Николай Коляда «"Персидская сирень" и другие пьесы» — рецензия

12 декабря 2013 г., 22:50
4 /  4.167

Как-то одна моя знакомая бросила фраза, что никто, кроме русских авторов, не погружает так в безнадежность – до дна, до изнанки. Читая драматургию Н.Коляды, в этом убеждаешься.
Его называют одним из последних великих русских драматургов. Он написал более девяноста пьес. Многие из них переведены на иностранные языки. Его ставят у нас и за рубежом. В чем же секрет?..
Читая его пьесы, словно бродишь по аду. Из круга в круг. Всё глубже, мрачнее. Ад этот – наша жизнь. Жизнь в перестроечной и постсоветской России. Да, Коляду местами читать неприятно - полумаргиналы и маргиналы, задыхающиеся в провинциальных городках, изобилующая жаргоном речь. Да, Коляда безжалостен – он лишает всех иллюзий, снимает с Жизни все покрывала, показывая вновь и вновь ее уродливый остов. Не раз возникнет в его работах мотив лжи. Все лгут, и себе самим в том числе, пытаясь приукрасить реальность. А полюбить ее без прикрас, без обверток, иллюзий - ох, как сложно...
Пьесы Коляды чем-то похожи друг на друга, отражаются одна в одной. Одиночество Ильи в "Рогатке" становится одиночеством Ирины в "Америка России подарила пароход", а заброшенность Ольги в "Мурлин Мурло" превращается в заброшенность Ее и Его в "Персидской сирени". Прикованные к инвалидной коляске, преданные любимыми, кричащие от бессилия, пишущие объявления о знакомстве в надежде улучшить жизнь - все они так похожи друг на друга. И так похожи на нас всех. И тут вспоминаются слова героя "Персидской сирени": все несчастны. Сколько писем с историями жизни внутри, столько и драм, одиночеств, несостоявшихся жизней, подчас параллельных друг другу. А спасители – они никогда не остаются возле нас надолго...
Многие пьесы Коляды строятся по одной схеме: всё плохо, но появляется кто-то, с кем связана надежда на построение более светлой, осмысленной и гармоничной жизни. Этот Кто-то - почти всегда мужчина. Для Ольги, для Ирины, для Нее, для Ильи. Этого Кого-то не удержать. Он всегда уходит. Остается лишь обещанием того, что может быть лучше... но обещания не сбываются, надежды рушатся, реальность торжествует, грубая и некрасивая, невысокохудожественная и негармоничная. Остаётся крик. Быть может, самая страшная и безнадежная пьеса Коляды - это "Мурлин Мурло", обрывающаяся жутким выкриком героини в финале:

Ольга... выскакивает на балкон. Принимается что-то нечленораздельно кричать, вопить истошно...:
ОЛЬГА. Бо-о-о-ог!!!! Бо-ог!!!... Приди ко мне, Бо-ог!!! Приди ко мне, Господи-и-и-и!!!! Бо-ог!!! Бо-ог!!! Приди ко мне, Боооооог!!!!!
Летит над ночным, туманным городом её тоскливый вой. Она орёт и орёт, словно сошла с ума.

Этот душераздирающий призыв явления Бога в мир, который Он покинул. Стон от того, что жизнь, лишенную божественного начала, не вынести. Это страшно.
Коляда - драматург яркий, но не из тех, которых будешь читать "для удовольствия". Нет, он расковыривает все раны, режет по больному, не дает ответов, оставляет каждого наедине с тишиной...
И все-таки в его мире одиночества и не сбывающихся надежд всегда найдется место красоте. Поэзия не истреблена. Она задыхается и стонет, но еще существует... Серебряные нити соединяют Илью и Антона ("Рогатка"), спускается по тонкой ниточке паучок, падают звезды за окном и скульптуры ангелов уносятся к небесам ("Америка России…"), и "цветет душистая, густая персидская сирень. На всем белом свете цветет сирень" («Персидская сирень» соотвественно).
А пока она цветет, реальность бессильна. И красота неистребима в нашем мире – мире бесконечной пошлости и грубости.

Комментарии

все комментарии

А ещё Коляда - очень яркий режиссёр, и театр его - настоящее явление. Хотя многих раздражает.

да-да, о его режиссерской деятельности я наслышан. Яркое явление.

Мне стыдно. Мы с Колядой в одном городе живем и работаем, а я у него ни разу не была.

Ничего, никогда не поздно исправиться!)

Вот умеют наши погружать в мрак...

Я тут смотрела на сон грядущий сериал "The Big"С" " Милый такой сериальчик среднедамский. Сюжет - житейский - американская женщина сражается с раковой опухолью в агрессивной стадии, параллельно воспитывая мужа, сына и брата, успевая преподавать историю, чистить дом и ругаться с соседкой. Нормальный такой сюжет
Но как она это делает - с позитивом, нервозной улыбкой, но улыбкой. Смотреть приятно.
И я подумала - если бы этот сюжетец -да на наши просторы. Сын был бы не просто "трудным подростком", но с наркотиками, брат -не милый социопат, а с алкоголизмом, не одноэтажный домик, заработанный, а коммуналка

да-да, адаптации иностранных сериалов русскими - это отдельная тема. Хотя, думаю, если бы их не тупо передирали слово в слово, а именно адаптировали, сообразно российской действительности, все было бы еще более плачевно...)

Ох... посмотри "Рогатку"... посмотри...

я находил видео постановки Виктюка, но там было ужасное качество... и я решил, что лучше не портить впечатления

Я это же видео смотрела. Спектакль-то уже не показывают. Главное - попробуй посмотреть на компе, если экран не сильно мелкий, и сядь подальше, тогда пикселей не видно. Мне кажется, по обычному телику он не пойдет. И наушники обязательно.

значит, надо будет попробовать посмотреть!) Спасибо за совет!

Добавить комментарий

Уильям Шекспир «Гамлет»
На Гамлета рецензию писать нос не дорос, конечно. Поэтому так, заметки.
Как оказалось, к моему ужасу, не все читали его в школе. Что за люди выросли из…
satanakoga
livelib.ru
Светлана Алексиевич «Время секонд хэнд»
Читать Алексиевич — конечно, занятие специфическое. Оно сродни мазохизму. Потому что подобная концентрация человеческих трагедий выбивает из колеи. Потому что…
igori199200
livelib.ru
Николай Коляда «Рогатка»
Чем дольше я живу, тем меньше понимаю, что связывает разных людей. Какие такие таинственные токи между ними возникают, что их притягивает или, наоборот,…
panda007
livelib.ru

Больше рецензий

• Все рецензии igori199200
• Все рецензии на книгу «"Персидская сирень" и другие пьесы»
• Все рецензии на книги Николай Коляда