Больше рецензий

octarinesky

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

15 октября 2013 г. 22:35

2K

3

Мы боролись полмесяца.
Нас было много: были я, Пип и его Большие Надежды.
Я жила с большими надеждами на эту книгу, с верой в то, что дальше будет лучше и увлекательнее, и, честно говоря, жила я с перерывами на другие романы. Пип и его надежды мотались со мной в университет, навязывали свое общество в троллейбусах, метро и даже на особо скучных парах (так, например, больше надежды Пипа совершенно разладили мои и без того сложные отношения с коллоидной химией).
Я говорила: "Нет, Пип, давай не сегодня. Слишком много дел".
Я говорила: "Пип, нам стоит провести некоторое время врозь, понимаешь, я нашла себе Алексея Константиновича Толстого на ближайшие дни".
Я говорила: "Пип, а давай как-нибудь поскорее закончим".
Я вздыхала и снова и снова возвращалась к нему, как к стервозным родственникам, которых вроде и любишь, а вроде бы и не отказался видеть только по праздникам.
Надежды Пипа по ходу повествования искалечили множество народа, в том числе и его самого. Кажется, мне тоже досталось. Потому что я не могла нормально жить, пока "Надежды" дамокловым мечом висели надо мной. Надо дочитать, думала я, я, которая вообще-то довольно легко откладывает книги до поры до времени, если они не идут. Надо продраться, решила я.
Самое странное, что мне даже вроде бы нравилось, но при этом желания просто сесть дома и спокойно почитать не возникало. Совсем.
Последнюю четверть я села дочитывать усилием воли, впрочем, под конец действительно стало чуть лучше.
Я не могу понять, в чем дело. Слог у Диккенса приятный, ирония его чудесна и уместна, но... Но почему-то совершенно не читается, хотя я люблю книги о взрослении и становлении характера.
Наверное, самым угнетающим было то, что главный герой добрые две трети... нет, три четверти... словом, в течение почти всего романа представляет собой человека неприятного и несколько отталкивающего. Не настолько, чтобы сказать "вот мудак" и дальше с удовольствием до конца книги ненавидеть его, а так, фоново неприятным, и поэтому никакого особого участия в его судьбе ты не принимаешь. И еще думаешь: и любовь к девушке у него какая-то странная, и свою семью он так легко предал и забыл, и вообще, это тряпка какая-то, а не человек.
Поэтому драма крушения его надежд не вызывает в тебе никаких особых эмоций. Вот просто - ничего. Иногда даже занимательно, думаешь ты, а потом вспоминаешь, что когда ты читаешь другие книги, то те как-то влияют на твое настроение, на восприятие жизни, хотя бы непосредственно в момент чтения. А тут - пустота.
Мне даже особо нечего сказать о героях, они или какие-то невыразительные, или неприятные, или жалкие, или вроде как комичные, но по сути своей все равно жалкие. Все твердят о том, как глубоко мистер Диккенс заглядывает в человеческую душу, но я, увы, глубины не увидела. Разве что старина Джо меня неизменно радовал, но этого слишком мало для таких больших надежд.
Сюжет же, вроде как содержащий загадку, увы, оказался очевиден практически сразу. И все неожиданные выверты никак не задевали - слишком много намеков. Но я рада, что для Пипа все кончилось гораздо лучше, чем могло бы.
В итоге, вроде бы все неплохо, а в сумме - не читается, увы.

Комментарии


А я прочитала "залпом", и очень рада за счастливый конец для главных героев. Книга кажется мне очень жизненной, но, конечно, она - для юношества, когда теория морали при становлении характера еще может на этот последний повлиять. Во взрослом состоянии сама жизнь уже выковывает определенный твердый образец, и, конечно, проза Диккенса становится, в лучшем случае, просто милой сказкой.


Она жизненная, не спорю. Но я не считаю, что в восемнадцать лет становление уже произошло, так что я тоже как бы не старухой читала. Просто как-то слишком резко меняются иногда его взгляды. Ну вот его отношение к Абелю - когда он понял, чей он отец, то вдруг резко взял и изменил его. Это тоже не в его пользу.


Так ведь и герои там - не Герои, а обычные люди со своими недостатками, какие-то они исправляют, какие-то остаются. Просто им повезло, что в результате всех больших надежд они-таки приплыли к тихой гавани, при этом, конечно, ничем героическим на свою судьбу не повлияв. В жизни таким милым персонажам не так везет, потому что для исполнения Больших Надежд быть милым и добрым -этого, к сожалению, недостаточно)


Нет, я была искренне рада, что все в целом кончилось очень неплохо. И мне очень понравилось, как мисс Хэвишем осознала свою ошибку, вот это было очень хорошо и правильно, но ее персонаж вообще оказался одним из самых верибельных и интересных, на мой взгляд. Потому что тот же Герберт - он мил, но не вызывает ничего, кроме симпатии.

