Больше рецензий
8 ноября 2013 г. 14:41
449
2
РецензияПока многонациональный читательский мир пытается хвалить и ругать одну из главных больших книг 2013 года, "Инферно" Дэна Брауна, у русскоязычного читателя появилась отличная возможность сделать то же самое с произведением русскоязычного же автора, новая книга которого выходит бодрым 80.000-ным тиражом. Судя по всему, "Застава" - первая долетевшая птица отряда "погранцовых", и то ли ещё будет/может быть.
Много говорить об этой книге не хочется - она того не заслуживает. "Застава" банальна, вторична и абсолютно лишена ощущения прекрасного. Авторская чуйка подвела Сергея Лукьяненко: вместо флагмана новой серии имеет место быть произведение, как будто лежавшее в столе лет эдак 20 и выпущенное только потому, что в эпоху крайней народной популярности низкопробного чтива форм-фактора "Попаданец в ..." автору отчаянно захотелось увеличения количества дензнаков на собственных счетах. Если начать разбираться, дело может быть в чём угодно, но кого интересуют причины, если осечка - это осечка?
История персонажей "Заставы" - это самый избитый сюжет русской фантастики образца нулевых-десятых: многострадальные "попаданцы". Есть наш мир, есть мир где-то по соседству. Миры отчасти соприкасаются, из одного можно частично влиять на условия жизни в другом. Основная парадигма, отличающая Центрум от других миров - в нём не может существовать пластик. Именно поэтому мир застыл где-то в аналоге порубежья "земных" XVIII-XIX вв. Но дальше этого общего описания автор не идёт - никаких экскурсов, никаких сравнительных характеристик и духа чего-либо особенного, магического, невидимого задверья. Есть пара клиффхангеров, но по прочтению книги можно сделать вывод, что раскрывать их предполагается силами других авторов в последующих книгах серии.
О ты, хотевший получить стимпанк - огорчись. Его здесь, как выясняется, не подразумевалось - при том, что издатели интригующе подмигивали. При имеющихся исходниках вполне возможно было предположить, что автор двинется в этом направлении. Ничего подобного. Но это не настолько важно, а вот что важно, так это факт: мир не раскрыт абсолютно никак. Цитируя одного из ключевых персонажей, у Лукьяненко получилась "бьютофория". Несколько проскоков по вершкам = итоговое абсолютное непонимание, зачем защищать, скажем, Центрум от Земли, или Землю от Центрума, и нужно ли вообще что-либо защищать. Отдельной белой нитью проходит очень, очень, ОЧЕНЬ большое количество ненужного бытописательства "для объёма", абсолютно мыльного и ничего особенно не добавляющего ни смыслу, ни героям, ни описательным характеристикам истории.
Персонажи здесь блёклые, наполовину деревянные и одинаковые - отличить одного от другого получается с трудом: разговаривают одинаково, мыслят одинаково, мораль одинаковая, несмотря на возрастной разброс от 15 до 75. Так не бывает. Имена стираются в памяти достаточно быстро, характеры не развёрнуты. Среднестатистический лукьяненковский главный герой здесь растянут на пяток персонажей, и сделано это ровно с той степенью распылённости, чтобы хорошо не получился ни один.
Если говорить о структурном наполнении, история скачет. С совковых посиделок, пропитанных духом щщей, тополей на плющихах, лэнгвичем бывшего коммуниста и авторским продактъюзментом - к не вполне понятной в силу своей затянутости роад-стори -> к бытовому триллеру -> к стандартному попаданческому боевичку. Финал вызывает только один вопрос: зачем вообще было читать эту книгу. Во первых, никого ни жалко, никого, а во-вторых, никакой морали, никакой. Что же касается общего вектора мысли Лукьяненко, всё, что можно по этому поводу было сказать, сделал уже лет 15 назад старомудрый Джордж Карлин. И Лукьяненко ни нового ничего не выдал, ни на что-либо умнее не сподобился.
