Больше рецензий

Kassia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 декабря 2013 г. 17:17

2K

5

40 лет клинических опытов с пациентами по изучению сознания, немного античной философии, довольно много философии буддистко-индуистской, кое-какие данные современной физики и, кажется, немного оригенизма - и вуаля! Перед нами новая концепция мироустройства.

Впрочем, не такая уж и новая, хотя обоснованная на другом материале - не на аскетическо-молитвенных опытах и не на авторитете каких-либо священных книг.

Итак...

Итак, не существует ничего и никого, кроме Абсолютного Космического Сознания (АБС). Оно вечно, беспредельно, бесконечно, всемогуще - в том смысле, что может создать что угодно. Но что значит - создать? Это не значит - сотворить нечто отличное от самого себя, вовсе нет. Создать - это помыслить. АБС помыслило - вообразило, придумало, как угодно обзови это, все равно наши слова недостаточны и условны, чтобы описать то, что Там происходило и происходит - всю нашу вселенную (а возможно, еще кучи других параллельных, ведь АБС безгранично), и...

И мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом (Григорий Богослов).

Ну, мы знаем, что для Григория и христианской традиции "дело" отлично от божественной мысли. Не так согласно буддистам и, кажется, индуистам, а также и Грофу: мысль это и есть дело. Весь этот мир - огромный конгломерат воображения АБС (или, если угодно, его божественной психики), этакий бесконечный сон, длящийся тысячелетиями и продлящийся... ну, пока не надоест смотреть, а там можно все это изничтожить и начать с tabula rasa, ибо возможности к этому все в наличии. Но зачем АБС это понадобилось?

Представьте, что вы - Космическое Сознание. Ничего нет ни вокруг вас (т.к. все это вы, нет ничего помимо вас), ни внутри вас, кроме безбрежного Света, т.к. вы - абсолютный бесконечный свет. Ничего нет ни вокруг вас, ни внутри вас, т.к. без мыслей вы - Пустота, некое беспредельное поле нереализованной энергии, потенциально способное на все, но пока само не знающее, на что именно, т.к. не пробовало. Экая скука! - скажете вы. Итак, АБС стало скучно или тоскливо наедине с собой, и это первая причина творения. Как бы ни было тебе хорошо и самодостаточно, а поговорить-то не с кем и поглядеть не на что! Вторая причина даже более занятна: Бог захотел посмотреть на Себя Своими же глазами.

Помолиться Самому Себе, любить Себя как Иного, принести Себя в жертву Себе (вспомним Евангелие - кстати, мне такая мысль уже приходила когда-то в голову: Бог создал мир потому, что Ему захотелось воплотиться). Но не только. Испытать все, что можно, не только блаженство, любовь, счастье, радость, но и боль, скорбь, насилие, смерть - во всех возможных ситуациях и во всех возможных ипостасях: человека, животного, птицы, растения, горы, вещи (вам никогда не казалось, что если бьешь и ломаешь какую-либо вещь или просто небрежно с ней обращаешься - ей тоже больно?). Раз начав, уже не остановиться. Поле Сознания, начав измышлять миры, идет все дальше и дальше, ко все более сложному переплетению материального и нематериального - в условном, разумеется, смысле, т.к. в конечном счете все это суть только "всплески единого Сознания". Физика тут в помощь: все состоит из частиц, они же волны, они же... непонять что, в конечном итоге, нечто, что невозможно увидеть и ощутить, а можно лишь описать абстрактными формулами. Кошка видит мир не так, как человек, цветок воспринимает его иначе, чем кошка, а с т.з. физики все суть колебания волн и полей, одно и тоже может быть одновременно "частицей" и "волной", все относительно. Словом, весь наш т.н. объективный мир есть на деле иллюзия, созданная нашим восприятием.

Я тут еще параллельно читала Плотина про материю как Ничто, и что-то это мне кажется отчасти похожим... Библейское "творение из ничего" и появление мира из начальной Пустоты - и эта Пустота, она же и абсолютная полнота, и есть АБС. И кроме него, ничего нет.

