Больше рецензий

LiraLi

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 октября 2013 г. 16:01

182

5

Настанет, конечно, время... когда он задохнется от ужаса и жалости, поняв до конца Сомса... (Стругацкие)

Несколько раз перечитывала эту книгу. Неторопливое полотно о супружеской жизни, браках по расчету, помолвках, изменах, уходах из семьи, проблемных детях, белых воронах. Собственно всего того, что мы видим каждый день.Когда я прочла впервые сагу, меня невероятно выбесила Ирэн, прямо один из самых отталкивающих персонажей в литературе. Сомсу я сопереживала невероятно.

И меня даже раздражал Голсуорси. Ну что же ты делаешь автор с ним, ну за что ты так! Читаешь про Ирэн, и реакция "ах, боже мой, опять эта "прекрасная" истеричка что-нибудь учудит!". После этого с кем бы я ни общалась, реакция на персонажей у большинства читателей была такая же. Ну, честное слово, не встретился мне пока такой дерзкий мазохист, который бы рискнул отстаивать интересы Ирэн и обвинить Сомса. Оно и понятно жить то всем хочется.

Появилась недавно совпадающая по эмоциям рецензия, но вот мотивации героев описаны очень примитивно. И многие плюсанули потому что нельзя не плюсануть человеку, который пишет, что Ирэн БЕСИТ!!!! И неважно даже почему.

Мне видятся совсем другие мотивации: не деньги, а все же секс. Ирэн абсолютна не корыстна. Она жила в доме, где она была лишней и ей это всячески показывали. Ирэн принимает решение выйти замуж "по уму". Но скорее это был некий порыв отчаяния, как дети сбегают из дома. В этом "разумном" поступке столько же логики и расчета. Ирэн хотела сменить место, где всем она неприятна, на жизнь с человеком, который ее любит. Но заметьте, она боялась, что не сможет его терпеть и выторговала себе право уйти, но Сомс благополучно забыл о своем обещание, когда пришло время.

Выйдя замуж за Сомса, Ирэн огребет за свое поспешное решение по полной. Мы сейчас живем после сексуальной революции, мы привыкли, что сексуальная жизнь - это неотъемлемая составляющая любой жизни. Если сейчас девушка идет замуж по расчету, то она прикидывает свои силы. Ну муж старый противный, ну я уже со старичками была, перетерплю, или найду молодого для здоровья. Свою сексуальную жизнь девушка пусть аморально, но рассчитывает. И часто такие девушки после замужества очень даже счастливы, проявляя к мужу видимый интерес.

Миллион, миллион разных слов...

В книге вот такой корыстный персонаж - это вторая жена Сомса. И Сомс как раз четко понимает разницу между двумя женами. Только эта разница не в том, что Аннет честнее, а в том, что ее посыл "кто девушку ужинает, тот ее и танцует" больше устраивает Сомса. Ирэн тоже была честна с Сомсом, только его такая честность "если я не смогу привыкнуть, то уйду" не устроила, он предпочел забить на это.

У Ирэн не модель поведения корыстной содержанки, которой не хватает смелости себе признаться в этом. Она просто не приняла свои телесные желания в расчет. Ирэн решила перетерпеть, но она ведь даже не знала, что собирается терпеть, мужчин то у нее не было. Ей то откуда было знать свои сексуальные потребности? Ей все с кем ни посоветуйся, уверена, посоветовали бы хвататься за Сомса руками и ногами. И, сомневаюсь, чтобы кто-нибудь сказал, что тебе с ним не за ручку после свадьбу гулять придется, ты это сможешь, да и важнее - оно тебе надо?

Ирэн, выходя замуж, совершила ошибку в том, что полностью решила волевым усилием перетерпеть свое физическое отвращение к будущему мужу. Ну и результат как в анекдоте со старой лошадью на скачках: "Ну не шмогла я, не шмогла!" И вот лошадь не смогла, но Сомса это не устраивало, и он предпочел закрыть на это глаза. Стерпится, слюбится.

