Больше рецензий

strannik102

Эксперт

Экспресс Лайвлиба

3 декабря 2013 г. 04:57

950

4

Долго-долго прицеливался я к этому неоднозначному в оценках разных людей роману. Даже, помнится, пару раз открывал его лет двадцать назад в нескольких случайных местах и пробовал читать отрывки, чтобы понять, буду я его читать целиком, или нет. И оба раза книга не давалась — открывались самые пикантные места, и вся моя чистоплюйская сущность вставала дыбом, а руки откладывали книгу прочь. И только взятые самим собой обязательства прочесть эту книгу в рамках игры в классики заставили меня её терпеливо прочитать от корки до корки, не пропуская ни единого абзаца и не проглядывая бегло ни единой страницы.

Знаете, я очень понимаю тех, кто считает Набокова мастером литературной русской речи, мастером русского литературного слова. Читать набоковские строчки совсем не сложно, никакого протеста или неприятия их не происходит, скорее наоборот, не раз и не два глаз читателя возвращается к словесным красивостям и прочим литературным набоковским деликатесам. Так же отлично сложен, скомпонован, вылеплен сюжет книги — энергетика книги так точно рассчитана автором, что волны напряжения вовремя возникают, своевременно нарастают по амплитуде, и затем плавно спадают, чтобы при первой же попытке расслабиться вновь заполнить собой читательскую душу донельзя. И если возможно оценивать эту книгу, то вот здесь точно будут сиять неоном r50-darkgreen.png зелёных звёзд.

Нет никаких претензий у меня и по точности описканий внутреннего мира главного героя книги. Не то, чтобы я считал себя знатоком психологии лиц с психологическими особенностями такого рода, но всё то, что и как автор пишет от имени Гумберта Гумберта, вполне может быть и понято, и кое в каких моментах даже принято — все переживания героя вполне достоверны и объяснимы его особенностями. Да и поступки и действия других книжных персонажей, начиная от маленькой Долорес, Долли, Лолы, Лолиты и заканчивая менее значимыми и заметными персонажами тоже не противоречивы, а в тех местах, где противоречивы, то таковы как раз в силу самой человеческой природы и возрастных и прочих особенностей героев. И получается, что в этом месте тоже должны ярко сиять r50-darkgreen.png изумрудных звёзд.

И вот тут я начинаю впадать в полную растерянность. Потому что выставить пятизвёздную высшую оценку этой взбудоражившей меня книге рука не поднимается. Потому что собственное, мужское и человеческое отношение к поведению господина Гумберта Гумберта, несмотря на некоторые моменты понимания его внутренних сложностей и противоречий, остаётся практически непримиримо осуждающим. Потому что никак не могу себя заставить положительно оценить то, что на самом деле всячески отрицаю и неприемлю. И получается, что оценка самой личности Главного Героя книги не то что r20-red.png звезды, но даже и r10-red.png будет много...

И если бы не авторские послесловия к разным изданиям этого романа, то моя оценка так и могла бы установиться в районе (5+1):2=3. Но спасибо автору, который в этих послесловиях всё мне разъяснил и расставил точки над i — все и всяческие параллели убраны, и то, что в итоге получилось, вы можете увидеть в виде общей оценки книге (если эта книга в оценке нуждается, в чём я сильно сомневаюсь).

Книга прочитана в рамках 9 хода Игра в классики

1 2

Комментарии


Я читала когда-то по программе...
Нормально все воспринималось. Ну вот такой Гумберт Гумберт неположительный


Я бы сказал, что он попросту негодяй, если называть всё своими именами :-) Что не умаляет литературных достоинств книги и автора


Вот есть такие герои - обязательно главные, но дико неприлично отрицательные.
Не люблю таких героев.
Но про них пишут классные писатели.
В "Пражском кладбище" Умберто Эко еще хуже типчик, но книга сама по себе хорошая. Особенно для России. Мимо здания типографии Красного Креста я теперь спокойно ходить не могу.


Да, второй тип героев. Первый положительный. А третий — ноль на палочке :-))


А есть и четвертый, которые стараются быть положительными, а не выходит: Хитклифф из Грозового перевала и Доктор Кто из комиксов и сериала


А-а-а, ну, возможно да :-)


А "Парфюмер" Зюскинда?!!
Да таких примеров в литературе сколько угодно!


По- моему на этом все поначалу "спотыкаются" - оценка (или восприятие) главного героя смешивается с оценкой самого романа.
Признание гениальности (а я смело употребляю эту оценку) романа не есть даже в малейшей степени оправдание Гумберта.
Да разве это нужно доказывать человеку, посоветовавшему "Arboretum"?!


Да, конечно, я довольно свободно отношусь к разного рода отношениям "по обоюдному согласию" вне зависимости от вариантов таких отношений, тут, как говориться, дело личное. Но в книжном случае, даже несмотря на явные провокации со стороны Лолиты и на её предыдущий опыт, ГГ должен был всё-таки вести себя как взрослый человек, отвечающий за свои поступки и за чужую жизнь совсем ещё несмышлёного человека. А он повёл себя как эгоист высшей пробы, что потом и доказала его расправа с тем, кто "увёл" от него Лолиту... Но это всё эмоции по отношению к делам ГГ, а не к книге :-)


ГГ не эгоист, а просто мерзавец и преступник, что с нравственной, что с юридической точки зрения. Ребенок для взрослого есть ребенок, несмотря на все его запредельные недетские шалости в скаутском лагере.

Но это всё эмоции по отношению к делам ГГ, а не к книге :-)



Роман же считаю гениальным - раз, и книгой о любви - два.
Гениальная книга о любви мерзавца.
И это результат как минимум пяти прочтений.