Разумеется, мир не ограничен только тем, что мы видим в "материальном" мире. Есть еще сфера архетипов и Богов - она ничуть не менее реальна, это очередная игра АБС, лежит между изначальным неделимым полем АБС и здешним миром, там свои законы, свое пространство, свое время. Интересная теория. Она бы отлично могла объяснить существование, например, помощи и ответа на молитвы от христианских святых, которые реально не существовали, а суть плоды легенд и мифов.

Так, а что у нас со злом? оно - ошибка в расчетах, происки врага? Ничуть не бывало. Мы же помним, что нет никакого врага, т.к. все есть АБС - я, вы, кошка, лист бумаги, компьютер, облако, камень. Я это вы, кошка это я, а я - кошка. Все в одном, одно во всех, как говорят, то ли буддисты, то ли индуисты. Или все есть Дао, а Дао есть АБС. Гроф предлагает провести мысленный эксперимент: давайте удалим из мира, напр., болезни. Тогда не будет больных - но не будет и врачей, и гениальных открытий в медицине, не будет и самоотверженно служивших больным, не будет милосердия милосердных к ним итп. И так со всем остальным. Как говорил у Булгакова Воланд: попробуй содрать с земли все тени, что это будет за мир? Зло неизбежно возникает по мере того как АБС творит все более сложный мир и эксперементирует с разными состояниями. Одни пациенты Грофа во время своих путешествий по сознанию видели зло в персонифицированном виде Сатаны или других символических фигур из разных религий, другие - прямо в виде некоей громадной Тени, существующей в АБС как его часть.

Все роли в космической драме исполняет один-единственный актер ... Во всех ситуациях, где присутствует элемент зла, например ненависть, жестокость, насилие, лишение и страдание, творческий принцип играет в сложную игру сам с собой. Агрессор тождествен своей жертве, диктатор - угнетенному, насильник - изнасилованному ...
"Я был одно. Я был агрессором и жертвой, насильником и изнасилованным, убийцей и убиенным. Я делал все это с самим собой. На протяжении всей истории я делал это с самим собой.
Боль человеческой истории была моей болью. Там не было жертв, помимо меня. Ничего не происходило вне меня: все происходило во мне и со мной. Я был в ответе за все, что переживал, за все, что когда-либо происходило. Я смотрел в лицо своему творению. Я делал это. И делаю. Таков мой выбор. Я сам решил создать все эти ужасные миры".

"И тогда скажет им: болен Я был и не посетили Меня...
И они скажут: Господи, когда мы видели Тебя больным, или нагим.... и не послужили Тебе?
И Он ответит: истинно говорю вам, раз вы не сделали это одному из малых сих, то не сделали Мне
".
А праведники - наоборот, сделали это "малым сим", а тем самым - Богу.
(А как это могло бы быть, если бы Бог на самом деле не был бы каждым из них?)

При этом все этим миры - иллюзия, майя, порождение АБС, лила или Божественная Игра.

Мир, в котором мы живем, реально не существует в той форме, в какой мы его воспринимаем.
...
В космической драме, как и в кино или в театральной пьесе, на самом деле никого не убивают и никто не умирает, поскольку актер после исполнения своей роли вновь возвращается к своей большей, глубинной личности. В определенном смысле ни драмы, ни ее действующих лиц не существует вовсе, или они существуют и не существуют одновременно. С этой точки зрения винить Вселенский Разум за существование зла в мире было бы так же абсурдно, как выносить приговор режиссеру за преступления и убийства, совершенные на экране.

Все это пустые формы, типа. Тогда вопрос: а нафига тогда заморачиваться моралью, делание добра, борьбой со злом, если все это иллюзия и "на самом деле" ничего не происходит? Однако не все так просто!

