Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 сентября 2013 г. 02:22

209

5

«До сих пор не существует ни одной хорошей биографии хорошего романиста. Таковой и быть не может. В нем слишком много личностей, если он действительно хороший». – Ф. Скотт Фицджеральд.

Питер Конради привел слова Ф.С.Фицджеральда почти в самом конце своей книги о жизни Айрис Мердок.

101.jpgКонради работал над биографией А.М. в общей сложности около 20 лет. Он знал ее лично с 1981 года, они дружили до самой ее смерти в феврале 1999-го. А мне остается лишь пенять на себя, что увлеклась творчеством Мердок поздно, слишком поздно хотя бы даже ради того, чтобы застать ее, живую, например, на встрече с читателями. Зато, когда 2 года назад я открыла наугад один из ее романов, то поняла, что мое увлечение ее творчеством будет долгим. И тогда же я начала читать ее биографию. Более того, я стала ее конспектировать (о чем уже писала здесь). Можно было бы прочесть всю книгу сразу, а потом возвращаться по мере углубления в детали, но в течение двух лет я читала параллельно своим конспектам. И только сейчас решила все же последние несколько глав дочитать (конспекты пока не закончены, но все есть в моем ЖЖ, в свободном доступе).

Кто-то из моих знакомых осторожно пошутил: смотри, мол, ты там безвозмездно кропаешь про свою Мердок уже не один год, а кто-нибудь да на их основе уже, поди, диссеры пишет. А я думаю: пусть люди пишут себе эти диссеры, жалко что ли… Надеюсь, они упомянут источник, в научных работах библиографию нужно указывать обязательно, хотя отдельные биографы (или даже авторы статей — и в бумажных сборниках, и в интернете) почему-то очень часто об этом забывают. Кстати, Питер Конради сам ни одного источника не пропустил: библиография занимает 15 страниц в его книге, ссылки на цитирование — 60 страниц.

Но я не поэтому не соглашусь с приведенной выше фразой Ф.С. Фицджеральда по отношению к биографии, написанной П. Конради, хотя очень, очень ценю и такое его уважение ко всем участникам, и его скрупулезность. Я считаю, что он написал просто замечательную биографию о замечательном романисте — одной из лучших писательниц 20-го века. Другой стоящей биографии А.М. нет ни у кого, хотя попытки были у А.Н. Уилсона, например. Антония Байетт анализировала творчество Мердок, Дэвид Морган писал о ней в мемуарах, и Элиас Канетти писал, и, конечно же, Джон Бэйли. Но без колоссального труда Конради все остальные свидетельства предоставляли бы впечатления о жизни А.М. весьма противоречивые: жертва Альцгеймера, не лишенная некой дурной славы. Конради рассказал всю жизнь Айрис, с начала и до конца, без предвзятости, но и без рвения «набить морды врагам» — он это сделал, как храбрый и праведный адвокат и как настоящий друг — с нескрываемой безусловной любовью. Я очень рекомендую читать эту книгу всем фанатам Айрис Мердок (конечно, если есть возможность читать на английском, перевода, к сожалению, нет).

А пока (для тех, кто эту книгу еще не прочел) отгадка на вопрос: что написала А.М. в своем дневнике после обеда в Букингемском дворце?

Что?..

Она написала лишь одно слово: “Corgies!”

Кстати, этот вариант угадали два человека. Про себя я честно скажу: не читая биографии Мердок, угадала бы вряд ли. Поэтому у меня подозрение к двум отгадавшим: вы либо читали книгу Конради, либо понимаете Айрис и разбираетесь в ее творчестве уж никак не хуже меня (и потому давайте же срочно познакомимся, у нас с вами много общего!) Либо вы просто умнее меня (что само по себе и не удивительно).

Комментарии


порода собак?


Да! Это любимая порода Елизаветы Второй! У нее их всегда не меньше двух. Ее даже граффити на стенах изображают с корги собакой.
Я тут года четыре увлекалась хендлингом - сама выводила свою собаку в ринг на собачьих выставках, так вот, в последние годы во всем мире резко возрос спрос на породу корги, не без влияния королевской семьи, полагаю, невольного.
Разговаривала с заводчиком, собака серьезная, говорит, интеллект потрясающий, темперамент умеренный.
А мать Елизаветы любила кингчарльзспаниелей, они довольно популярны в Англии и сейчас, встречала довольно часто там. Но они диванные собачки-лапочки.
А ведь у Айрис если не в каждой книге собака один из героев, то во многих.


