Больше рецензий

papa_i_more

Эксперт

Здесь могла быть ваша реклама

16 декабря 2013 г. 18:27

372

Не Дюмой единой...
Блин! Вот как можно относиться к книге, вышедшей вроде бы в серии науч-попа, автор которой на 495 станице в заключении пишет:

Как вы, любезные читатели, наверное, уже поняли, наша книга отнюдь не является глубоким исследованием, серьезным научным анализом творчества Александра Дюма. Она скорее тяготеет к любимому писателем жанру "болтовни с читателем".

О, да! Болтовня так болтовня! На 500 страниц. В лучших традициях Дюма-отца.
Сразу скажу, что я не поклонник писателя: пытался читать в 16 лет пару романов, но забросил, так как было невыразимо скучно. Эту же книгу я приобрел, так как думал использовать ее для диплома, да и просто ознакомиться опосредованно с творчеством, чтоб "знать".

Какое же изумление постигло меня, когда после бодренького вступления, авторша стала доказывать, что не любящие Дюма либо вруны (в глубине своих спален они тайком зачитываются им), либо высоколобые снобы ( на пафосе и с распальцовкой, что Дюма не торт), либо сердца у них вообще нет. И эта тема идет через весь роман: все критики - завистливые твари; другие писатели на фоне Дюма и не писатели особо; Дюма всем еще покажет; а простой народ-то писает кипятком от его творчества (vox populi - vox dei. Интересно, а к Донцовой это тоже относится?).

Примерно вот с такой диспозиции и начинается удивительная и невероятная жизнь Дюма и его героев.

Вся книга разделена на главы примерно отражающие общие черты повседневной жизни ("путешествия", "ценности и деньги", "сельская жизнь" и т.д.). В рамках главы деление в основном условное: зачастую можно встретить совершенно отвлеченные рассуждения и периодические тычки всех недругов Дюма.

Немаловажной чертой книги является обильное, даже чрезмерное цитирование: книга практически на 30-40 % состоит из огромных кусков цитат из романов Дюма, иногда лишь слегка перемежающимися 2-3 предложениями автора. Читать такое очень утомительно, особенно учитывая, что Драйтова свято верит, что подобную книгу может открыть только дикий поклонник Дюма, и поэтому часто не ставящую читателя в курс, кто эти люди и что они вообще здесь делают?

Ссылок в книге для подобного формата - раз два и обчелся. Если тема повседневности хоть как-то отработана, то ссылки будут, а иногда на протяжении 30-40 страниц нет ни одной.

Отсутствие ссылок порождает проблему "британские ученые доказали". У Драйтовой постоянно встречается "социологические исследования вывели", "историки знают", "исследователи обозначили", "ни для кого не секрет" и т.д. Так и хочется спросить, кто все эти люди, и откуда они все это знают?

Элементы культуры повседневности в книге приставлены в основном лишь опорой на сочинения Александра Дюма. Фактически, раз он написал, значит, пусть и с не большими оговорками, но так и было. Мне как исследователю такой формат глубоко неприятен. К чести должен отметить, что есть некоторые главы, где все же более научно и критично осуществлялся подход к утверждениям Дюма, и давались примеры и ссылки на другие тексты и артефакты культуры.

Периодически в тексте встречаются какие-то не совсем уместные цитаты из более современных авторов, например, Кундеры или Мисимы: мол, они там-то и там-то написали то-то и то-то, и вот у Дюма так же, смыслы-мысли те же! Ай, какая Дюма молодец! Facepalm.

Так как авторша постоянно оберегает писателя от нападок и обвинений, раздавая всем критикам тумаки направо и налево, то досталось не только им, но и другим французским писателям, только из-за того, что они не Дюма. Мол, Бальзаку не нравились сравнения с Дюма?! Да сам-то он кто?! Гюго писал исторично?! Да не фига не исторично! Ща докажу! и тому подобное. Т.е. почему хорош Дюма? - Да потому что Гюго плох!

Ну и наконец, да бы не утомлять "любезного читателя" лишь коротко отмечу, что примечаний в книге нет совсем и многие исторические факты, личности и т.п. проходят по книге необозначенными, неузнанными, необъясненными. А список литературы за изъятием полной библиографии Дюма состоит из менее 40 наименований и годится скорее на среднюю курсовую.

