Больше рецензий

majestic87

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 сентября 2013 г. 04:02

1K

5

Невероятная книга. Её сложно сравнивать с основной массой литературы о школе и школьниках. Слишком много слишком разного есть в этой книге.
15 девочек-десятиклассниц: выпускницы, ещё не взрослые девушки, но уже не маленькие девочки. 15 разных характеров. Радости, волнения, проблемы, дружба, первая влюблённость, поиски ответов на вечные вопросы, решение неразрешимых задач. Горячие, пылкие, честные, открытые, гордые, ищущие, ошибающиеся, прощающие, великодушные, меняющиеся… Взаимоотношения внутри коллектива, отношения с учителями, жизнь вне школы… Как ярко, как точно, как глубоко всё это описано! Каждый герой в книге – разносторонне выведенная личность. Мы встречаем девочек не только на уроках или в школьных коридорах, но и на улице, на катке, дома. Мы видим каждую из них и в школе, и в семье. Разные семьи – разные судьбы. Первые, тяжёлые, послевоенные годы. Они сталкиваются с житейскими проблемами, они не боятся трудностей, они веселятся и плачут, ошибаются и находят смелость извиниться. Они совсем ещё дети, но уже такие взрослые. Они все такие разные, но находятся в равных условиях: будто одновременно у финишной и стартовой черты – в выпускном классе школы. Среди 15-ти девушек практически нельзя выделить "главных" и "второстепенных" героев книги. Конечно, одним уделяется чуть больше внимания, другим чуть меньше, но обуславливается это скорее разностью их характеров. Более того, автор на протяжении повествования сталкивает девочек в самых неожиданных комбинациях. Сравнивает, показывает разные грани, но никогда не противопоставляет одну другой. Здесь нет резко отрицательных и сахарно-положительных персонажей.
Как можно думать о них, как о героинях книги?! Настолько это живые персонажи! Настолько пОлно, многогранно прописаны их характеры, манеры, привычки, переживания!..
Кроме учениц, в школе мы, разумеется, видим и учителей. Но и с учителями ситуация ровно та же! Учителя в классе, учителя в учительской, учителя дома в семейном кругу. Каждый из них – живой человек. Они обладают самыми разными достоинствами, недостатками, слабостями, убеждениями, но среди них нет однобоких, шаблонных персонажей.
Невзирая на название книги и на то, что второстепенных героев здесь крайне мало, я бы выделила двух основных главных героев: Константина Семёновича – нового учителя литературы, Учителя с большой буквы, и десятый класс: не каждую из 15-ти девушек, а именно коллектив 10-го класса. Эти два персонажа и играют главную роль в книге. Влияют друг на друга и на окружающих, меняются, взаимодействуют.

Кажется, я сейчас могу очень и очень долго расписывать достоинства книги, актуальность поставленных вопросов, развитие и изменение отдельных героев, педагогические решения, приёмы, затрагиваемые проблемы воспитания, образования, педагогики вцелом… Могу говорить о том, что книга эта о личном и общественном долге, об ответственности, о взаимопонимании… Восхищаться или смущаться, узнавая поступки, мысли, переживания свои или кого-то из знакомых в каждой десятикласснице…
Но хочу сказать одну простую вещь.
Книга эта должна быть настольной для учителей. Или для людей, по тем или иным причинам занимающихся вопросами воспитания, образования детей. Как бы пафосно оно ни звучало, но эта, казалось бы, подростковая книга о школьницах содержит в себе невероятное количество ответов на самые-самые разные вопросы.

Всё!! Долой пафос и умствования, портящие всё впечатление о прекрасной книге!
Просто берите, читайте, погружайтесь в богатый мир таких разных семнадцатилетних девушек! Встреча с новым учителем, новогодний бал, ликование от самостоятельно преодолённых трудностей, катание на коньках, вечерний Ленинград, розыгрыш на маскараде, дружеские шутки и дружеская поддержка, тетрадка по тригонометрии, взятая вместо текста ответственного доклада... и даже одна перевоспитавшаяся учительница - всё это вам обеспечено!

