ли?!

POST SCRIPTUM

Наверняка сложилось впечатление, что мне очень не понравилась книга. Это совершенно не так. Я оценила ее на "хорошо". Это твердая оценка "хорошо". В таких случаях всегда много критики, потому что могло быть "блестяще", могло быть "замечательно". Но вышло только "хорошо".

Этот роман, его тема заслужили большей работы автора. Выскажу скромное, ничем не подтвержденное с профессиональной точки зрения, мнение, что роман стоило разбить на части (тома), чуть более глубоко структурировать, проработать и сделать более явной историческую линию. Сосредоточить на людях, характерах, сместить акцент с архитектуры на путь человека в истории. Да, собор долговечен, человек - есть тлен. Но собор стоит, пока верит человек.


Так что все-таки роман в исторических декорациях...

Прочитано в рамках "Долгой прогулки" с друзьями Medulla , Dorija и alsoda .

1 2

Комментарии


Я его оценил немного жестче - "историческая попса" :). И дело даже не в том, что я избалован Флобером, Гюго или Эко. Просто большая часть сюжета стерлась из памяти через месяц. Невыразительно, поверхностно - как-то так.


Я осталась благодарна за тему, за внимание к ней. Увы, так и есть - попса.


Согласна. У меня было такое же впечатление, хотя историческую прозу я не очень люблю почему-то. Мне приходилось читать того же Генриха Манна. Так вот "Молодые годы короля Генриха IV" до сих пор помню в деталях... А ведь я особо даже не вчитывалась, т.к. не привлекали меня все эти дворцовые перевороты, книгу нужно было прочитать для экзамена.
А вот "Столпы земли" уже забыла совсем. Только основные перепетии сюжета помню. Кто умер, кто был изнасилован и т.д.


Фоллет сделал упор на событийную составляющую, а не на историческую. Если сменить исторические декорации, основные линии сюжета останутся прежними. Нет погружения в эпоху.

Генриха Манна я как-то в школе пытался читать, но тогда во мне победил Дюма :)) Манн некоторых персонажей представил в не очень выгодном свете.


Большое спасибо за твою рецензию! Я все еще на перепутье, читать или не читать??? Интересно, изменится ли твоя оценка антуража, который описывает Фоллетт, когда ты прочитаешь более близкий к нашему времени роман "Гибель гигантов".


Оценка труда Фоллетта вряд ли. Евгений, я не поняла про антураж? В смысле? Поясни, пожалуйста.

"Гибель титанов" чья? Кто автор?


Под "антуражем" я имел ввиду исторические декорации, в которые "окунул" здесь свое повествование автор. "Гибель Титанов" - это его предпоследняя книга (последняя переведенная на русский язык).


Декорации-то мне как раз интересны, да их у него недостаточно. Тему не раскрыл.


Понятно, интересно, что ты скажешь после просмотра фильма ;)


Ну я точно не стану жалеть о прочтении "Столпов". И в планах был, и на полке стоял. И о периоде этом я почти ничего не читала. А я потом еще почитала статеечки, так что... Полна моя коробочка. Продолжение прочту.


Я смотрел только фильм, который меня очень впечатлил. Только недавно я узнал, что этот фильм был снят по данной книге. Так что думаю, тоже прочту "Столпы земли". ))


А я про фильм только тут узнала. Смотреть пока не собиралась. Стоит?


По моему мнению да! Немецко-канадского производства. Очень глубокие образы. В Германии фильм прошел на ура. Мне очень понравился.


Хорошо, учту. Надо присмотреться к нему, там вроде и серий не много.


да, кажется, 8 серий. Особенно понравилось, как играли артисты, исполнявшие роли Бигода и Эллен.


Все, ты уговорил, посмотрю и напишу)


договорились ;) я в свою очередь тоже, как прочитаю, так напишу ))


Договорились)


Словесные обороты


Вот здесь, мне кажется, ошибки переводчиков. Хотя не берусь судить, оригнал не читала.
Историю Англии я учила в университете, а здесь я учу быт англичан, так что как раз роман в исторических декорациях мне и ближе))
Очень понравилась рецензия!


Спасибо)
Нет, там не только переводчики. Я о натурализме в сценах насилия, соития. Иными словами это можно описать, я уверена.


А рецензия интересная, и читать хочется!) Спасибо!