милым и добрым


Это Вы Пипа милым и добрым считаете?
На самом деле мне очень интересно, потому что куда ни глянь - все в восторге от книги. Вот серьезно, все. Я из любопытства пролистала все рецензии и нашла, по-моему, только одну отрицательную. И я действительно не могу понять, чем же книга так всех цепляет :с Я действительно очень ждала, когда же у меня дойдут до нее руки, и открывала с предвкушением... увы, не сложилось.
Потому что она, вообще-то, должна была понравиться - и британских писателей я в целом люблю, и "Оливера Твиста" я когда-то читала, сгрызая локти от восторга, да и тему взросления в литературе я люблю. И вот упорно не понимаю, что же не так.


Меня она не "цепляла", просто нравилось неспешное, почти лиричное повествование на , как Вы правильно отметили, "тему взросления". Нравственность всегда прекрасна, как при ярком развитии характеров и динамичном сюжете, так и для стадии постепенного роста и выбора. И здесь как раз показано, что несмотря на многообещающую завязку, когда кажется, что прелюдия вот-вот закончится и начнется настоящая жизнь, в которой зло сильно, жестоко и неумолимо, и непонятно, как же в целом полжительные,но отнюдь не "зубастые" герои будут этому противостоять, Диккенс говорит читателю -а вот и не потребовался надлом, герои могут остаться хорошими, не платя цену истинных страданий и борьбы. Они как бы возвращаются к тому хорошему, что могло бы быть сразу, но произошло в конце книги, сделав всю прелюдию так и оставшейся просто "куском жизни" героев. Может показаться, что "ружье висело на стене и так и не выстрелило", но ведь нам нравятся не только целостные композиции в искусстве, но и фрагменты мозаик, отрывки писем, наброски рикунсков, в которых своя неброская красота, пусть без ярких переживаний, зато с неспешной гармонией стиля и настроений, событий и их осмысления. Можно процитировать: "обычный человек взвешивает, что можно уважать, а что - любить. Духовный человек, не задумываясь, любит все, что достойно уважения". Конечно, духовность - очень сильное слово, но лично мне кажется, книга достойная:)))


Спасибо большое за такой подробный ответ, и вообще за то, что не сказали просто "а вы не правы" и прошли мимо, а решили поговорить :)
Вот сейчас прошло какое-то время (а взгляд "издалека" - он все же немного иной), и в лиричности и неспешности повествования я книге, конечно, отказать не могу. Но выстрела ружья, я, конечно, ждала - на то они и большие надежды.
Книга достойная, но отношение к ней сложилось все же нейтральное - она хороша, но не запала в душу и ничего во мне не перепахала.


Прочитала о Вашей борьбе с книгой в полмесяца и вспомнила свои очень похожие впечатления. Мы тоже с этой книгой жили если не в борьбе, то в постоянном недовольстве друг другом. Я действительно ожидала наверно чего-то большего… Давно собиралась прочитать эту книгу, т.к. во многих произведениях на нее есть ссылки прямо или косвенно. Вот и захотелось узнать, что же это за волшебная книга, которую, например, главный герой романа «Правила Дома сидра» читал и перечитывал всю жизнь…
И про дочитывать что называется усилием воли, как это мне знакомо : ) Не могу сказать, что главный герой «создал впечатление человека отталкивающего». Он просто не оставил никакого впечатления… И как он со своей семьей, это вообще из ряда вон выходящее… это же близкие люди!
В общем, я поняла, что это не моя книга. Теперь просто боюсь подступиться к Диккенсу, а так хотелось. Думаю, спустя некоторое время все-таки еще попробую.
И спасибо за отзыв! Так совпал с моими впечатлениями, эмоциями : )


Это была не то что бы борьба, но несколько тягостное сосуществование (причем тягостное уже во второй половине, начало я отмахала бодро). И да, редко приходится прикладывать усилие, чтобы дочитать, а тут вот - чуть ли не впервые за год. Но тоже своеобразный опыт, согласитесь.
Ну, иногда меня Пип раздражал. Своим отношением к Джо, тем, как он легко прогибается под общественное мнение... много чем, у него много именно что некрасивых поступков.
А Диккенса я точно еще попробую, но позже, и что-то более ироничное :)
И я рада, что все же есть люди, которые могут сказать, что у них тоже были проблемы со всеми любимой книгой, иначе чувствуешь себя каким-то отщепенцем.


Вот-вот! И я рада, как это ни печально наверно... по отношению к книге. Но тоже не могла понять всеобщих восторгов. А тут прочитала и облегченно вздохнула, не одна я такая. А отзыв замечательный, читается очень забавно! Спасибо!


Вам спасибо)
И да, мне тоже жаль, что не получается разделить всеобщих восторгов.


