Больше рецензий

Net-tochka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 декабря 2013 г. 14:36

1K

5

До знакомства с книгой Л.Н.Гумилева о теории пассионарности я имела некоторое смутное представление и упорно обходила книги этого автора стороной, потому что сильнее магического слова-магнита «Русь» на обложке и моего любопытства был страх не разобраться в научных терминах историко-географического труда известного ученого.

Страх оказался напрасным. Книга читается очень легко, написана живым языком, научная информация передается доступно, но без упрощения – редкий талант ученого, сумевшего понятно и интересно, но без излишнего популизма («опрощения» науки, если можно так сказать) изложить научную концепцию для неспециалистов.
Немало пониманию книги способствует ее структура. Во вступлении представлена собственно теория пассионарности (графически), а затем идут две части, посвященные периоду Киевской Руси и Московского княжества, которые, с точки зрения автора, закономерно сменяют одно другое и являются наглядным примером теории пассионарности (также приведены графики). Как именно автор вписывает события истории в свою теорию, я не буду говорит – хорошую книгу пытаться «впихнуть» в трехстрочный пересказ дело безнадежное и весьма глупое. А вот на своем восприятии теории позволю себе остановиться. Собственно, я снова хочу вернуться к графикам.

Любопытно, что обобщенный график, представляющий теорию пассионарности в хронологическом аспекте, поразительно совпадает с графиками, отражающими развитие Киевской Руси и России. Не просто кривая, которая имеет точку зарождения, достаточно резкого подъема, какого-то наивысшего развития и относительно плавного спада, вплоть до исчезновения данного этногенеза, а совпадение в пиках повышения и понижения активности пассионариев данного конкретного этнического единства. Они чуть ли не срисованы один с другого, и оба – с первого, представляющего теорию Л.Гумилева в идеале (гипотетически). Такое встречается сплошь и рядом, сказала бы я, когда факты подгоняются под теорию. Если не подходит какой-то факт, берут следующий. (Абстрактный пример: инопланетяне с планеты Фаэтон в периоды первой и второй активных фаз испытали некоторый спад в развитии своего этнического целого, что выразилось в долгом царствовании ничем не примечательного властителя Юпи. На соседней планете в другое время был такой же период – он характеризовался длительным перемирием между двумя континентами. Мы их сравниваем, не обратив внимания, что первое было в пятосьтдевяностодесятом сатурианском цикле, а второе – в двестивосемьнадцатьпятом. То есть некорректное сравнение с точки зрения хронологии). Здесь важно, что временные границы графиков также совпадают. То есть если идет какое-то повторение всплесков активности по определенным годам, то во временном отношении оно повторяется и в другом периоде (более-менее точно). Вся фаза развития этноса укладывается в период 1200 лет, по Гумилеву, и события истории берутся не произвольно, а с соблюдением строгой хронологии.

Нужно ли кому-то это сегодня? Наверное, да, чтобы выбрать правильную линию поведения и развития. Потому что с пугающей точностью повторяющиеся события истории, укладывающиеся в график Л.Гумилева, говорят, что Россия вступила в завершающую фазу своего этноса. Что будет потом: мы переродимся в новый этнос или наша культура растает, растворится в тех, кто сегодня очень активно борется с нами на нашей земле против нас самих? Или, если останемся, то сочиним новый миф про новое злое иго?

Можно принимать или не принимать теорию пассионарности, но даже материал этой маленькой книги вполне убедительно доказывает, что так просто отмахнуться от нее не получится. Идея Гумилева о развитии человеческого общества позволяют увидеть ДРУГУЮ историю, отличную от той, которая дается нам в учебниках по указке свыше. Но она «другая» не в том смысле, как сегодняшнее модные переворачиванея всего с ног на голову. Она дает новые знания, информацию по некоторым вопросам, которые долгое время в советских учебниках были просто названы «татаро-монгольское иго». Иго – и все тут. А так ли уж страшно было это иго, как его рисовали авторы учебников, трактовавших историю с позиции «все плохие – мы хорошие». Не пора ли задуматься, а мы ли были хорошими, а не кто-то другой оказал нам очень немалые услуги? Какими в действительности были отношения Золотой Орды и Руси, и почему за рамками разговора упорно оставались Синяя Орда и Белая?
После того, что «татаро-монгольское иго» оказалось в книге представленным чуть ли не благом для Руси (причем весьма убедительно), я просто теряюсь в догадках, что прочитала бы по этому поводу о ВОВ. Жаль, то нельзя задать автору вопросы в блоге: развитие этноса неминуемо испытывает влияние других этносов – это же должно укладываться в схему про 1200 лет? Или нет? Еще в книге вычитала моменты, позволяющие думать, что миф (или все-таки уже гипотеза?) о том, что история Руси-России началась на ВЕКА раньше, чем принято считать (меня с некоторого времени интересует эта идея, может, поэтому я просто «вычитала» то, что хотела увидеть?).