Ребенок для взрослого есть ребенок

А для педофила?


Не готова ответить.
Наверное, объект похоти?
Как для некрофила....
Мерзко, не будем продолжать, ладно?


Я к тому, что Гумберт, и он сам это знает, ненормальный (назовём это так). Странно было бы предъявлять к нему требования как к здоровому и здравомыслящему человеку. Вы бы ещё у Бенджи ("Шум и ярость") попросили выражаться яснее :))


Наверное, с ГГ не так просто.
Хватило же у него ума (совести? воли?) не преступать черту до встречи с Лолитой.
Возможно, он никогда не зашел бы за грань.
Но мерзавца (тогда еще не ставшего еще таковым по факту) постигла любовь.
Это ни в коем случае не оправдание (нет ему оправданий!), это объяснение причины.


Да, к сожалению очень часто у людей с такими особенностями находятся "спусковые крючки"


А мне кажется, ему просто повезло. До этого он только мечтал о подобной ситуации, а тут ему обломилась такая удача, так сложились обстоятельства. И в совокупности с той самой любовью, которую многие оспаривают, получилось то, что получилось.


А для педиатора?


Мерзавец и преступник как раз потому, что всё делает для собственных потребностей и хотелок :-) Пять прочтений — ого-го!!! заслуживает уважения как минимум


Заинтриговал послесловиями, потому как гениальность романа по-прежнему вызывает вопросы у меня. Эпатажность, шокирующая тема - да,но гениальность ли? Вот и хочется заглянуть теперь в это послесловие. В каком издании, поделитесь?


Я читал в электронном виде, там они у меня и были :-) Могу книгу кинуть на виртуальную полку...


"Лолита" никоим образом не является апологией Гумберта. Только сегодня говорили с тобой на тему "герой — не герой". Здесь — своего рода "доказательство от противного", мастерское воплощение вот такого персонажа.
Отрадно, что ты оценил литературное и психологическое мастерство Набокова и не повёлся при этом, как слишком часто с читателями "Лолиты" бывает, на сущность ГГ (смотри-ка, здесь аббревиатура читается двояко...), спасибо за честность и непредубеждённость.


Да, сначала поневоле возникают параллели с самим автором, так и кажется, что автор переносит на ГГ часть своей личности (хотя разве это не так?..). Потому и акцентировал послесловия, в которых автор всё чётко обозначает :-)


Вот я тоже читала "Лолиту" как минимум раза 3-4. И мне всегда, до последнего прочтения, было очень жаль Гумберта. Такой он несчастный со своей любовью-страстью-болезнью. Как наркоман, который никак не может вырваться из круга. Только у наркоманов есть лекарства, а у него нет.
И это совсем не значит, что я его поступок оправдываю! Боже упаси!

А при последнем прочтении стало жаль Лолиту, но это, наверное, трансфер материнских чувств. Хотя она та еще.

А вообще Набоков - гений! "Защита Лужина", "Король, дама, валет", "Камера обскура"...


Да, точно буду себя знакомить с этим писателем :-)


Очень люблю Набокова, некоторые произведения перечитывал не один раз. Где-то по моему у Набокова была фраза о том, что хороший писатель может взять любую незаметную идею или сюжет и вдохнуть в него глубину. Это не совсем про "Лолиту". Но по "Лолите" можно представить талант Набокова как автора не только таким серьезных и продуманных вещей как "Бледное пламя" или "Приглашение на казнь", но и такого заведомо скандального и по-своему гламурного произведения как "Лолита". В моем восприятии после прочтения биографии Набокова четко сложилась картина того, что "Лолиту" Набоков был вынужден написать, это был хорошо спланированный коммерческий ход, потому что у него к тому моменту уже была семья, а достатка ни литературная деятельность ни преподавательская особенно не приносили, так что и решил он создать что-нибудь эдакое, и у него это прекрасно получилось..))


Да, я уже тоже отделил Набокова от Лолиты, а точнее от Гувера Гувера. В этом случае ГГ совсем не вторая сторона автора - ну и слава всевышнему :-)
Теперь, после прочтения самой скандальной книги Набокова, мне будет легче читать его другие книги, что не премину сделать :-) Наверное это будет "Защита Лужина"


Защита Лужина прекрасней! :) (ибо там ГГ не такой противный, а стиль автора... ну вы знаете :))


Да, вот и планирую в следующем году чтение Набокова, и Защиту Лужина естественно тоже :-)


... да, чистоплюйство - не то же самое, что нравственная чистота.


так никто и не спорит


На меня очень сильное впечатление произвела ещё "Камера обскура".


Да-да, я на следующий сезон запланировал продолжить знакомство с Набоковым :-)


у него ещё замечательные рассказы!


Вот видите, как бывает полезно долго-долго не читать какого-то признанного всем миром автора — появляется возможность "открыть" его для себя :-)


несомненно :)
да и восприятие другое с возрастом )


Да, как-то начинаешь за деревьями видеть лес :-)


... мне тоже нужно продолжить Набокова. :)


А мне пока что только знакомиться :-)


Нежно люблю этот роман.
Но вот что удивительно. Когда я его читаю (а это было не один раз), то абстрагируюсь от всех нравственно-этических норм, неизбежно сопряжённых с "Лолитой". И тогда для меня открывается удивительное, тонкое, ажурно сотканное произведение о человеческих драмах, об их страстях. И, признаюсь, тогда я не вижу преступника в Гумберте Гумберте, а только лишь жертву страстей.


Да, и я понимаю такое отношение... но только до тех пор, пока не думаешь одновременно об изломанной судьбе маленькой девочки :-)

1 2