...между живыми существами и персонажами кино есть одно важное различие. Даже если существа в материальном мире не таковы, какими они кажутся, переживание физической боли и душевных страданий, связанное с их ролью, реально.
...практический опыт показывает, что осознание пустоты, стоящей за всеми формами, вовсе не означает отрицания любви ко всему творению. На самом деле трансперсональные переживания, ведущие к глубоким метафизическим прозрениям относительно природы реальности, порождают глубокое уважение ко всем живым существам и ответственное отношение к процессу жизни. Нашему состраданию не требуются материальные объекты: можно просто направлять его живым существам, являющимся единицами сознания.
Осознание пустоты, лежащей в основе мира форм, может значительно помочь и в преодолении трудных жизненных ситуаций. В то же время оно никоим образом не делает жизнь менее значительной и не мешает нам наслаждаться приятными моментами жизни и восхищаться ее красотой. Глубокое сострадание и восхищение творением вполне совместимо с пониманием того, что материальный мир не существует в той форме, в какой мы его переживаем. Ведь, так или иначе, мы способны эмоционально откликаться на великие произведения искусства и глубоко проникаться их образами! Но в отличие от произведений искусства в жизни все переживания действующих лиц реальны.
...
Таким образом, тот же процесс, что позволяет нам постичь пустоту форм и относительность этических ценностей, значительно уменьшает нашу склонность к аморальному и антисоциальному поведению и учит нас любви и состраданию.
Мы развиваем новую систему ценностей, которая основана не на общепринятых нормах, предписаниях, заповедях и страхе наказания, а на знании и понимании вселенского закона. Мы постигаем, что являемся неотъемлемой частью творения и потому, вредя другим, вредим себе.

"Возлюби ближнего, как самого себя", ага. Но ближний это не только человек. Это и животное, и птица, и цветок, и речка, и гора. Все есть твой ближний - и ты сам.

Поскольку Тень есть часть АБС, зло нельзя уничтожить, его можно лишь изолировать, бороться с ним - прежде всего в себе, а поскольку ты это все, то... да-да, "спасись сам и рядом с тобой спасутся тысячи" (Серафим Саровский). Не потому ли иудео-христианский Бог не уничтожил диавола после его падения? Не потому ли Он вообще не уничтожит его никогда, даже после второго пришествия, а лишь изолирует в некое озеро огненное?

Так, а теперь о втором пришествии. Итак, предположим, что мы спаслись и попали в рай. Что такое христианский рай? Это бесконечное причастие бесконечного света, где нет никаких теней и ничего такого, что создает ту самую дихотомию добра и зла. Но ведь на дихотомии и борьбе противоречий (не обязательно добро-зло, а хоть даже полей плюс и минус) построено все в этой вселенной. Что тогда получится, когда дихотомия будет уничтожена? Получится то, что перестанет что-либо происходить. Т.е. мы возвращаемся к тому, что было в начале: беспредельное однородное поле АБС как бесконечного света, безначальное обожение, "вы боги и сынове Вышнего все"... Ну итп. И если уж наши здешние тела с т.з. физики суть некий конгломерат волн и полей, т.е. вполне подойдут под категорию "всплеск АБС", то уж послевторопришественные "преображенные" тела - тем более.

Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит. Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои. Все реки текут в море, но море не переполняется: к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь.
Кто сказал, что Екклисиаст это христианская книга? До меня при чтении Грофа дошло, что она, скорее, сплошь буддистская ))

А раз весь этот "Большой Взрыв" в итоге разрешился в то же самое поле света и где-то на перефирии болтающуюся Тень с огненным озером, то... Кажется, теория пульсирующей Вселенной вполне себе на марше. Что мешает АБС после второго пришествия (а может, оно вовсе и не второе, а хрен знает какое? как там в "Матрице", когда Нео узнает от Архитектора, что он вовсе не первый) замутить очередную вселенную с какими-нибудь другими параметрами? Очень просто - ничто не мешает ))

Ну, конечно, все эти концепции у традиционных православных вызовут много возражений. Проблема только в том, что Гроф свою концепцию основывает на запротоколированных психических опытах, физиологии и физике, с привлечением данных мистических учений, в основном восточного толка. А православные свою концепцию основывают на написанных 2-3 тыщи лет назад, зачастую неизвестно кем книгах, с привлечением написанного 100-1700 лет назад разного рода отцами Церкви, причем вокруг нет никого, кто мог бы воспроизвести в собственной жизни их аскетический и мистический опыт as is, не повредившись в уме. И это вызывает определенные вопросы.

