Больше рецензий

25 сентября 2013 г. 21:44

303

Знаете... я ведь очень люблю Ольгу Арефьеву. Раньше была безумным фанатом, но теперь просто люблю, как необходимую составляющую моего миросозерцания и культурного становления. Самая живая, самая артистичная, многоликая, прекрасная, умопомрачительнейшая - это всё она, Арефьева. Я знаю наизусть многие её песни, а некоторые цитаты из них стали моим гимном по жизни. Я зачитала до дыр "Одностишийа" и надеялась повторить то же самое с "Ефросинией"...
...и, увы, второй раз так не выйдет.
Поймите меня правильно: стиль у Арефьевой потрясающий. Она, как Цветаева, замечательно владеет звукописью, только в прозе - во многом потому, что Арефьева в первую очередь поэт и музыкант. Вязь её слов тянется в причудливые узоры и создаёт невероятные картины, часть из которых атмосферно копирует её песню (вплоть до используемых образов, мотивов и даже выражений), а часть придумываются на ходу. Это совершенно потрясающе и напоминает арт-хаусный мультфильм - в лучшем смысле этого слова: эта книга столь же причудлива, столь же непостоянна и многолика...
Но в ней слишком много Арефьевой.
Её всегда было очень много, но в песнях этого не ощущается: это нормально, когда в стихах один и тот же лирический герой, потому что стихи выражают душевное состояние, эмоции, порывы автора. За счёт небольшого размера (всё равно стих всегда меньше, чем прозаическое произведение, иначе это уже не стих) они выдаются в концентрированном виде, и именно это порождает в слушателях и/или читателях эмоции. Но то, что приемлемо в песне и стихотворении, в прозаической форме становится самолюбованием. Да, Арефьева честно предупредила об этом в предисловии, что каждый персонаж книги - это она сама, но ведь она - не только персонажи. Она каждая буква "Ефросинии", каждое выражение, каждый образ. Это могло бы стать художественной атрибутикой, но в случае с "Ефросинией" кажется мегаломанией. Чувство дежа вю не отпускает ни на секунду: несмотря на классные новые образы, по сути, эта книга - художественный сборник клипов, которые никогда не были сняты. Даже существующие арефьевские клипы чем-то похожи друг на друга, а здесь каждый отрывок и вовсе идентичен предыдущему - пусть только лишь по настроению и используемым художественным методам, но всё-таки.

В общем, с одной стороны, это прекрасная книга, с другой - даже когда автор честно признается в бесконечном самолюбовании, он не становится от этого менее самолюбующимся.
А вообще - идеально "Смерть Ефросинии Прекрасной" описывает вот этот отрывок, представляющий Иеронима Инфаркта, очередную инкарнацию Ольги Арефьевой в книге: "Уверенный, что мир думает только о нём, он писал мемуары с самого детства. Мемуары были озаглавлены "Я сам". Они были исполнены витиеватыми вензелями и иллюстрированы открытками к текущему празднику".
Если бы я немного больше любила самовлюбленных авторов, то непременно бы оценила. А так - увы, только музыка.