Больше рецензий

19 июня 2009 г. 17:56

133

2

Не первая прочитанная мной книга Мураками, наверное поэтому я осталась разочарована. История натянутая, да еще вдобавок зачем-то затянутая.

С неряшливой легкостью автор вводит уйму новых второстепенных героев, дабы как-то "склеить" сюжет. Как будто из осколков двух разных ваз пытается соорудить одну, и чтобы при этом никто не заметил подвоха.

Главный герой, 15-летний мальчик, уезжает из родного Токио, покинув отца. Он, конечно, оказывается в весьма затруднительном положении. Параллельно, в романе появляется Наката. Функция этого героя, надо понимать, вспомогательная. Старик, с которым "что-то такое" в детстве произошло и вот, получите, - "теперь он такой". Когда же мы изучили все перепетии их судеб, прочувствовали с ними все их переживания и уже с нетерпением листаем страницу за страницей, чтобы наконец узнать, какой же выход из таких замысловатых ситуаций сумел придумать автор, появляется какой-нибудь очередной новый персонаж, которому Мураками ленится придумать даже форму какую-нибудь логичную (хотя бы для своего произведения), и абсолютно нас обламывает! Новый герой, глазом не моргнув, заявляет: "Я абстрактное явление. Я уже все знаю. Герою нужно делать так, а вот так ни в коем случае делать не следует". И, выполнив свою "функцию", бесследно исчезает со страниц романа. А мальчик и Наката, да и другие герои, конечно, покорно повинуются и идут своей несвязной запутанной дорогой дальше. Читаю и чувствую себя обманутой.

Вдобавок к этому, слишком уж много спонтанных поступков героев: Мураками в этом романе не дал мне возможности поверить в своих персонажей. Получается, что в начале произведения веришь хотя бы в мистику и необычные происшествия, чтобы отвлечь себя от корявости и нелогичности слов и действий героев. Но потом, по описанным выше причинам, разочаровываешься и ждешь оправдания всему этому хотя бы в конце романа. Навязчиво возникает подозрение, что господин Мураками читателя попросту дурит. Смысла и определенной задумки у романа не было и нет.

С той же легкостью, с коей автор вводит своих героев, он, будто случайно прийдя к мысли о том, что их-то теперь куда-то нужно девать, избавляется от них в конце романа. Быстро и невозмутимо. Наката? "Выполнил свою функцию", уснул и умер. Саэки-сан? Что ж, она скоропостижно скончалась от сердечного приступа. Почему? Потому что "теперь пришло время". О судьбах же других героев, непонятно отчего вдруг взявшихся активно помогать мальчику и Накате (или потугам автора привести сюжет к общему знаменателю?) - таких как полковник Сандерс или Хосино - автор вообще не потрудился позаботиться. В общем, все живое в этом произведении рождается и развивается по нескольким мотивам: "потому что так надо", "потому что пришло время" или "потому что другого не дано".

В этом своем произведении автор ну никак не смог меня убедить, хотя книгу я взяла в руки с благосклонным к нему отношением и прочла до конца. Надежда умирает последней. Но Неряшливая и какая-то неопрятная сюжетная линия как-то так же неловко и неаккуратно заканчивается. Заканчивается возвращением изменившегося в ходе этого самого "сюжета" мальчика назад, в Токио.

Комментарии


Неряшливая и какая-то неопрятная сюжетная линия как-то так же неловко и неаккуратно заканчивается.


Очень точно подметили.


читала роман и вроде нравится и слог и сюжет, но в конце пазл не сложился, почти все вопросы без ответов остались. последние страниц 100 я откровенно заскучала, при этом совесть моя мне покоя не давала: "тебе же так нравился роман". Пришла на ЛЛ искать ответы. И вот ваша рецензия все по полочкам разложила. Теперь даже не знаю как писать свою и стоит ли вообще. хотя абсолютно субъективно мне "Кафка на пляже" все равно понравился, я ему 4 из 5 поставила.