Никакого противоречия между наукой и религией нет, если понимать религию прежде всего как личный опыт мистического плана, а не как возникающие позднее ее организованные формы. Духовность и религия - не одно и то же:

Неумение отличить духовность от религии - по всей видимости, самый главный источник неправильного понимания взаимосвязи науки и религии. Духовность базируется на прямых переживаниях необычных измерений реальности и необязательно требует, чтобы контакт с божественным осуществлялся в особом месте или через официально назначенное лицо. Он подразумевает особые отношения между индивидом и космосом и по сути своей является личным, приватным делом. Мистики основывают свои убеждения на эмпирических свидетельствах. Они не нуждаются в церквах и храмах: среда, в которой они переживают священные измерения реальности, включая свое божество, - это их тело и природа, а вместо священника им нужна поддержка группы соискателей или же руководство учителя, который обладает большим опытом во внутреннем путешествии, чем они сами.
Колыбелью всех великий религий были провидческие переживания их основоположников, пророков, святых и даже обычных верующих. ... Как только религия становится организованной, она нередко совершенно утрачивает связь с духовным истоком и превращается в светский институт, эксплуатирующий духовные потребности человека, не удовлетворяя их. Вместо этого она создает иерархическую систему, сосредоточенную на погоне за властью, контролем, политикой, деньгами, собственностью и прочими мирскими интересами.
Организованная религия является статуированной групповой деятельностью, происходящей в установленном месте (в храме или церкви), и включает систему назначенных служителей, и здесь неважно, имели они личные переживания духовных реальностей или нет. Религиозная иерархия, из опасения, что ее члены обретут независимость и их станет невозможно контролировать, стремится активно порицать и подавлять их духовные переживания. В такой обстановке подлинная духовная жизнь продолжается лишь в мистических ответвлениях, монашеских орденах и экстатических системах, входящих в ту или иную религию.

Человечество не ушло вперед, приняв материалистическую парадигму и заявив, что сознание вторично по ср. с материей, а наоборот, стало более неразвито и примитивно, чем древние, для которых сфера Запредельного была вполне достижима и которые разработали для ее достижения различные техники.

Становится все более очевидным, что новые научные данные не обеспечивают адекватного подкрепления базовым предположениям, представляющим собой краеугольный камень материалистического монизма. Вдобавок объем данных, которые получены из исследований сознания и, по идее, должны замалчиваться и игнорироваться, быстро растет. Недостаточно показать, что претензии трансперсональной психологии несовместимы с мировоззрением материалистической науки. Чтобы замолчать концептуальный вызов, нужно будет продемонстрировать, что наблюдения, полученные из трансперсональной психологии и исследований сознания, включая описанные в этой книге, могут быть адекватно учтены и объяснены в контексте материалистической парадигмы.
Я серьезно сомневаюсь, что традиционные критики-материалисты преуспеют в выполнении этой задачи больше, чем сами исследователи трансперсональной области. Мне выпало счастье знать многих из этих исследователей лично. Все они имеют академическое образование и затратили много усилий, пытаясь найти традиционное объяснение своим наблюдениям, прежде чем решились на поиски принципиально иного истолкования. Я знаю по собственному опыту, что истоком трансперсональной психологии были не иконоборческий пыл и не восторг, но неудачные и мучительные попытки объяснить новые данные при помощи старой парадигмы.

Гроф предрекает успех новой психологии (т.е. трансперсональной) и надеется, что она поможет решить многие проблемы, в т.ч. и общемировые. Но по сути он фактически создал и новую религию, где Бог - универсальное Космическое Сознание, соединиться с которым можно путем психотехник. Причем если древние использовали разные аскетические методы и лишения, которые для современных людей сложны и неудобоваримы, то теперь есть более легкие методы, доступные для всех - напр. холотропное дыхание. Новая аскетика для нового человечества.

Комментарии


Возлюби себя как самого себя?) А там есть примеры персоналий соединившихся с космическим сознанием? Адреса и явки?))


