Больше рецензий

Julia_cherry

Эксперт

Просто читаю книжки. Ю.Ч.

6 декабря 2013 г. 07:13

74

4.5

Моэм - прекрасен. Даже в самых ранних своих романах он уже демонстрирует умение тонко чувствовать ситуацию, блестяще оценивать персонажей, буквально в двух-трех словах точно их характеризуя. И здесь - такие яркие герои, такие реальные ситуации, такая жизненная, настоящая карусель событий, трагедий, обыкновенных историй... Здесь есть привет из его же "Миссис Крэддок", здесь есть намек на дальнейшую судьбу самого Моэма...
Но все же этот роман нельзя отнести к лучшим произведениям автора, и я не сразу поняла, почему. На самом деле, всё просто. В жизненной карусели автор останавливается на четырех историях, которые происходят с друзьями мисс Ли и с ней самой. Все истории очень живые и реальные, и каждая могла бы стать основой прекрасной... пьесы! Именно в этом романе Моэм демонстрирует умение прекрасно строить диалоги, лаконично выявлять основные драматические точки повествования, наделяет героев юмором и жизненной трезвостью. Но вот цельного романа здесь не получилось. Все-таки четыре истории распадаются на отдельные ветви, не образуя объемной картины жизни лондонской жизни. И даже так, пожалуй... Может, я немного перемудрила, но за каждой историей для меня возник какой-то автор, который мог бы превратить созданный Моэмом намек в настоящий роман. История мисс Ли и Фрэнка - это, конечно, для Джейн Остин. История Бэзила Кента - для Арчибальда Дж. Кронина... Трагифарс Реджинальда Бассета - для А.Н. Островского... Нет, конечно, и сам Моэм вполне умеет писать такие вещи, что он и показал в своих более поздних романах, и в острых, точных и ярких пьесах... А тут, как у Чехова в "Платонове" - столько идей, что можно захлебнуться...
В общем, от настоящего мастера и любимого автора ждешь немного большего. Поэтому - четыре с плюсом - тридцатилетнему мужчине, который уже так хорошо знает жизнь, так тонко понимает людей, но всё еще не пытается определить в ней самое важное для себя.

Книга прочитана в рамках Игры в классики. Тур 1.
Ход 3. Зарубежный классик