Спасибо) Читается действительно легко, даже объем не играет тут никакой роли.


Я поддержу Даниила - ''историческая попса''. Самое главное, что мне не хватило глубины эпохи, глубины персонажей и самой истории. Так, пролетел над поверхностью истории не ныряя в глубину. И вот меня тоже напрягло, что упоминания дат и времени практически нет.


Юль, так это же очень удачно для современности. В некотором роде Фоллетт - находка. Это как "Великолепный век" - для Турции. Да, реального совпадения с историей крайне мало. Но ведь интерес-то как разогревает, как завораживает тем, что история может быть доступной. Такие паблики приобщают людей к тому, до чего у них бы не дошли руки и головы очень долго. Просто мы искушены в хорошем смысле, да. Но книге не откажешь в актуальности и значимости для продвижения истории ее народа. Хотя в Англии сегодня каждый третий - выходец из совершенно других стран.


Ты знаешь, Фоллетт очень неплохой детективщик, некоторые его детективы мне даже нравятся и в ''Столпах земли'' он тоже в какой-то степени применил детективный сюжет по шаблону, что не есть плохо, даже совсем наоборот, но мне знаешь вот не хватило страстности исторической. Вот как у Дрюона - полное погружение в эпоху. Или как у Дюма, тоже ведь сомнительной правдивости с исторической точки зрения романы, однако, ну вот эта страсть к истории не может не заворожить.
Ну как-то так :)


Так вот я о чем и написала. Наверное, плохо у меня вышло. Дюма на самом деле вводил наряду с гигантским объемом вымысла и великую толику правды. Просто ее откапывать сложнее среди жемчуга его фантазии)))) Дрюон не лукавил, обращался с историей нежно. Фоллетт увлекся архитектурой, как он сам и признается. Начитался о ней и решил писать. Молодец)))))) (с сатирическим смешком). Начитался бы еще и истории, вышло бы просто замечательно.
А триллер там заметен, точно.


У тебя получилось отлично!
Вот удивительно, но порой фантазия Дюма выглядит убедительнее правды:) За что и любим нежно-нежно до сих пор.
У Фоллетта есть еще и продолжение ''Столпов земли'', а есть еще трилогия о Первой мировой войне, так что затянуло Фоллетта в историю)). Пишет он неплохо, но ремесленник.


Продолжение у меня на полке стоит, прочту. А вот уж дальше... Детективам - да, исторической прозе в его исполнении, пожалуй, пока нет. Ну а вдруг его осенит, и он начнет работать с материалами более плотно))))


Все может быть :))


У меня очень сильное предубеждение против этой книги. Во-первых, главная сюжетная линия один-в-один повторяет любимый "Шпиль" Уильяма Голдинга - строительство собора. Но только у Голдинга - мощь идей, а у Фоллета - фон для страстей в духе "Санта-Барбары". Во-вторых, сильно смущает историческая достоверность (из того, что я слышала, её там кот наплакал). Ну и мне доводилось читать Фоллета - боюсь, что изысками стиля он не блещет. В общем, я полностью разделяю мнение о том, что это никак не исторический роман, а нечто "по мотивам".


Настя, да, именно. Ну ты высказала сейчас все прямо по пунктам моей рецензии. Собственно, это даже какой-то новый жанр "квазиисторический триллер". Что-то в этом духе. Голдинга обязательно буду читать.


Да, я заметила, что мы с тобой совпали. :) "Квазиисторический триллер" - это точно. К сожалению, ты права в том, что исторический роман обмельчал. Такие книги для разгрузки и отдыха, конечно, тоже нужны и имеют право на существование, но я очень не люблю, когда их начинают позиционировать, как "настоящую историю" и "вот как было".


Да, Настя, да, я грущу вместе с тобой. А после Гюго-то как было грустно, представляешь?


С Гюго у нас не срослись отношения, но я прекрасно понимаю - качество книг не сопоставимо.


Не сопоставимо.


Подписываюсь под каждым словом.


О, спасибо за находку! "Шпиль" обязательно прочитаю.


Спасибо. надо будет "Шпиль" обязательно прочитать.
По-поводу "Столпов земли". Мне кажется, это "историческая жвачка". Возможно, это не так уж и плохо, если кто-то, кто прочитает, заинтересуется и пойдет искать что-то более серьезное. Я любила историю в школе, но ее очень много кто не любит, у многих людей при слове "исторический роман" начинается икота в предчувствии скуки и обилия дат:)) Так что Фоллет, на мой взгляд, выполняет не совсем плохую функцию, просто видимо его не надо читать людям, которые любят историю и разбираются в ней.