Все верно, спасибо за исчерпывающий комментарий. А что касается собак в творчестве Мердок, то только по этой теме можно целую диссертацию написать. )) Кстати, писали. Есть научное исследование у Мэри Мидгли - "Beast and Man", написанное в 1979-м, на которое А.М. писала рекомендацию. Мидгли выступала (с этой или параллельной темой, по-видимому) на конференциях по творчеству Мердок (в университете Чикаго в 1994-м) и/или в 2001-м в Род-Айленд.


я читала только одну книгу
единорог
собаки если и были, то фоном вроде


В "Святой и греховной машине любви"- целая свора собак, "Зеленом рыцаре"- сеттер кажется, "Ученик философа"- японский хин, первое что вспомнилось))
В остальных не так явно.


А в "Зеленом рыцаре" не колли разве? Я еще не прочитала его, но точно знаю, что у собаки "Зеленого рыцаря" был прототип - вот этот самый пес Клауди, который сидит у Айрис на коленях на фотографии. Хозяином пса был партнер Питера Конради - Джим О'Нил.


Помню, что собака была серебристая и хорошо бегала)). Посмотрела - колли. А на фотографии надпись, что это уэльская пастушья, наверное это колли и есть.


Не очень хорошо разбираюсь в породах собак, но чисто поверхностно могу сказать, что породы, которые в Британии называются разными вариантами "shipdog" (пастушья), лет 20 назад в России назывались "колли". Сейчас не знаю, как они там называются, возможно, тоже появились вариации.


Да, колли. Уточнила у своих собачников))
Знаете, что мне в голову пришло? У собачников есть черта - формировать впечатление о человеке на основании того, какой породы у него собака. Даже сейчас, спросила, а они мне встречный вопрос - а у кого колли? Так как все разные и по интеллекту, и темпераменту, и степени привязанности к хозяину, пр. Все равно люди подбирают себе друга, похожего на него самого. Сама часто наблюдала на выставках - у лаек один типаж, у лабрадоров другой, у французских бульдогов третий... И иногда ловлю себя на мысли, что интересуюсь породой собаки, принадлежащей собеседнику и задумываюсь - ааа, таксоман значит... Так и она, посетила дворец, и как собачница увидела - корги! Понятно...
Это меня понесло думать на эту тему)))


Очень хорошо! Продолжайте думать. Так что, может, вы и напишите эту работу по собакам в творчестве Мердок, почему нет? Полезно было бы.

Колли (который на фотографии, его звали Клауди, т.е. "Облачный" по-русски) принадлежал Джиму О'Нилу, партнеру Питера Конради (который написал биографию Мердок). Ну, это к тому, если опять кто-нибудь из собачников спросит. )) В принципе, можно было бы сказать, что Клауди был их общим псом, они же вместе жили (и живут до сих пор, если не ошибаюсь), однако Конради настаивал почему-то, что хозяин Клауди - Джим.


Ещё в "Монахинях и солдатах" был ключевой эпизод с собакой в реке. И в романе "О приятных и праведных" был пёс, с которым тоже было много чего связано. Породы, увы, уже не помню.
А в "Зелёном рыцаре" меня собачья линия просто до слёз пробрала.


Так они нигде и не играют главной роли вроде. Хотя не знаю пока насчет "Зеленого рыцаря", не дошла до него еще. "Единорог" - один из самых метафорических романов Мердок, и у собаки (его там зовут Тадж) тоже роль очень метафорическая.


Просто мне кажется собака-персонаж у нее некий барометр - вот он идеал, преданный и понимающий больше чем кажется.


ага )


то есть она приметила "мышь" королевы :))) забавная черта - смотреть на других


Правильно, русские не сдаются от своих версий. )) Но эту версию тоже можно выровнять, в конце концов, и Айрис и Джон всё называли "мышами": газовую плиту, например, или стул... Назвать королевскую собачку мышью ей сам бог велел. )))


Спасибо за интересную рецензию! С удовольствием почитала бы ваши конспекты полностью.
Может книгу переведете?))


