Больше рецензий

21 декабря 2013 г. 23:01

3K

4

Тварь ли я дрожащая или право имею? (с)


В какой-то момент я поймала себя на мысли, что 10 с небольшим лет, прошедших с момента прочтения "Преступления и наказания", в голове удержалось буквально несколько весьма поверхностных ассоциаций: Раскольник с чертами Кошевого, топор, старуха-ростовщица; Соня Мармеладова с "желтым билетом"; вагон и маленькая тележка невообразимых душевных страданий. Вот, пожалуй, и все. Кроме смутного ощущения, что в свое время книга мне понравилась.

Делать нечего - пришлось перечитать, дабы восполнить пробелы, вызванные девичьей памятью. Все написанное ниже ни в коей мере не должно считать рецензией (да и бессмысленно разбирать по косточкам произведение, о котором писано и говорено за 150 лет уже столько всего, что сложно что-либо добавить). Это просто несколько "зарубок" на память, потому что есть у меня ощущение, что лет через 10 руки снова потянутся к Достоевскому, а сличить впечатления и ощущения меня теперешней и меня будущей было бы любопытно.

Во-первых, в отличие от первого прочтения книга шла со страшным скрипом. В школе я проглотила "ПиН" довольно быстро, а вот сейчас маялась почти месяц. Причем даже не из-за тяжелого языка и окончательно вышедших из употребления слов, о которые время от времени спотыкалась, а скорее из-за ощущения чего-то липкого, грязного и безнадежного, пытающегося просочиться наружу с каждой страницы книги. Мне уже довольно давно не приходилось испытывать настолько гнетущего ощущения отчаяния и безысходности, поэтому естественной реакцией организма было отложить книгу куда подальше. Но нет уж. Как в том анекдоте мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус.

Второе. Намного интереснее Раскольникова, не вызывающего ни жалости, ни сострадания, мне показались Свидригайлов и Сонечка. Первый - своим отчаянием, своими попытками вычерпать до дна все, приготовленное жизнью, нежеланием смириться, знанием ответа на вопрос "смириться или не смириться". А Соня же оказалась единственной, кого хотелось от души пожалеть, кто не заслужил выпавших не ее долю поворотов судьбы. И единственной, кто нашел в себе силы перешагнуть через все ужасы петербургского дна.

И напоследок - диву даюсь, что делает такая могучая, страшная вещь в школьной программе? Что могут понять эти пятнадцатилетние балбесы, которым не хватает ни экспириенса, ни усидчивости? Зачем отбивать у них и так не большую охоту к хорошей литературе? Ведь когда у тебя за плечами уже есть какой-никакой опыт, то "ПиН" воспринимается совсем иначе - и вдуматься заставляет глубже, и чувствовать острее, и сопереживаешь уже как-то совсем по другому, с пониманием с жалостью.

Несомненный шедевр не только российской, но и мировой литературы. Я, пожалуй, не встречала пока столь же глубокого анализа человеческой души, как у Достоевского. Однозначно читать и однозначно перечитывать.

1 2

Комментарии


Тут кто-то писал, что в школе прочел книгу быстро, а вот сейчас - со скрипом. Это я к тому, что не все дети балбесы, все-таки.
Я недавно читала у начальника (он учитель по русскому языку) сочинения по роману. Довольно осознанное отношение и чувствуется, что книга понята.


Я в школе эту книгу прочла с большим удовольствием. Помню, с каким вдохновением писала сочинение и как искренне не понимала, почему одноклассники не любят это произведение.


+ я. А еще помню, "Мертвые души" хорошо так шли )) Эх, надо бы перечитать и первое, и второе.


У меня ещё "Война и мир")
Ох да, перечитать хочется, а книг так много!


У меня только 1 и 2 тома, а войну я пролистала )))


Да, тоже к Толстому подбираюсь)


Ух! Буду ждать рецензий)


да в любом возрасте надо читать то что хочется, то что чувствуешь что сможешь понять. а к нашему образованию претензий на несколько томов можно написать, так что и место "Преступления и наказания" потеряется в этом омуте.


Мне вот интересно, каким образом можно отбить у школьников охоту к хорошей литературе данным произведением? В старшем звене ученики либо понимают толк в хорошей литературе, и, соответственно, "Преступление и наказание" им понравится (пусть они поймут и не все, но потом наверняка возникнет желание перечитать), либо не понимают (да и вообще не читают), и тогда даже не станут открывать этот довольно объемный роман.


Сужу исключительно по тем современным школьникам, с которыми доводилось общаться лично мне. Может быть мне так не везет с примерами, не спорю.


А я заметила (с большим сожалением), что сложные, умные произведения легче и с бОльшим удовольствием читала как раз в школе. Мне кажется, что за многих классиков я бы и вовсе никогда не взялась, если бы не было необходимости читать их в школе.


Спасибо за рецензию. Тоже захотелось перечитать, чтоб прислушаться к собственным ощущениям.


А у меня наоборот - сейчас пошло гораздо лучше, чем в школе. Тогда мне, 14-ти летнему подростку, и без Достоевского было на душе паршиво, а он чуть не добил. Теперь-то более-менее умею отгораживаться от упомянутых "ощущения чего-то липкого, грязного и безнадежного, пытающегося просочиться наружу с каждой страницы книги" и "гнетущего ощущения отчаяния и безысходности". Хотя порой было непросто...


Удивительное дело, но эта книга одна из немногих, которую когда-то прочитали почти все мои одноклассники и почти всем она понравилась.


>скорее из-за ощущения чего-то липкого, грязного и безнадежного
Странно, на самом деле. Имхо по всей книге постоянно идёт переключение от безнадёге к надежде, и чем дальше, тем светлее. Вся эта борьба Раскольникова с самим собой — это луч света, который пробивает атмосферу преступлений и уничтожает тёмные мысли. Ну а уж когда Сонечка к нему присоединяется…

>Раскольникова, не вызывающего ни жалости, ни сострадания
Раскольников не должен вызывать жалость и сострадание! Жалость и сострадание — это Мармеладов. Раскольникова можно ненавидеть, ему можно сопереживать в духе «давай, ты сможешь» и так далее, но никакой жалости он вызывать не должен.


А почему к Мармеладову жалость?


Вопрос в тупик поставил даже. А что ещё? Разве что презрение, но всё же его Достоевский представил как хорошего человека.


Спасибо! Со школы не перечитывала, благодаря вам задумалась, что надо бы.

1 2