История Пипа жизненна, да. Но бесконечные нахождения потерянных родственников в финале очень сильно напоминало индийский фильм
Тоже долго боролась с книгой:-)


Ага, вот эти внезапные родственные связи в конце тоже навели на мысль об индийских мелодрамах. Это не есть плохо, но вот как только мне под конец начало нравиться, тут случилась эта лавина непредсказуемых открытий, к которым читателя готовили страниц по двадцать, хотя ясно становилось, увы, почти сразу.
Без этих вывертов бы мне, наверное, понравилось больше.


Вообще, не разобрался до конца с Диккенсом, хотя читаю его постоянно. В один ряд с Гюго его не ставлю, богатство языка Диккенса не сравнимо ни с чем, но не находите ли вы в нем той же основы, про которую я писал в комментарии о Гюго?


Я у Диккенса еще читала только "Оливера Твиста", но вот там как вытащила утром на даче из собрания сочинений, так и просидела до конца. Там, правда, куда больший налет несерьезности и чуть ли не стеба над обществом, попечителями и благодеятелями, и это так меня тогда поразило - я-то с детства верила, что это такой замшелый серьезный дядька, а он вон как!
По-моему, в случае с "Надеждами" у меня был дурной перевод: было очень похоже на то, чего я как раз боялась раньше.
У Диккенса тоже много СТРАДАНИЙ, вот прямо так, и в чем-то они с Гюго схожи, но у него герои неидеальны, они часто принимают неверные решения, ведут себя некрасиво - словом, они гораздо живее и правдоподобнее.


В детстве и правда ни одного Диккенса не одолел, хотя яркие обложки и названия произведений притягивали. Но и Копперфильд, и Пип остались недочитанными. "Оливера Твиста" же одолел, из чего сделал вывод, что произведение это более детское. Диккенса причислил в английскому Достоевскому, но теперь меня одолевают сомнения. Впрочем, если он Гюг, то Гюг очаровательный


Я в детстве и не пыталась - много раз слышала, что это невозможно. Наверное, и к лучшему, что не пыталась, потому что сейчас после относительно неудачной попытки хочется попробовать еще раз, а не бросить.

Гюг, то Гюг очаровательный


Что это, Бэрримор? Неужто соционика?
Если чисто с писательской точки зрения, то Диккенса можно сравнивать с обоими, и небезуспешно. Но у него нет такого количества нравственно-моральных страданий, как у Гюго, и это к лучшему.


Он просто лучше воспитан. В соционическом плане Гюги - это не те люди, к которым я питаю теплые чувства. Но в классической литературе есть множество различных достоинств, поэтому вешать ярлыки бессмысленно. Тем не менее, если тип близок, то автора проще записать в любимые. А уж читается он вообще на ура. К счастью, авторов-гюгов не так и много. Сидеть и писать - это не их конек


Вот на что я почти ноль в соционике, но даже я знаю, что Гюги мне не близки никак (ни одному из тех двух типов, в которые меня типирует с переменным успехом), и этим себя иногда успокаиваю: что нравится многим, может быть просто не твоей идеей/формой подачи/взглядом на мир.
Зато уж если сядут писать, то их не остановишь.


Да, это такая форма отношения к времени. Либо носиться - суетиться, либо в другой крайности - посвятить тягучести всю жизнь. Суть, собственно, не в этом - основное - кому-то гюговские ценности важны, а кому-то параллельны. Но если быть заранее подготовленным, то и у чуждого автора можно найти положительные стороны. Читая в недавнем времени "Собор", я основное внимание уделил прекрасной атмосфере романа. Чего не скажешь об "Отверженных", ибо книгу я готов был покусать, так как не представлял, что столкнусь с подобным идиотизмом


Я как раз была готова к тягомотности "Отверженных" - знала, что меня ждут и ватерлоо, и гамены, и два пассажа про монастыри, и восприняла это словоблудие (потому что когда лирическое отступление занимает по девять-пятнадцать глав, иначе не назовешь) как нечто неизбежное. И даже умудрилась получить некоторое удовольствие от того же Ватерлоо - заткнула дыру в знании истории. Его любви к Парижу там тоже наелась за полсотни страниц, и поэтому целый Нотр-дам на ту же тему уже перебор.


Ох, не ужели я не одна такая, кого этот роман Диккенса не впечатлил. Подписываюсь под каждым Вашим словом и думаю над тем, что мне писать в рецензии. Не писать не могу, потому что читала в рамках игры в классики. А писать, по большому счету, мне нечего. Да и Вы все сказали за меня. ))


Абсолютно солидарна с Вами. Книга показалась какой-то не трогающей струны души. Почему-то даже не жалко героев, а обычно я всех жалею. Читала роман с трудом, словно выполняю что-то для галочки. Мне хотелось, чтобы каждый персонаж осознал все причины и последствия своих действий, а не только полубезумная аристократка.