Да нет, переводить книгу не буду, я плохой переводчик. )) Постараюсь привести свои конспекты хотя бы к какому-то логическому завершению. Есть еще идея (если "хватит сил и огня"), самой написать биографию Мердок. Ну или монографию хотя бы.


Спасибо за рецензию. Очень люблю романы Мёрдок, возможно, однажды дойдут руки и до биографии. И действительно, практически во всех её романах, что я читала, собаки не просто появляются, но играют весьма активную роль.


Пожалуйста, очень рада. ))
Непременно почитайте ее биографию, когда руки дойдут. Оказывает огромное влияние на восприятие ее романов. Как и любая другая биография, наверное, но эта еще и написана замечательно.


Я, на самом-то деле, не любительница биографий. Мне кажется, что у талантливого автора должна хорошо работать фантазия и быть развито умение "вживляться" в разные ситуации. Хотя не отрицаю, что знание некоторых обстоятельств личной жизни может помочь понять какой-нибудь аспект.
А вы можете привести какой-нибудь пример того, как чтение биографии повлияло на ваше восприятие романов/романа Мёрдок? Очень любопытно. :)


Я тоже раньше не любила биографии, зато в последние два года меня резко прорвало на чтение мемуарной и биографической прозы, возможно, это возрастное, а может, это Айрис виновата опять же, именно с ее биографии меня и понесло.

Примеров связей между ее личной жизнью и творчеством так много, что у меня запала не хватит даже их перечислять. Для меня самым интересным в ее книгах были и остаются характеры героев. Пожалуй, я даже получала некий особый "кайф", узнавая "прототипов" разных действующих лиц, особенно тех, в ком очень разносторонне угадывается Канетти (самая влиятельная фигура, наверное, в Мердоковской биографии). Его отчетливо видно в Мише Фоксе (Бегство от волшебника), Чарльзе Эрроуби (Море, море) и Джулиусе Кинге (Вполне достойное поражение). Причем, герои все разные, а вот Канетти просвечивается в каждом. Что еще более интересно, А.М. всегда категорически отрицала ваяние своих героев на конкретных людях, но не отрицала проявление во многих собственных темных и светлых сторон. Пусть у нее не было конкретных прототипов, но если бы не наличие в ее жизни каких-то людей, то и героев таких у нее не было бы.


Хмм... любопытно. Спасибо за ответ. :)
К сожалению, из приведённой вами тройки романов читала только "Море, море", поэтому сравнить образы пока не могу. Но теперь при чтении обязательно обращу на героев особое внимание.


Я про Канетти как раз очень подробно писала у себя в блоге, как личность он меня зацепил не меньше, чем Мердок. Так что если надумаете читать "Бегство от волшебника" и "Честный проигрыш" (или "Вполне достойное поражение" в другом переводе), можете сходить по ссылкам - у меня в блоге есть теги "Айрис Мердок" и "Канетти". Если это будет интересно, конечно.


Конечно, интересно. К Айрис у меня давняя и крепкая любовь.
Блог закинула в закладки, почитаю. Спасибо. :)


Вам спасибо.


Я так и знала, что у ее"гуру" есть прототип! Они хоть и разные, но с одной чертой - владеют собой, ситуацией и всеми))
А праведники? У нее всегда есть персонаж, незапятнанный сомнениями и знающий как хорошо и правильно. Или это тоже разновидность "гуру"?
Мне у нее всегда молодежь нравится - себе на уме, но еще не испорченная, и у них есть все шансы не стать в будущем ее героями, из-за свой нормальности.
А блестящие женщины с иголочки? Она кстати в их сознание и мотивацию не входит никогда, они как темные лошадки.


Очень хорошо вы подметили про "прототипа" - Канетти владел всеми и всем. Пусть Айрис хоть тысячу раз отвергала, что Миша Фокс, Джулиус Кинг и прочие списаны не с него, он оказал самое сильное воздействие на ее творчество и многие ее герои полны именно им.

А про "праведников" и "грешников" в ее творчестве Конради защищал докторскую, потом ее издали отдельной книгой, она так и называется "The Saint and the Artist". Потому что основная отличительная черта ее творчества в этом и состоит - показать, как в разных людях сочетаются и темные и светлые начала.


Королева с корги

В тему! Граффити в Лондоне, близ Британского музея


Эка физиономия-то коварная тут у Елизаветы! Прямо не королева, а женщина-вамп! ))


)))


исчерпывающе :))