Почему я не принимаю все-таки безоглядно концепцию пассионарности? Потому что книга вызвала ряд принципиальным вопросов, на которые я пока не нашла ответ (но буду искать в трудах Гумилева). Потому что некоторые интерпретации исторических событий настолько отличны от общепринятых, что хочется увидеть еще подтверждения и опровержения, чтобы иметь возможность решать: буду я думать по-старому или изменю свой взгляд (сомнения, как видите, уже достаточно сильны).

Ну и еще момент: говорить о культуре немыслимо без оглядки на язык. Собственно, имеет место быть точка зрения, что именно язык является важным отличием народов, так как он выражает мировоззрения, представления, культурные реалии и т.п. народа (подробнее смотрите в соответствующих трудах лингвистов). Объяснение явления опричнины в труде Гумилева меня не удовлетворило (не тут ли зародилось подозрение, что под конкретные даты все-таки порой подгоняются события или события объясняются с нужной автору позиции?). Крамольная мысль, что я НЕ СОГЛАСНА (страшно признаться) с Гумилевым, подверглась беглой проверке через интернет и НАШЛА подтверждение (поэтому не стала серьезно в профессиональные словари углубляться – это труд не одного дня и даже не одной недели, а я научное опровержение сочинять не намерена). В корне неверное объяснение слова «опричнина» и неправомерное, на мой взгляд, объединение его со словом «кромешный» серьезно искажает картину мира. (Возражения по этому поводу приму только АРГУМЕНТИРОВАННЫЕ, основанные на этимологии и данных об истории развития языка – с указанием возможных дат, просто спорить ради спора не буду). Также неверно (или необъективно) представлен Великий Новгород как в книге вообще, так и в концепции в целом – тут тоже спорить не буду, все-таки не на защите научной гипотезы присутствую... Надеюсь, что это получилось непреднамеренно или в силу того, что «самостийность» Новгорода (в современном значении) на протяжении веков замалчивалась и ОТРИЦАЕТСЯ до сих пор. Но вообще подобные вещи все-таки позволяют выйти из марева восторженности и попытаться критически посмотреть на теорию (не на саму книгу – книга отличная!).

Итак, вопросов в голове стало больше. Но признаюсь, это одна из теорий, которые достойны внимания всех интересующихся историей. Хотя бы даже ради интересной информации о Золотой Орде (назову ее так по привычке). Если ваш взгляд останавливался уже на этой книге – читайте ее.

P.S. Честно говоря, не планировала столько говорить. Книга понравилась, но теория не принята безоговорочно, а уж про лингвистическое несоответствие и неоднократное принижение роли Новгорода в истории Руси вообще не могла пройти.

Флэшмоб-2013. Именной совет от man0l0 . Сергей, я Вам искренне признательна за этот замечательный совет!

Комментарии


Вижу, не прогадал с советом))) Рад, Оля, что для Вас книга не прошла мимо. Про "опричнину" с Вами спорить не буду, а вот про значение Новгорода - это вы зря. Сколько читал книг, а значение этого города никогда не принижалось. Да и можно ли! Новгород - колыбель нашей государственности, один из важнейших центров на протяжении всей истории России, Невский начинал свой путь к славе именно там, да и про Русь Новгородскую забывать не нужно. Чего не коснись, а в истории Новгород присутствовал всегда и везде и уж точно не на последних ролях. У Гумилева не припомню, что так Вас могло смутить относительно этого города. Могу только предположить, что автор в своей книге делает большой акцент на период татарского нашествия, а учитывая, что Новгород один из немногих городов кто не был захвачен варварами, то и достаточно места Гумилев ему не уделил. Хотя, тот же Невский, будучи князем Новгородским, имел очень большое влияние на Батыя, но это отдельная личность, и к теории пассионарности отношения не имеет.
Что касается самой теории, то соглашусь с Вами, для меня она тоже осталась всего лишь интересной мыслью, но всерьез в моей голове не закрепилась. Но и без толку книга не переварилась. Одни только рассуждения о татарском иго заставили по другому взглянуть на возможные искривления истории того времени.


Согласна, что в данной книге Новгороду и не может быть уделено большое внимание. Меня просто неприятно поразило, что большая часть немногочисленных упоминаний о Новгороде в книге имеет резко негативную оценку (новгородцы пили, новгородцы продались иноземцам, новгородцы откололись от всех). Порой ведь и правду можно так подать, что она хуже кривды выйдет. Хотя, возможно, я как-то излишне на этом заострила внимание, и человек, хоть немного знающий историю Руси и России, поймет, что этот образ Новгорода не очень соответствует действительности. Впрочем, и книгу Гумилева не дети малые ведь читают:)
История людей, которых потом назвали "монголо-татарским игом", очень и очень заинтересовала. Книга попала в число "любимых", несмотря на все спорные и неразрешенные вопросы.