Ассоциативно-эмоционально

Комментарии


Одна из любимых книг!


Я Вас понимаю!:)
А "Нового директора" читали?


Я хоть и не учитель, но прочитать захотелось :-)


Очень рада! Правда))


"Новый директор" уже не производит такого впечатления. "Семнадцатилетних" читала очень-очень давно, школьницей, перечитывала уже будучи в более, чем просто зрелом возрасте. И тогда, и сейчас - с удовольствием. С неменьшим удовольствием прочла Вашу рецензию. Подкупает искренность, объективность и отсутствие желания смотреть на ту эпоху через призму легкого презрения, несмотря на Вашу молодость. Ведь "советское" теперь не значит - отличное


Да, "Семнадцатилетние" сильнее. Ярче, объёмнее. "Новый директор" где-то на грани утопии. Как бы хорошо было бы если бы было бы так бы...
Спасибо за тёплые слова. Почему же я должна с презрением смотреть на хорошее? Как можно отрицать всё положительное, что было? Тем более, образование, тем более, книги. Возможно, мне в школьные годы не хватало чего-то подобного: понимания, ради чего; какой-то цементирующей идеи; какого-то чувства горения.


Дело в том, что на ЛЛ я по возрасту - динозавр и с горечью замечаю (часто совсем незаслуженно) малопочтительные реверансы в сторону литературы советского времени. Да, конечно, конъюнктурщины писалось много. Но ведь с высоты птичьего полета из 21 века очень легко рассуждать. А насчет цементирующей идеи: не было ее, просто были человеческие неравнодушные взаимоотношения, которые очень ценились. Нас тянуло в школу лет 25 после выпуска, более того, наш выпуск недавно дружно отмечал 45-летие с совсем, к великому сожалению, малочисленными остатками учителей.


А я думаю, что мы, с высоты двадцать первого века, как раз таки не имеем права судить. Потому что не жили в ту эпоху. А только стараться понять.
И что же теперь, отказываться, вычёркивать всю литературу, все произведения, созданные с 1917 по 1991?..
Подумалось. Если Вы (такой динозавр:))) всё-таки здесь, на LL, то, наверное, ещё не всё у нас потеряно!


Спасибо.


Читала дважды. Первый раз мне читала бабушка, я была младшей школьницей. Потом ещё несколько лет играла в семнадцатилетних и на всю жизнь, наверное, запомнила имена и фамилии всех девочек. Перечитывала на третьем курсе педина и видела в деле концепции и приёмы, которые мы проходили в теории. Книга очень живая, все персонажи настоящие, запоминающиеся. Очень ещё в момент первого прочтения понравилось сопоставление дружбы и любви. Я имею в виду момент, когда Света и Лида влюбились в одного молодого человека, но не поссорились, потому что любовь - это чувство и не зависит от человека и дружба тут не при чём. Ведь никакой стервозности! Вообще, люблю советские книги о школе, потому что в них описывается дружба так, как я её понимаю, а может быть и понимаю её так, потому что выросла на этих книгах.
Зы.: А теперь все включили фантазию и дружно представили себе о чём была бы современная книга с аналогичным названием:)))


Ой нет! Не надо пожалуйста включать в эту сторону фантазию!!!:))) Мало того, что легко представить, что именно пряталось бы под подобным названием, так ещё так же легко перефантазировать данный сюжет на современный лад - и это ужасно! Тут уж точно никаких идеалов дружбы, никакой дружбы после влюблённости в одного мальчика и т.д. :) Лида и Нина Косинская были бы мажорными девачками, Тамара курила бы по подъездам, Валя... Так, нет, я сама просила не включать фантазию!:)))


У меня она давно закачанная, все никак не могу добраться. Спасибо за отличный отзыв! Надеюсь, теперь потороплюсь с чтением!