Больше рецензий

takatalvi

Эксперт

по ацтекскому коневодству

6 ноября 2013 г. 12:13

288

5

Увидев у меня эту книгу, мама, коротко взглянув на аннотацию, удивленно заметила: «Ты ведь такое не любишь! Это ж про брак!» Я парировала: «Так это ж Амос Оз!» Да, вот так получилось, что после романа «Уготован покой…» я, совершенно не заморачиваясь содержанием, бесстрашно нацелилась прочитать все книги автора. Ну, может, не все (а вдруг полюбившийся роман – редкая удача?) – но еще пару точно.

И, надо сказать, не ошиблась в своей цели. Эпистолярный роман «Черный ящик» мне тоже очень понравился, и в определенной степени вызвал те же ощущения. Амос Оз как-то хитро цепляет читателя, не то своими строками, не то течением мыслей (а, скорее, и тем, и другим) наводит на него едва уловимую атмосферу этакого сновидения, из которого невозможно вырваться, и увлекает вплоть до того момента, когда перевернута самая последняя страница. Да даже и после. Это не та книга, закрыв которую, можно сказать «ой, здорово!» и побежать писать одобрительную рецензию. Нет, закончив чтение, приходится посидеть, помолчать, подумать, еще раз мысленно пройтись по всему прочитанному… Оно так просто не отпускает.

Хотя, казалось бы, сюжет действительно неоригинален. После семи лет гробового молчания в переписку вступают бывшие супруги. Никакой предыстории читателю не предоставляется, все подробности узнаются впоследствии, в процессе переписки, очень малыми порциями. Ясно только, что разрыв был грандиозным. Илану обратиться к бывшему мужу заставили неприятности с их общим сыном, оставшимся у нее, но постепенно переписка приобретает все более интимный характер. Илана и Алек вспоминают минувшие времена, разбираются в самих себе, пытаясь понять, с какого момента и почему все рухнуло.
Однако роман состоит не только из их писем. Переписка идет в самых разных направлениях – есть здесь и сын Иланы и Алека, Боаз, и новый муж Иланы Мишель Сомо, сестра Иланы Рахель, адвокат Алека Закхейм и еще несколько лиц, с которыми персонажи связываются по мере развития сюжета. Удивительно наблюдать, как, казалось бы, сухим письменным путем и совершенно с разных сторон не только развивается сюжет настоящего, но и складывается картина прошлого.

Есть тут и еще одна загвоздка. Я вообще-то скептически отношусь к эпистолярным романам по той простой причине, что в реальной жизни люди обычно так не пишут. Поначалу здесь была та же ситуация, и это грозилось стать минусом, но потом чувство недоверия испарилось. Потому что хорошо заметно, как авторы писем буквально погружаются в свою исповедь. А, собственно, почему бы и нет? Интернета тогда не было, телефон обходился дорого. Написать коротко и по делу, без развернутых эмоциональных восклицаний и следующей ниже сомнительной приписки «простите, зря я это написал»? Да, напрашивается мысль – а почему ты тогда не смял листок и не переписал заново, без этого потока эмоций? Но ведь сделай он это, адресат едва ли проследит душевную бурю и проникнется ей, едва ли хорошо поймет сделанные человеком выводы. Так что и тут Амос Оз меня не разочаровал.

Ну и, в конце концов, проследить крах семьи, разобраться, как и почему так случилось – это интересно и небесполезно. А что касается лично меня, так я, читая этот роман, впервые осознала в полной мере, как могут повлиять на ребенка отношения родителей. Жуткая, скажу я вам, получилась картина. Будто разглядела под черепной коробкой подростка, как постепенно ломалась его психика.

В общем, отличная вещь. Буду с удовольствием продолжать знакомство с автором.

Огромное спасибо nassy за подаренную книгу

Комментарии


Спасибо за отличную рецензию.