А еще мне почему-то кажется, что перевод этой книги на русский не сильно хороший, меня в некоторых местах аж кривило и кучерявило по полной. На английском это должно выглядеть лучше.


Так что Фоллет, на мой взгляд, выполняет не совсем плохую функцию, просто видимо его не надо читать людям, которые любят историю и разбираются в ней.


Ну вот об этом я и писала выше.


"Шпиль" - это нечто грандиозное и гениальное. Но книга непростая. Так что я действительно советую.

С определением "историческая жвачка" я не могу не согласиться. :)) Да, для книги сугубо развлекательной этого в принципе и достаточно (вон, можно вспомнить целую категорию "исторических любовных романов", в которых всё сводится к паре героев, а эпоха набрасывается двумя-тремя штрихами и то косыми). Но я слишком часто сталкиваюсь с тем, что многие люди, прочитав такой роман, начинают потом всем и вся доказывать, что это правда, что Фоллет (в данном случае) прекрасно изобразил быт и нравы, психологию и прочее. Причём, эти выводы делаются на полном отсутствии опыта и на основании одной книги, но с железной убеждённостью. И это бесконечно бесит. Увы, большинство дальше копать не пойдёт, а поверит первому прочитанному автору. Писать исторический роман - это колоссальная ответственность на самом деле.

Американские критерии, конечно, прекрасны. :)) Они в общем правы (можно только спорить насчёт 50/60/70/100 лет), но мне очень хочется добавить к их критериям маленькое уточнение - "и достоверно отражает реалии того времени".


Ну так это святое, "не читал, не знаю, но на этот счет у меня свое мнение". И вообще, главное это любовь, а вы тут с бытом лезете, зануды :))))))))


Ага, и 90% этого мнения основывается на "исторических" программах скандальных каналов. Это что, мне вон как-то в курсовой принесли ссылку на какой-то сайт про НЛО.

Ну, какая любовь... куда нам, чёрствым, приземлённым и неромантичным натурам! :))


Кстати, как меня научили американцы на курсах "исторического романа". Исторический роман это все, что происходило 60 лет назад от времени написания этого романа. Собственно и все критерии :)


Очень странные критерии.


До этого романа, к сожалению, руки пока не дошли, а вот экранизация у него точно на пять с плюсом...


Да, пожалуй сериал лучше книги.


Единственный роман современных писателей, который я могу назвать действительно историческим - это Имя Розы. Вот там полное погружение в быт и мысли средневековья.


"Имя розы" - замечательная книга. Но все же будем надеяться, что не все так плохо.


Смелое утверждение. А много вы прочитали исторических романов современных авторов? Делитесь советами :)


Много. Но только от одного осталась под таким впечатлением.


Практически вся современная беллетристика пишется не для того чтобы её вдумчиво читали и анализировали, а чтобы купили, проглотили, выбросили и купили новую.
Ваш анализ это простое размахивание кулаками в воздухе.


Что ж, ваша точка зрения - ваше право. Только один нюанс, я не махала кулаками даже образно. Не пытаюсь доказывать ненужность подобных книг, даже признаю ее определенную нужность. Так что я ни на чем для вас конкретно вообще не настаиваю.


При чём здесь настаивание? Вы высказали свою точку зрения - я не согласился. Только и всего.
А я и не говорил о нужности или ненужности подобноой литературы.
Как сказал Пушкин, автора следует судить по законам, им самим для себя установленным. В данном случае Ва судите по критериям, которые Вы произвольно установили сами.


Ваш анализ это простое размахивание кулаками в воздухе.



Эта фраза подразумевает, что у меня якобы некий революционный настрой, коего здесь нет вообще. При том настаивание.

Как сказал Пушкин, автора следует судить по законам, им самим для себя установленным. В данном случае Ва судите по критериям, которые Вы произвольно установили сами.



Сомневаюсь, что Фоллетт вас посвятил в свои мерки, как и кого бы то ни было. И да, я оцениваю по своим критериям, на что имею право. И я признаю за вами право на вашу точку зрения, да.

1 2