Итог: пустая, ординардная и, кажется, худшая книга господина Лукьяненко на настоящий момент. Отчасти потому, что это действительно слабый текст, отчасти - ввиду серийного характера истории. Жаль, что таланта вполне самобытного в своё время автора стало хватать только на то, чтобы "работу работать", писать макулатуру для нулевого читателя и больше следить за уровнем продаж собственных книг, чем уделять собственно творчеству. Вброс не прошёл.
Комментарии
Если всё так и есть, то это очень печально :(
Парень спёкся, точно тебе говорю. Если не брать в голову последние подростковые вещицы, мне почему-то казалось, что "Черновик" и уж тем более, скажем, "Чистовик" - это передышка перед чем-то действительно серьезным. Думал, это как раз относилось к "Пограничью" - вот он, новый выход в фантастический свет. Ничего подобного. Стало хуже, кратно причём. Донцовщина.
Ээх. Ладно. Заказал уже, дождусь, ознакомлюсь..
Я вот, не побоюсь этого, в электронке прочитал и рад. Лучшим элементом книги показалась обложка. Но это не тот тип искусства, за который хочется платить деньги, которые просят за.
Картинка неплохая (напоминает по стилю оформление кинговской серии), но шрифты-то какие гадкие!
Ну, как-то да, махровенько. С другой стороны, если брать в плане сочетаемости текста с обложкой, то есть, есть что-то общее.
А у тебя лисица очень крутая и точно стимпанковская на авке. Як звать?
Её зовут: "Вот тебе картинка, ставь на аву" (Граф Т.)
Редкое имя какое-то. Ненашенское. Ох уж эти графья с ихнею фразеологичностью. Премудрый Страшила, однако, был бы искренне счастлив, вплоть до почти религиозного экстаза, я почти уверен.
Обложка как раз весьма на стимпанк намекает. А вот Дже сообщает, что нет стимпанка :(( Значит, налицо введение потребителя в заблуждение, кхм.
Шрифты посмотрела. Основной нормальный, но колонтитулы действительно гадкие, тут ты верное слово подобрала.
Проглядела заодно несколько страниц. Божечки, как скучно-то :(
"Чистовик" - это передышка перед чем-то действительно серьезным. - Экий Вы, батенька, оптимист. Так не бывает в современной русскоязычной литературе после Этногенеза. Издатели подобно продюсерам с центральных каналов стали задавать авторам вопрос : на что будет похоже? - как главный. Некоторым малотиражным всё равно, а взрослые-то привыкли денег получать, они не могут взять тайм-аут на личный рост - то есть могут конечно, но жадничают и "столбят целевые группы" которым им нечего сказать. Вот зачем Лукьяненко с Пановым было марать чистое знамя стимпанка? Ведь не потянут же - сами знали, что не потянут. Ан нет - отметились. Хотя я плохо знаю русскоязычных фантастов и не представляю кто в принципе сегодня могу бы потянуть "правильный" (формульный) стимпанк.
Я думаю, тут проблема не в том, кто может потянуть или не потянуть. А в целевой аудитории, которой надо впендюрить под 100.000 только бумажного тиража. Например, есть (учитывая фактически того же адресата) вполне годный к прочтению (и даже к визуализации) "Костотряс" Чери Прист с продолжениями (пока не изданными, что вряд ли случится, в итоге). Ну и что? 3000 экз. И есть куча читателей Лукьяненко, часть которых просто купят книгу, увидев знакомую фамилию, часть тоже, потому что первая часть купила, ну а остальные ещё по какой-нибудь причине, клюнут на замануху, новая серия, новый мир и т.п. И для издателя это будет считаться выполненной миссией.
В частной беседе вашего покорного с. с господином Лукьяненко мэтр упомянул о работе, которую он-де выполняет хорошо, потому, видимо, ему её и поручили. Ну так есть такое понятие как "работа", а есть такие как "талант" и "творчество" или "вдохновение". И они не обязательно соприкасаются, со знаком тождества. Это надо понимать.
В общем, очередной разбег на рубль.
