Больше рецензий

13 октября 2013 г. 20:28

386

4

Эта книга может стать настольной для того, кто хочет привнести больше творчества в свою жизнь, – сказано в аннотации. Возможно, так и будет, если относится к книге вовсе не критично, а воспринимать её [и автора]
как истину в последней инстанции. Я же воспринимала её как способ взглянуть на иной мир, мир восточного менталитета, миросозерцания, отчасти восточной философии.
Книга эта не была написана на бумаге, она – плод импровизированных бесед и выступление Ошо перед разными аудиториями, что сказывается на стилистике книги: разговорные интонации, некоторые самоповторы, не все мысли додуманы и доведены до логического завершения.
Несколько ценных [и не всегда, скажем прямо, - новых] идей в книге есть.

1. Ошо убеждён, что творческими способностями обладает каждый человек, Но творчество – это не обязательно только сочинение стихов, музыки и т.д. «Творчество значит наслаждаться любой работой как медитацией; делать любую работу с глубокой любовью».

Дальше...

2. Чтобы стать творческим – нужно расслабиться, стать «полым бамбуком» и тогда в тебя сможет войти божественное, так как расслабленный человек свободен от одержимости быть ежесекундно чем-то занятым, у него начинает накапливаться энергия.

«Если происходит деятельность, ты не можешь расслабиться. Как тебе расслабиться? - потому что это навязчивая потребность, ты хочешь делать что-то, все равно что. В мире есть дураки, которые продолжают говорить: "Что-то делать лучше, чем ничего". И есть круглые дураки, которые создали всемирную поговорку: "Пустой ум - мастерская дьявола". Это не так! Пустой ум - мастерская Бога. Пустой ум - это самое прекрасное на свете, чистейшее, потому что как может пустой ум быть мастерской дьявола? Дьявол не может войти в пустой ум, невозможно! Дьявол может войти только в ум, одержимый деятельностью, - тогда дьявол может взять тебя под контроль, может показать способы и средства, быть более деятельным.
Дьявол никогда не говорит: "Расслабься!" Он говорит: "Почему ты тратишь время попусту? Сделай что-то, парень, живее! Жизнь проходит, сделай что-то!" А все великие учителя, учителя, пробужденные к истине жизни, осознали, что пустой ум дает пространство, в котором в тебя может войти божественное.

Дьявол может воспользоваться деятельностью, не пустым умом. Как дьяволу воспользоваться пустым умом?

Он не посмеет приблизиться, потому что пустота просто убьет его. Но если ты полон глубокого, безумного позыва к активности, дьявол возьмет тебя под контроль. Тогда он будет направлять тебя - тогда он будет единственным проводником.

Мне хотелось бы вам сказать, что эта поговорка абсолютно неправильна. Наверное, ее предложил сам дьявол.

Одержимость деятельностью нужно наблюдать. И тебе придется наблюдать ее в собственной жизни, потому что все, что я говорю, не будет иметь большого смысла, если ты не видишь сам, что твоя деятельность неуместна, не нужна. Зачем тогда ты это делаешь?»



Убеждённость в божественной сути любого творчества, позволяет Ошо утверждать, что человек – лишь инструмент, про помощи которого творит Бог, человек – лишь проводник, что не сам он творит, а лишь «записывает» то, что ему надиктовано свыше. В качестве одного из примеров приводит Колриджа:

«Когда великий поэт Кольридж умер, он оставил неоконченными тысячи стихотворений. Много раз в его жизни его спрашивали; "Почему ты не закончишь эти стихотворения?" - потому что в некоторых стихотворениях не хватало только одной или двух строк. "Почему ты их не закончишь?"

И он говорил: "Не могу. Я пытался, но когда я заканчиваю, что-то не так, что-то не в порядке. Мои строки никогда не бывают сонастроенными с тем, что прошло через меня. Они остаются преградой, камнем, который преграждает поток. Поэтому я должен ждать. Что бы ни текло через меня, когда он снова начнет течь и закончит эти стихотворения, они будут окончены, не раньше".

Он закончил лишь несколько стихотворений. Но в них есть великая красота, великий мистический аромат.
Так было всегда: поэт исчезает, лишь тогда есть творчество. Он одержим. Да, вот нужное слово: одержим. Быть одержимым Богом - вот что такое творчество».



Творчество «это значит позволить чему-то случиться через тебя», «Уступить силе, которая не твоя, сдаться силе, что за пределами тебя – и есть творчество
Пишет Ошо и о тех причинах, которые творчеству мешают: стеснительность [ибо стеснительный человек теряет способность делиться, а жить – это значит делиться], перфекционизм [так как эго думает не о совершенстве своего творения, а о популярности], интеллект [Ошо противопоставляет интеллект – нечто заученное, затверженное, мёртвое – разуму: живому, спонтанно реагирующему на сиюминутные жизненные потребности], верование и игра славы.
И есть четыре ключа, помогающие стать творческим человеком: снова стань ребёнком [«Стань ребенком, и ты снова станешь творческим. Все дети - творческие. Для творчества нужна свобода - свобода от ума, свобода от знания, свобода от предрассудков. Творческий человек - это тот, кто может попробовать новое. Творческий человек - это не робот. Роботы никогда не творческие, они повторяются. Станьте снова детьми»], будь готов Учиться, найди нирвану в обычном [«Если ты понимаешь, что бы ты ни делал - приготовление пищи, уборка... Жизнь состоит из мелочей; просто твое эго продолжает говорить, что это мелочи. Тебе хочется делать великие вещи - великую поэзию. Тебе хочется стать Шекспиром, Калидасом или Милтоном. Именно твое эго создает проблему. Отбрось эго, и все станет творческим» ибо « Жизнь состоит из мелочей. Они становятся великими, если ты любишь»] и будь мечтателем, потому что сны и мечты творческого человека обогащают мир.

Небесполезная и весьма познавательная книга, наполненная дзенскими притчами, анекдотами из жизни великих людей, парадоксальными выводами. Она даёт возможность и повод задуматься о соей жизни, о том, зачем ты занимаешься той или иной деятельностью, так ли уж она важна для тебя, а если важна, то почему. И если то, чем ты занят, не приносит тебе удовольствия, стоит задуматься: а в этом ли смысл твоей жизни?Дальше...