Дальше история опять развивается логично, также как было в жизни моих подруг. В школе некоторые девушки жили половой жизнью с 13 лет, некоторые с 16 и НИКТО из них не знал, что такое оргазм. Обычно говорили "ну я лежу и думаю о чем-то своем, о приятном и делаю вид". Парней они любили, целоваться нравилось, но шли на секс только чтобы их удержать, физиология их была "в покое". Те самые девушки, которые любовались потолком и думали о приятном, немного выросли и физиология стала брать свое. Многие из них после школы повыскакивали замуж и практически все из них либо разошлись с мужьями, которые их не удовлетворяли, либо стали им изменять.

С мужем наладился двухсторонний контакт смогли единицы. У Ирэн же не было даже первой гармональной-самоубийствинной-пусть-подруги-на-дискотеки-сдохнут-от-зависти любви, из-за которой она бы этот контакт искала, был побег "из огня да в полымя". Зачем ей было держаться за Сомса? Ну и тут закономерно нарисовалась история с Босини. А что ей оставалось: всю жизнь лежать и думать о родине в постели с мужем? Себе такое кто-нибудь пожелал бы?

И вот тут возникает то, из-за чего к Ирэн можно докопаться логически, а не эмоционально. Проблема не в том, что она не полюбила Сомса, не в том, что она согласилась на замужество, и не в расчетливости, которой нет, а в том, что она не настояла на разводе, когда все поняла - что невыносимо, что сил дамских нет и т.п. Вот в этом она ведет себя тупо. А будь она расчётлива, купила бы кама-сутру и жила бы с богатым мужем, в ус не дула.

Сомс при любом раскладе держался бы за нее, он ведь ее любил, и настоять, добиться развода всеми правдами и неправдами должна была Ирэн, а не перемигиваться по углам с Босини. Тут ситуация с поклонником про запас. Многие девушки совершают мерзкий поступок: специально дают надежду человеку, который в них влюблен, чтобы держать поклонника при себе. Этот самолюбивый расчет часто рушит чужую жизнь. Поклонник зависает, а девушка хоть и знает, что он никогда ей не нужен будет, но продолжает иногда снисходить, чтобы поддерживать накал страсти. (Мужчины собственно ведут себя точно также, когда десятилетиями уходят от жены, держа на призрачной надежде любовницу). Для Ирэн Сомс был ненужный поклонник. Ирэн ошиблась, согласившись на замужество, но это ее беда, чем вина скорее. А вот уже ее вина, что она продолжала жить в этом браке, разрушая не только себя, но и жизнь влюбленного в нее Сомса. Как там, "ты как тот хозяин, который жалел собаку и не мог отрубить весь хвост сразу, поэтому рубил по кусочку".

Сомс же виноват не в собственнических замашках, многим женщинам даже в наше время такое поведение нравится. А в том, что ему не хватило мозгов, попытаться честно стать жене другом, партнером. Сомс пытался все время либо подмазаться к ней подарками, тогда она чувствовала снисхождение, либо показать, кто в доме хозяин, что вызывало у Ирэн отвращение. Дрессировкой занимался. Сомс добился брака и успокоился, а нужно было хотя бы уважения добиться у жены.

Когда читаешь книгу, кажется, что автор постоянно выгораживает Ирэн, облагораживает ее даже некрасивые поступки. Но, если почитать про самого Голсуорси, про то, что он увел свою жену у двоюродного брата, и их любовная история длилась 10 лет до ее развода, то многое становится понятнее. Автор пытается доказать право каждого человека на развод и при этом не очернить свою любимую женщину, вот он и отвел ей роль вечно стоящей в белом пальто. Сейчас для нас развод - это само собой разумеющееся, но ведь в те времена развод (он хотя бы уже был возможен!) осуждался гораздо сильнее. Развод - это право на ошибку каждого. Конечно, в идеале таких ошибок вовсе не совершать. Но уж если имел глупость совершить, как Ирэн, нужно не трусливо прятать голову в песок, как-нибудь само все обойдется, а исправлять свою ошибку.