Что-то мне кажется, если убрать пару негативных характеристик и заменить на "среднюю температуру по больнице" - получится рецензия на любую книжку Лукьяненко.
Да нет, у него был "Спектр", были "Дозоры", были хорошие книжки в прошлом
Потому и "убрать пару негативных характеристик". Описанный шаблон подходит под каждый из романов Лукьяненко, что я читал, в том числе "Дозоры". "Спектр" вот не читал, увы.
А Некрасов-то прав: все эти "был" и "были" никак не извиняют теперешней писанины.
Теперешняя писанина не отменяет существования прежних. Я могу не слушать Металлику на альбомах последнего десятилетия, но до сих пор обожаю и переслушиваю творчество 80х - начала 90-х.
Не отменяет, но увы, и не подчёркивает. А сейчас вообще такое время, что произведения могут жить своей жизнью, без особенной привязки к автору. Наверное, это даже хорошо.
Да я-то имела в виду, что новые произведения всё же следует оценивать без оглядки на старые: "А зато он вот это хорошо написал".
Не спорю.
грусть-печаль :(
Он в жежешке уже жаловался, что с тиражом промахнулись - по динамике продаж не выбирается партия. Я еще у него написал, что судя по рецензиям это какая-то "Сталкериада" намечается с табуном авторов разных весовых категорий в одном цикле, и все это читать совсем не тянет.
Разве он жаловался? Там же дальше про то, что будут допечатывать. Зачем допечатывать то, что плохо продается?
В рекламу издательство вложилось (например, были баннеры в метро), надо продать столько, сколько отобьёт вложения. На 100 тысячах нет рентабельности, чтобы в ноль выйти им надо где-то ещё полтинник (50 тыс.) допечатать и распихать, а лучше ещё 100 тысяч. Расчёт выше мой и условный - по цифрам "Девятного спаса" Акунина.
Думаю, маркетологов посадят писаться хвалебные оды по форумам игроманов...
Ну я к тому, что его пост лично на меня не произвел впечатления, будто он хотел пожаловаться. По-моему, ровно наоборот: посетовал, что перестраховались и напечатали в первый заход только 80 тысяч.
Жадность фраера сгубила - есть такая не заслужено забытая народная мудрость.
А ещё есть такая: "В людях тороватым казался, а дома никому не сказался."
Шикарно:)))
Я не понимаю, какую мысль вы хотите выразить.
Лукьяненко уже пожадничал с тиражом, но всё равно жалеет, ибо после старта продаж ему вряд ли допечатают.
Мне кажется, у нас с вами странный какой-то диалог получается. Вы пост его читали? Что значит "вряд ли допечатают", если он пишет "к Новому году будут допечатывать тираж"?
Хорошо, проехали.
вы убили мою надежду :(
"Не я плюнул, я просто указал на"
Спасибо за рецензию, не буду читать.
Меня его "Конкуренты" весьма разочаровали, даже не ожидала. А дальше, значит, все хуже и хуже становится...((
Да, только время потеряете.
Спасибо за рецензию, пока воздержусь от чтения нового романа, а там посмотрим. Раннее творчество радовало...
Кстати, поправьте в рецензию тираж не сто, а 80 000 экз. Лукьнянеко сам подтвердил в блоге эту инфу.
Думал прочитать. Теперь точно не буду. :)
Читаю...Хорошо, что бумагу не купила - радовуюсь. Думала запоем, за ночь, как обычно - нифига, за неделю половину прожевала. Жутко и горько осознавать, что автор выдохся. Эх, где же ты любимый "Лабиринт отражений", "Спектр". Эхма((((
Джедаевич, ты только не обижайся, ты тут царь и все такое, и это не снобизм, просто я не первый раз заметил и решил сказать, это просто неграмотное, хоть и устойчивое словосочетание: http://www.gramota.ru/spravka/trudnosti/36_90
Да все нормально. Иногда злоупотребляю, время от времени даже специально. Так что в любом случае спасибо, Ник.
Меня год назад девушка лит редактор одернула)