Новгород лежал в стороне от пассионарного толчка породившего русский этнос, соответственно у Гумилева он фигурировал в книге, как реликт Древней Руси, имевший силу разве что на торговлю, но потерпевший поражение при двойном численном перевесе от молодого пассионарного Московского княжества.


Новгород иногда называют колыбелью российской государственности, поэтому он в принципе не мог отстаться в стороне от того процесса, о котором говорит Гумилев - о становлении России.И даже если его расматривать как реликт Древней Руси, то Московское княжество ведь не на пустом месте возникло - оно было бы невозможно без этой самой Руси и Новгорода в частности.

имевший силу разве что на торговлю

Вы читаете, что торговля никакого значения в развитии Российского государства не имела? Помнится, Петр I прорубал окно в Европу,строил флот и продвигался на восток (осваивал богатейшие земли), воевал на Черном море ради развития торговых отношений, которые играли отнюдь не последнюю роль в укреплении государства.


Этнически в XIV- пер. пол. XVI - нет, опять же перечитайте главу в книге о Москве, как о точке притяжении всех пассионариев, как с точки зрения центра православия, так и с точки зрения привлечения людей в служивое сословие. Только при включении Новгорода при Иване III Новгород включился в общее поле формирования русского этноса. Тут не надо совмещать становление государства, от становления этноса - это два параллельных, но разных явления, роли Новгорода в первом существенны, во втором пассивны.


Соглашусь с вами - я, видимо, все-таки не могу рассматривать становление государственности отдельно от становления этноса, что явно не способствует более-менее объектиному прочтению этой книги. И, как сказала, еще много вопросов осталось - так что буду к книге возращаться.


Еще обязательно прочитайте "Конец и снова начало" , популярное изложение теории на всей мировой истории. Вообще, давший такое задание в рамках Флэшмоба был не прав - для знакомства с Львом Гумилевым лучше давать указанную выше книгу, а только потом переходить на более специализированную литературу.


За совет спасибо, книгу взяла на заметку на ближайшее будущее.
В рамках флэшмоба советовалась книга в соотвествии с моими интересами - о Руси, а не с целью знакомства с трудами Гумилева. Советчик вообще не мог знать, читала ли я что-то у Гумилева или нет. Совет Сергея считаю очень удачным, потому что:
1.соотвествует моим интересам, сама бы я Гумилева тоже начала читать именно с этой книги (потому что про Русь);
2. без этого совета вообще неизвестно, когла бы решилась все-таки познакомиться с книгами этого автора;
3. теперь могу воспользоваться вашим советом и целеноправленно знакомится именно с трудами Гумилева (а не с книгами о Руси).
Как говорится, "что ни делается - все к лучшему".


Тогда все понятно :)


Потому что с пугающей точностью повторяющиеся события истории, укладывающиеся в график Л.Гумилева, говорят, что Россия вступила в завершающую фазу своего этноса


Далеко не в последний. Гумилев остановил свое повествование на XVIII веке, и из-за абберации близости, и просто из-за опасения, что забираясь в более близкие времена его не так поймут в обществе, еще помнившее репрессии. Соответственно, акматическая фаза XVII-XVIII века сменилась (примерная веха - восстание декабристов) на фазу надлома, что тоже происходил примерно полтора-два века. В нем были и славянофилы против западников, и народовольцы, и большевики с белыми, и сталинские репрессии, и распад Союза. И вот сейчас мы живем в чудном времени перехода фазы надлома в фазу инерции. Впереди у нас еще 2-3 века этой фазы, потом будет обскурация и мемориальная фаза. Но мы этого уже не увидим.


из-за опасения, что забираясь в более близкие времена его не так поймут

Ваши слова основаны на конкретных фактах? Я надеялась, что хоть какие-то мысли Гумилева по поводу ХХ века в свете теории пассионаности смогу еще узнать, но Ваши слова не осатвляют такой надежды(( Мне было бы интересно посмотреть, как в эту теорию укладываются мировые войны...

Далеко не в последний.

Я имела в виду спад (по графику), уже без всяких скачков кривой (неточно выразила свою мысль, к сожалению).


У Гумилёва в книгах вообще нет ничего про XIX-XX века, кроме схем, где видно в какой фазе находится Россия. Может быть в частных разговорах есть, но в изданных трудах нет вообще. И у биографов тоже ничего подобного не упоминается. Есть про Россию в фазе надлома только в более поздних статьях последователей, вроде вот этой статьи Махнача.


Жаль, хотя я уже подозревала, что ничего подобного не найду в трудах Гумилева. Но надежда на биографов все-таки была.

Спасибо за статью Махнача!