Как итог: после Андрея Иванова "Повседневная жизнь французов при Наполеоне" (которая с оговорками, но понравилась, с примечаниями, подробным списком литературы, объяснением непонятного и отсутствием общего словоблудия), я не ожидал от серии такой подставы. 500 страниц истеричной болтовни с читателями в попытках защитить и залюбить дорогого сердцу писателя напоминают стиль некоторых дамочек с ЛЛ, и даже некоторые вкрапления действительно интересных глав не спасают эту книгу, которая мне запомнится примером истеричного описания, как одна - скорее всего филологическая - дева страстно любит ДЮМААААААА!!!!!!11111111111...

ПС. Чуть не забыл. С самого начала книги и до конца писателю приписывается философия Провидения Жюля Симона - мол, благодаря именно ей он получает 800левел писательского мастерства, может писать о странах, где не бывал, и четко угадывать читательские вкусы. К концу книги Провидение прописывается чуть ли не как главный закон вселенной, и получается, что именно Дюма ловил дзен, и его нужно определенно слушать. Так что, вот в чем правда, брат.)))

Комментарии


Какая ядрёная желчь! Жаба одобряет.


Это еще ласково.)) Я 3/4 книги особо не вчитывался, а то бы...)))


К сожалению, большинство книг, которые попадались в этой серии, обладают всеми описанными вами недостатками. Так что Иванов, скорее, исключение:(


Жаль. А то я удивлялся, что их так везде на распродажи суют. После этой книги понял.


В нее сваливают всё, что на первый поверхностный хоть сколько-нибудь подходит. То, что второй разносит всё это в полный прах и тлен, в расчет уже не берется.


Хорошо, что я пожадничал и купил всего 2 книги. Хотя бы одна из двух оказалась хорошей.


Чёрт, у меня, кажется, сердца нет.


Если в детстве не рыдала на смертью какого-нибудь мушкетерушки, то детства нет тоже.


А что есть тогда?


Можно отсыпать Гюго или Бальзака. Авторше не жалко.


Отлично!
Историческая достоверность у Дюма - это прекрасно, конечно. :)) Вообще, уважаю авторов, которые пишут о любимом, а не просто "бабла срубить", но всё нужно в меру.


Богохульница! У Дюма достоверная достоверность! Там полкнижки авторша доказывает это.)) А небольшие несостыковки - это неважно, так как это сухие факты, а Дюма передает дух эпохи!
Его и сейчас читают! Вот!))) XDXDXDXDXDXD


:))
Ну да, ну да. Я же тоже читала. Никогда не прощу Дюма то, что он поубивал и посводил с ума кучу моих любимых в юности героев. Вот у кого Мартин учился!


Ты читала именно эту книгу?! Мои соболезнования.))


Не-не-не, я Дюма читала. На книгу теперь даже и не взгляну - спасибо за предупреждение. :))


А вдруг я -того самого - мерзкое снобище и сердца у меня нет?)
А в книжке как раз вся правда и написана? А я сижу и громко завидую?)


Ну как же сердца нет... аватарка вон какая нежная, лиричная.

Но вообще, да. Один из любимых аргументов у нас какой? Возьмите и напишите лучше!!!


Это ответ засилью бабских юзерпиков.))

Естественно!)


Докладываю: ты мерзкое снобище, но с остатками сердца =)


Шкипер! Вы выдаете наши секреты!))


Я лишь подтверждаю то, что и так всем очевидно ;Р


я вывела закон сохранения дюмы: раз я ничего не читала и не писала о нем, где-то живет бабенка, прочитавшая его всего и написавшая еще больше. вывод: срочно читать Светлейшего и Дражайшего, дабы личности сродни как-ее-там больше не появлялись


Дюма я не люблю. Пыталась в детстве впечатлиться "Мушкетерами" - какая же занудная вещь. "2 Дианы" - хватило на две страницы описания тряпок. Дюма занимался тем, что портил хорошие сюжеты многословием.
У Поля Феваля в "Горбуне" та же тема - но ведь интересно было, хотя там на грани. "Тайны Парижа" Террайля прочитались на ура.