А то все эти мимоходом очарованные котята, лица мужского, включая стариков и детей, и один Сомс как придурок не удостаивается даже ласкового взгляда жены. Ну бесит же! Так-то так только бесит должно не тем, что Ирэн не хотела тратить свою любовь на мужа, а в том, что как только она это поняла, она должна была уйти, а не играть в партизанскую войну, продлевая тем самым агонию Сомса.

Сам Голсуорси по поводу Сомса, кстати, писал в предисловии:

Было замечено, что читатели, по мере того как они бредут вперед по соленым водам Саги, все больше проникаются жалостью к Сомсу и воображают, будто бы это идет вразрез с замыслом автора. Отнюдь нет. Автор и сам жалеет Сомса, трагедия которого – очень простая, но непоправимая трагедия человека, не внушающего любви и притом недостаточно толстокожего для того, чтобы это обстоятельство не дошло до его сознания.


Так что читатели, оказывается, не так уж изменились, и тогда, и сейчас жалеют Сомса. Голсуорси, создавая образ Ирэн, хотел написать "воплощение волнующей Красоты, врывающейся в мир собственников" и у него бы это получилось, опиши он ее в развитие, движение, но Ирэн абсолютно бездейственна. Какой мы ее видим на первых страницах, с такой же расстанемся и на последних. Если бы она жила при этом идеальной жизнью (как это я не знаю), или хотя бы так не косячила: не выходила замуж за нелюбимого и не заставила его страдать, не шантажировала морально сына. А то как-то странно выходить, совершила ошибку и сразу "морская фигура на месте замри".

Ну а Сомс проходит путь от жестокого собственника до отца, жертвенно любящего свою дочь. И пройти он этот путь смог именно потому, что не застывал в своем идеале, как сейчас модно говорить "мужчина с внутренним стержнем", а мечется, переживает, какие-то выводы пусть и не всегда верные делает.

Про сцену насилия. Тут читатели часто оправдывают Сомса. Я тоже считаю, что у Сомса много смягчающих факторов, Ирэн его действительно провоцировала. Но эти факторы смягчают его вину, но не оправдывают ее полностью. Даже сейчас в мире огромная проблема – это сексуальное, физическое насилие в семье. И в 90 процентах случаях насильник сваливает вину на жертву "она меня довела". А по сути человек ставит себя не только судьей над другим человеком, но и исполнителем приговора.

Одну и из подружек изнасиловал ее бойфренд, с которым они собирались пожениться. Она как раз вошла во вкус интимных отношений. Мне говорила, что просто кокетничала с кем-то, а он об этом узнал (поселок маленький), но вполне возможно, что не только кокетничала. Она своему бойфренду постелила на кровати, а сама легла на диван. Вот разве не провокация? Ведь он знает, что она с каким-то Петей-Васей встречалась. Тоже ведь довела. После того случая, она от него ушла и вообще несколько лет до себя никого допустить не могла, у нее паника начиналась когда ее кто-то трогал. Мне она это рассказала после того как мы выпили и через несколько лет после случившегося. И она абсолютно искренне считает в случившемся виноватой себя. Это ведь я его довела, я должна была сразу к маме уходить, он ведь меня предупреждал, чтобы я его не злила и т.п.

Жертвы насилия склонны винить себя в произошедшем, и никаким образом это нельзя поощрять. Оправдывая насилие в книгах, в фильмах, мы тем самым потом позволяем оправдать насилие в жизни. Почему измена жены должна давать мужу право вообще на что угодно? Измена дает моральное право на одно – на развод, а не насилие или избиение.

Теперь другая грань этого любовного многоугольника Джун-Босини-Ирэн. Джун мне симпатична, но восторгов по ее поводу я не испытываю. Он родилась в более благополучной семье. Ирэн была поставлена в гораздо худшее условия. Джун знала, например, что для Ирэн значит переезд из города, но мило сделала вид, что все хорошо потому, что ей это было выгодно. Это ведь тоже предательство дружбы. Ирэн поступила отвратительно по отношению к ней, что тоже бесспорно. Но саму Джун двуличие Ирэн не делает ни хорошей, ни плохой.