Примеры-то есть с некоторыми именами, а адреса и явки кто ж Вам даст? ) тем более относительно пациентов это вообще врачебная тайна.
Но, впрочем, думаю, при желании с кем-то из них вполне можно познакомиться. Даже видео какие-то есть на эту тему, да и сеансы холотропного дыхания проводятся вполне официально. Напишите автору ))


Ну хоть бы посмотреть как просветлённый выглядит) Меня удивляет (или, скорее, не удивляет) что от всех этих садху, пациентов, будд, гуру и тд не поступает новой информации с той стороны. Проверяемой имеющимися в распоряжении научными методами информации. Неужели это так трудно организовать, располагая подключением к космическому сознанию?


а какая Вам нужна с той стороны информация? ))) кто там бывал, тот получал информацию и как-то о ней рассказал. или Вам надо, чтобы Бог выступил по ТВ и рассказал, как Он вселенную сотворил? )) всякие там мистики или пациенты Грофа так или этак излагали и излагают то, что узнали на этот счет, путешествуя по КС. если эта информация Вас не устраивают - попробуйте сами уйти в оный трип и посмотреть, что Вы там увидите. даже и в здешнем мире не побывав напр. в Париже, не увидишь его. конечно, есть люди, которых устраивают тв или фото, а есть такие, которые вообще не знают о существовании Парижа. но кто путешествовал, тот знает, какая разница между фото и реальным трипом. тем более, что нет 100%ных гарантий, что фото или фильмы о Париже - не подделка )) может, Вам этот Лайвлиб и моя рецензия ваще снятся, чем Вы докажете, что это не так? ))))


Я не знаю какую информацию может предоставить космическое сознание, у меня ведь нет к нему подключения. Но судя по описанию любую ведь должно мочь. в том числе и как донести доказательства до непросветлённых. В "Один в океане" у Славы Курилова есть рассказ о том как он неоднократно достигал состояния самадхи, получал ответы на свои вопросы, полное понимание проблемы, но по выходе из этого состояния ничего не мог объяснить, а записи которые он делал ему были якобы понятны а любому постороннему - нет. И вот каждый раз такая засада происходит. Досадно)


До непросветленных донесена информация, насколько это возможно. А "доказать" ее может каждый только на собственном опыте. Как говорили философы, "сущее познается только путем сопричастности". Не полюбив, не узнаешь, что такое любовь. Не попробовав меда, не узнаешь его вкуса. Как Вы докажете вкус меда тому, кто его не попробовал? )) что уж говорить о чем-то более высоком.


По такой логике бессмысленно читать книги, и вообще невозможно донести какую-либо информацию методом отличным от личного опыта. Книги тем не менее пишут, и донести пытаются. Так-ли всё безнадёжно. Да, карта не территория, но и методы вытащить из АБС приемлемую описательную модель тоже должны существовать. Или зачем тогда всё это?


Смотря что считать "приемлемой описательной моделью" - это довольно туманное понятие, по-моему. Про оное АБС так или иначе уже дофига написано, даже и у Грофа. У него кажется целая отдельная книга есть с описаниями трипов его пациентов и его самого по сознанию. Но все они говорят (как впрочем и древние мистики), что наш язык неприспособлен под точное описание той реальности. Поэтому в древних книгах так много символизма на эту тему.
Я вот читала уже довольно много про это дело, в основном православную традицию, правда. Например, вчера только закончила один трактат об умной молитве, точнее, о созерцании в ходе ее высших состояний. Нормальный такой трактат в плане описательности, там много чего расписано, т.е. если угодно просто информацию узнать, о том, как это бывает, то вот пожалуйста. Но коль скоро мы сами этого опыта не имеем, то до конца понять, что именно там описано, мы не можем. Не потому, что плохо описано, а потому, что у нас нет опыта. Вон даже романы бывает читаешь в 20 лет и понимаешь одно, а спустя 20 лет читаешь - опа, и совсем другое, т.к. уже опыт накопился и ты видишь там и понимаешь то, что 20 лет назад не понимал и даже не замечал. Так и со всем остальным. Трактат о созерцании это то же самое описание меда: он сладкий, вкусный, такой-то консистенции, такого-то цвета, такого-то химического состава итп. Но по описанию меда Вы все равно не будете ЗНАТЬ его вкус. Значит ли это, что свойства меда описаны "неприемлемо"?


