Больше рецензий

OFF_elia

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 ноября 2013 г. 20:08

47

5

Чуть ли не единственный случай в моей биографии, когда за книгу я взялась уже после фильма. Тем не менее, интрига оставалась, ведь Стивен Дональдович известный любитель изменять концовку киносценариев, чтоб они отличались от оригинального произведения. Но, естественно, от призрака отеля фильма мне спрятаться не удалось. Поэтому буду писать путано и непонятно, временами сбиваясь на Кубрика, временами возвращаясь к Кингу.

Тут начинаются спойлеры, просьба убрать от мониторов людей со слабой психикой и повышенной агрессией

Итак, фабула, наверное, и так всем известна: маленькая семья приезжает на зиму в отель, чтоб присматривать за его целостью и сохранностью до открытия нового сезона. Но у отеля были свои планы на этот счет, и к весне вместо красных дорожек и улыбающихся портье птицы, пролетая над горами, видели лишь сгоревший остов жуткого дома, который продолжал идиотски ухмыляться пустыми глазницами разбитых окон. Но сюжет в этой книге далеко не главное, на мой скромный взгляд, все медали, ордена и призы от меня получают герои. Они прекрасны как никогда, я просто уверенна, что Кинг гордится каждым из них, как своими детьми, каждый получился ярким, живым, отлично прорисованным, с кучей мелких штрихов, превращающих каждого в индивидуальность.

Джек. Отец семейства, переживший не лучшие времена, прошедший через тоннель бутылочного горлышка, сломавший руку собственному сыну и карьерную лестницу под собой. Тем не менее семья сохранилась, сейчас она кажется даже более крепкой чем когда-либо, да и Дэнни (папин мальчик) все так же любит папочку. Это не просто Джек, это тот самый Джек Николсон (сыгравший его) собственной персоной. Николсон достаточно сумасшедший, чтоб быть Джеком Торренсом (в отличии от Роберта де Ниро и Робина Уильямса, которым Кинг отказал), он селится в твоей голове, как в этом злосчастном отеле и начинает жить там своей жизнью. И не деться от него никуда, каждый раз, когда ты читаешь, как Джек вытирал платком свои вечно мокрые губы алкоголика, перед тобой встает лицо Николсона. И ничего с этим не поделаешь. Каждый раз, когда читаешь, как мертвый Джек бежит по отелю с клюшкой для игры в роке (или топором, привет, Кубрик), ты так и видишь его мефистофельские брови. И от этого не избавиться. Джек Торренс-Николсон въехал в твой мозг, и разрешает себе бродить по его коридорам, копаться в грязном белье и опускать два раза в день пар в котле. И никакая весна не сможет избавить тебя от него.

Виннифред. Не Винни и не Фредди, а просто Венди. Женщина, воспитанная матерью-тираном, стервой, сведшей своего мужа в могилу, сучкой, ломающей жизнь своим детям. И все же Венди пытается противостоять Фрейду, психоанализу, законам генетики и общепринятой логике. Она не станет такой, она похоронит глубоко в себе свою мать и даже не придет на ее могилу. Эта женщина дала миру ребенка, наделенного сумасшедшим сиянием, это женщина, которая могла дать миру великого писателя, пройдя с ним всю жизнь рука об руку. Но даже такая личность как Венди не может бороться с капризами Судьбы (Оверлука?). Самый безликий для меня (со стороны поселения в мозгу) персонаж Сияния-а-ля-Кубрик. Шелли Дюваль для меня не стала женой смотрителя, так посетитель, побывавший однажды в моем отеле и уехавший второпях, не позабыв ничего, кроме своего призрака.

Дэнни. Ребенок, перевернувший мой внутренний мир и заставивший меня полюбить маленьких мальчиков. Дэнни-бой, ты прекрасен. Док, я горжусь и восхищаюсь тобой. На свете очень мало таких как ты. Даже будучи взрослыми мы постоянно хорохоримся, кажемся героями и отправляемся на войны. Но! в наших душах и мозгах живут все те же детские страхи, победить которые мы не в силах. А ты смог, и я не могу не любить тебя. Ты мой герой, док.

Оверлук. Это отель (существо?, субстанция?, феномен?), освобождающий все наши самые низменные желания, разрешающий расти нашим порокам и срывающий маски с людей, чтоб обнаружить под ними звериные морды. Ведь человек гордится тем, что он отличается от животного, умеет подавлять инстинкты и может заглушить пьяное пение чертей, облюбовавших его душу. Но существует в мире сила, которая заставляет забыть об этом, та самая сила, что позволяет спьяну расказать на корпоративе, что начальник носит стринги, или переспать с девушкой лучшего друга, или плюнуть кому-то в спину. И кто знает, может, это и есть наша настоящая сущность, или, возможно, кому-нибудь такая сторона характера придется по душе, и он не захочет возвращаться к себе старому. Нам так и не дано узнать, что такое Оверлук: живая вода или мертвая? детектор лжи или эликсир правды? чудесное зелье или страшная отрава. Хотя нет, шанс у нас все же есть. С нетерпением жду второй части "Сияния", а вдруг она раскроет тайны.

Берегитесь старых отелей, друзья мои. Тремс!

Прочитано в рамках Книжного марафона (Ноябрь 2013) и ноябрьского заседания виртуального клуба "Борцы с долгостроем"