Босини вел себя как дебил и в личных отношениях, и в деловых. Мерзко по отношению к Джун. И не потому что он ее бросил. А потому что он Джун обманывал. Разлюбил – расходись. Со стороны мужчина эта выматывающая нерешительность выглядит еще более неприятно.

В деловых отношениях – это собственно вообще жесть. Я не считаю, что он раз хороший специалист, должен был быть уже состоятельным человеком. Но вот эта тема со сметой – просто нет слов! Он не разделяет удовольствие от работы и цель работы. Работа должна радовать человека, но клиент не за это тебе деньги платит. Но Босини пытался сделать идеальную для себя работу. То есть я хочу создать вот такой дом и буду его строить, не смотря на мнение того, кому за это платить. И хорошо еще у Сомса деньги были, а строй он менее богатому человеку, клиент остался бы с недостроенным домом.

И Босини, мне кажется, ведь понимает эту разницу, между богатым-не богатым клиентом, и пытается реализовать свои архитекторские амбиции за счет чужого большого состояния. Конечно, приятно строить из самого качественного и элитного материала, не заморачиваться над бюджетом.

Вывод: вроде обычные семейные передряги, аналогию которым каждый может найти в любое время и в любой социальной среде. При этом автор заставил невероятно сопереживать отрицательному, не первый взгляд, герою.

Комментарии


Да, книга замечательная. Вижу задела Вас она крепко. Меня тоже.


Да я просто усыпала страницы, где про Ирэн было, зубной крошкой пока читала! =)))


Понимаю)


Классная рецензия, я зачиталась) Ирэн бесит, да))


Спасибо. "Ирэн бесит" - это вечная тема =)))))))))


"а в том, что она не настояла на разводе, когда все поняла - что невыносимо, что сил дамских нет и т.п." - не было у нее таких прав, в те времена женщина не могла настаивать на разводе, тем более с таким консервативным мужем, как Сомс, юридически такое право было только у мужчины. Она могла бы пойти к мужу и попросить развода, но они были, во-первых, не в тех отношениях, чтобы развестись по-дружески, во-вторых, он бы все равно не дал ей развода.

Так что единственный вариант развестись был у Сомса, как только он узнал про измену Ирэн, но он этим шансом не воспользовался.

Нет в этой истории правых, как нет и виноватых. И меня Ирэн не бесит, она такая же жертва, как и Сомс, оба понаделали ошибок.


Ну не знаю, я не знаток юридических норм, но ведь после смерти Босини в Великобритании вряд ли поменялась юридическая база. Так что Ирэн при такой же юридической ситуации с разводами смогла уйти от ненавистного мужа, значит и до этого могла бы. У них ведь детей не было, ей не за что было бороться с мужем, ушла бы просто и все хотя бы (это уж точно было бы лучшим выходом, чем то, что в итоге получилось). Да и к Босини она уйти собиралась уже вроде, то есть как только у нее появлялась мощная мотивация она могла и делала без всякого дружеского одобрения мужа.

Даже в наше время можно увидеть такую ситуацию как кто-то из партнеров цепляется за свою пару. И всегда правильный выход для второй половины, если она не любит, как можно более четкое и даже жесткое отстранение. А Ирэн была нерешительна по свое натуре, по-моему она просто надеялась, что если она будет плыть по течению и то река ее вынесет куда-нибудь, где не очень плохо. Поэтому надо потерпеть. Но при этом она ведь Сомса постоянно провоцировала подсознательно, пытаясь вывести его на разрыв, чтобы он стал инициатором, чтобы оставаться лишь вроде как ведомой. Это не расчет с ее стороны, это у нее характер такой. И вот честно, я могу себе представить всю эту ситуацию сейчас в наше время с точно таким же развитием. Хотя развод сейчас и для девушек и для парней одинаково доступен. Сколько историй, когда девушек притесняют, бьют, оскорбляют мужья, а они терпят и не из-за юридической базы, а из-за склада характера. Обычно предпосылки к этому идут из детства, что и у Ирэн также заметно было.

