Больше рецензий

24 сентября 2013 г. 00:42

278

4

Подзаголовок "Семейный портрет на фоне горящего дома" точно отражает содержание: это именно семейный портрет, здесь почти нет политики, разве что в самом конце, уже на баррикадах. Нет выводов о том "кто виноват?" и даже симпатии автора кажутся не до конца очевидными.

В семье главного героя причиной разлада стала не политика, а внутренние проблемы, старые обиды и кризис среднего возраста.

На мой взгляд, автору удалось передать настроение времени конца 80-х - начала 90-х с "духовными метаниями" от эзотерических практик до крещения у о. Александра Меня, с неопределенностью и безденежьем.

Мне кажется, Сергею Шаргунову удалось показать бессмысленность и беспощадность той гражданской войны, когда вожди с обеих сторон (которые, кстати, все до единого выжили и даже продолжили политическую карьеру), использовали своих сторонников-идеалистов для достижения своих амбициозных целей. Таким идеалистом был и главный герой Виктор Брянцев, свято веривший, что вот сейчас будет взято Останкино, всем им дадут эфир и наступит победа, мир и счастье.

Думаю, очень важно, что герой романа принадлежал к защитникам Верховного Совета, что сторонники обеих сил показаны в первую очередь простыми людьми, а не кровожадными боевиками из официальных репортажей. И здесь, и там, молодежь с гитарами поет вечные песни. И в момент истины, под прицелом снайпера, они вытаскивают друг друга.
И у тех, и у других была своя правда, но истине в этом споре не суждено было родиться.

Симпатии автора лично мне до конца не ясны, хотя в таких моментах как например описание доставки еды из макдональдса к Моссовету для "гайдаровцев", чувствуется насмешка, если даже не презрение, и похоже, что автор все же на стороне мятежников.

Примирение Виктора с женой в финале символично и дает надежду на то, что "всё будет хорошо".