Если оперировать аналогией со вкусом мёда, то получается что уже после того как я его попробовал, но запил чаем, я уже опять не знаю каков он на вкус, ибо не могу полностью описать этот вкус.
Математика. Всё упрётся в математику) Какая-нибудь маленькая формула, описывающая что-нибудь доселе неизвестное, сильно помогла бы в убеждении в том, что именно эта психотехника, холотропное дыхание или доза лсд даёт реальный результат, а не просто стимулирует воображение или приводит к воспроизводимым глюкам. Ибо боюсь на то чтоб перепробовать все методы просветления и выбрать лучший меня не хватит. Боюсь не хватит даже на один))


Наоборот ))) Если б это были глюки, которые можно описать "формулой", то они были бы одинаковыми у всех либо это был бы какой-то повторяющийся стандартный набор. Но они не только у всех разные, но даже у одного и того же человека не повторяются. Есть некие общие темы, архетипы, видения, принципы итп, но нельзя заранее сказать, что именно человек увидит и переживет в своем личном трипе и как он это потом опишет. Формулы любви не существует ))
Думаю, если б Вам вывести и формулу, Вы бы все равно пробовать не стали, потому что желания настоящего нет. Вам, наверное, и так неплохо )


Мне интересно, но положить жизнь на проверку того, что может оказаться чьей-то фантазией я не готов, это да. Но интересно) Все так много об этом говорят. А вдруг?)) Но повторяющихся предсказаний чего-либо всё нет и нет. Хотя просветлённых вроде бы навалом. Вот это и удивляет. И питает скептицизм.


То что глюки не повторяются как раз можно объяснить уникальностью человеческой личности. У каждого свои личные тараканы, свои мультики от наркотиков, и свои личные переживания.
А уж про любовь - даже внятного определения её трудно добиться, не то что формулы))


ну вот. а Бог, говорят, есть Любовь )


Вот и не верится в него)


что ж, насильно мил не будешь )


Всё же любопытно следить как кто-то таскает каштаны из огня за тебя))


Есть. У него есть целые книги, где описаны процессы исследований. Почитайте ю.


Мне одна работа Грофа очень помогла в критический момент.

Появились необычные психические и физические переживания. Я их воспринимала как ценные и благодатные (хотя там было и то, что меня не совсем устраивало). На этом фоне появился странный феномен сознания - всплывающие изнутри ума беззвучные мысли, иногда с обращением ко мне во втором лице...

Когда я попросила совета у одного знакомого вам лица (в ЖЖ разговорах его именуют бишопом), он меня сразу отправил в Кащенко - идите, говорит, там всех лечат, и монахинь лечат, и вас вылечат. Сказал, что у меня шизофрения.

Я стала рыться в интернете в поисах описания похожего опыта - нашла искомое в одной работе Грофа. И что ценное - там были дифференцированы голосовые симтомы шизофренического происхождения и те, которые бывают у людей, которых взял в оборот спонтанно пробудившийся процесс. (Активизациии этого духовного процесса в некоторых восточных практиках специально ищут и его наличие оценивают как свидетельство духовного роста). Так что поняла, что не у одной меня такой сдвиг сознания, и что это не психическая болезнь, а, наоборот, путь к большей полноте внутренней жизни.

Параллельно я побежала и к психиатру. Он меня успокоил. Сказал буквально следующее: "Дурак ваш этот консультант, извините за выражение. У вас шизофрении нет. И вообще, ставить диагнозы не у врачей, не нужно. Только наживете себе неприятности. Так что успокойтесь и никого, кроме врачей не слушайте".


ну, у бишопа пунктик на эту тему, он всех готов зачислить в психи и лечить таблетками. прочел несколько книг по психиатрии, как-то помог нескольким людям и возомнил себя спецом. на самом деле это смешно, конечно )(
а чем в итоге кончилось это Ваше состояние?


Оно продолжается до сих пор.