Да Ирэн было гораздо тяжелее не только из-за права на развод, но и из-за того, что у нее для того, чтобы себя материально обеспечить было меньше возможностей, чем у современных девушек и усилий пришлось бы приложить больше, но ведь в итоге она все это сделала. Значит и до измены, изнасилования могла.


Могла, но все для нее шло терпимо. Изнасилование стало пусковым крючком, до этого Ирэн колебалась, "а не лучше ли терпеть", после этого поняла, что нет, не лучше, хотя до этого и Сомс вел себя корректно. А так мало ли как могло обернуться, мало там жен было втихую изменяющих мужьям? Может, вот так она надеялась прожить жизнь.

Ну и плюс вы не забывайте, уйти-то она ушла в результате, но за это лондонское общество ее подвергло остракизму, у нее не было друзей, она никуда не ходила, играла пианино да ездила в Париж, и устроилась она более-менее только благодаря наследству старого Джолиона.

Но это я все к тому, что я не понимаю, почему все так не любят Ирэн.


Поведение Ирэн то каким его видит читатель и как его преподносит автор вызывает у читателя диссонанс. Автор на словах идеализирует ее образ, хотя Ирэн совершает одну ошибку за другой: замужество, которое сломало жизнь не столько ей, сколько ее мужу; терпение этого замужества пока дело не дошло до крайности; измена; предательство дружбы с Джун; моральный шантаж сына. И между тем все эти уси-пуси-котятки-улыбочки-женский-идеал вот и бесит. Я не говорю, что Ирэн какая-то злая стерва, она красивая девушка со своими слабостями, но по ходу книги видно как за ее слабости расплачиваются другие. Вот и бесить начинает. Например, Энн никого так не бесит, хотя тоже положительная со всех сторон.

Я еще подумала вот о чем, Голсуорси писал героиню с жены своего брата своей любовницы Ады. А потом, когда Ада уже жила с ним, через много лет он влюбился в молодую танцовщицу Маргарет. И вот он из чувства долга остался с Адой, которая была ревнива и зависима от него. И, наверно, это чувствуется не только в том как Голсуорси описывает чувства сына Ирэн Джона по отношению к закидонам матери и то, что он выбирает долг и семью, а не Флер(об этом есть рецензия на этом сайте, но сейчас что-то не найду), но чувствуется его отношение к Аде подсознательное, что его все же раздражал этот идел Ада-Ирэн, не смотря на все словесные уверения. И автор специально или подсознательно передал читателю это внутреннее напряженное отношение к главной героине.


Про Ирэн поняла, как-то не думала я про нее с этой стороны, все-таки, мне кажется, она и сама порядком настрадалась от своих ошибок, но такая точка зрения тоже имеет место быть. Хотя я Ирэн я все-таки сочувствую.

Про ситуацию Ирэн, Джона и Флер согласна, что Ирэн поступила эгоистично, хотя с другой стороны, если подумать, поженись они, как бы проходила свадьба. Ведь в те времена должны были активно участвовать родители и той, и другой стороны, а они, Ирэн и Сомс, даже находиться рядом друг с другом не могли, и в последующий семейной жизни обязательны светские визиты, всяческие крещения детей и т.д. Как бы все это происходило при такой антипатии родителей тоже представить трудно, легкой бы их семейная жизнь не была. Поступка Ирэн это, тем не менее, не отменяет, но тяжело было всем и было бы всем, поступи Джон иначе.


Причем вроде и эгоистично и при этом "я не я, корова не моя". Понятно, что у них были бы сложные отношения. Но у кого в семьях тишь и идиллия? По-моему плохими отношениями между родителями мужа и жены и в то время, кого-то сложно было удивить.