Средством как-то управляться с навязчивыми, на первых порах, состояниями стала молитва (Иисусова). Никогда до этого не испытывала склонности к аскетике и молитвеннному деланию (наоборот, боялась Иисусовой молитвы, слышала, что она сводит людей с ума). А тут пришлось.

Пока не молилась, та сила, что внутри меня обнаружилась, если ее не использовать - она погружала меня в навязчивые состояния - какие-то грезы, парения, сны и т.д. А когда молюсь - тогда это как-то правильно задействуется и после молитвы ум чистый и ясный, на душе мирно и спокойно. Я, если не молюсь дня два-три, очень это чувствую.


вот это, конечно, ужасно, когда про ИМ говорят, что она сводит с ума (( святые отцы считали ее главным средством жизни в Боге, а теперешние отцы... ад какой-то.


Дело в том, что про опасность этой молитвы узнала не от молитво-ненавистников. Крестный моего сына пытался молиться ею. Пошли тяжелые психические состояния. Чувствовал себя в аду, но все равно продолжал молиться.

Кончилось тем, что к нему в электричке подошел незнакомый (!) человек (как потом выяснилось, священник, занимающийся молитвой) и сказал перестать это делать.

Для меня это было свидетельством реальности делания. Ведь как-то смог незнакомый человек учуять, вычислить делателя... Еще свидетельством опасности.

На мой взгляд, это занятие не для всех. Вернее для всех, но у каждого свое время вступления в него. Это бывает по особому призванию - тебе это особо предлагается Богом.


Так он, наверное, просто неправильно как-то молился. Тут же еще от техники зависит. Есть люди, которые сразу хотят на ИМ влететь на небо, начинают везде с четками ходить, вслух молитву бормотать, под ноги не глядя, считать количество молитв за день (причем в тысячах итп). Так действительно можно психом сделаться. У нас вот еще любят книжку "Откровенные рассказы странника" про ИМ, но я ее читывала... если честно, очень не понравилось. Та метода, которая там описана, по-моему, действительно может в дурку привести. Но тут уже не молитва виновата, а молитвенники )(


Но ведь узнать, как правильно - это не очень просто для неподготовленного человека.

Приходим к тезису о необходимости помощника, наставника в этом деле.

Хотя у меня самой наставника не было. На первых порах руководствовалась советами ХГРа, помещенными в его ЖЖ. Они дельные.


Да, с наставниками в православии кирдык, это я уже давно говорю, что это наша самая главная проблема по ср. с другими религиями.
Хотя вообще человек должен понимать, чисто по логике, что не стоит сразу вдаваться в слишком великие подвиги. Ведь и с мирскими вещами, учась, так никто не делает.
ХГР да, про молитву в свое время дал мне несколько советов - пожалуй, единственная вещь, которая мне по-настоящему пригодилась, все остальное, что он говорил, я уже по боку пустила, т.к. жизнью не оправдалось. Но то, что он говорит, это все равно достаточно общо. Конкретики не хватает. Приходится только собственным опытом.


Мне кажется, отсутствие наставников - в этом есть свой смысл и польза. Это не случайно, это связано с современным этапом, с изменившимися условиями и возможностями.

Нигде в святоотеческой литературе не описываются отношения глубокого наставничества между инокиней и старцем. Женская природа встраивается в эти отношения с неизбежными искажениями, поскольку в ее естестве в наличии сила души, действующая в отношениях с мужчиной определенным образом.

То есть, если для молодого человека вступить в отношения наставничества - это движение в правильном направлении (преодоление встроенного в мужскую природу авторитаризма), то в случае с инокиней это чревато усугублением имеющихся проблем.


ой да ладно, да в отношениях мужчин проблем не меньше )) просто они несколько иначе выражаются, только и всего.


Про мужчин не знаю ))

Я озвучила свою проблему в выстраивании отношений наставничества. Если правильно понимаю смысл пережитого, то суть в том, чтобы никого не называть себе учителем (отцом), учиться у Христа через многих, Им посылаемых, не прилепляясь душой ни к кому.


С того времени прошло около шести лет.