Больше рецензий
19 августа 2013 г. 15:42
323
5
РецензияТакие душевные и одновременно лёгкие у Джейн Остен выходили книги, что не полюбить её просто невозможно. Есть в них какая-то магия, простота и глубина стиля. Все герои её романов – не просто персонажи, но Остен буквально вкладывает частичку души в каждого из них – у каждого свой характер, свои идеи и мысли, далеко не всегда однозначные. Эта разноплановость, на мой взгляд, и придаёт её творениям черты реалистичности, а лёгкий английский юмор создаёт свою неповторимую атмосферу. Но я, наверное, уже утомил вас своим излишним пафосом, поэтому и перехожу к самому роману.
«Чувство и чувствительность» (в других вариантах – «Разум и чувства») – первый крупный серьёзный роман, к которому Джейн приступила в свои 20 лет. Первоначально он предназначался лишь для чтения в кругу семьи, однако затем юная писательница решила расширить аудиторию. После неоднократных доработок и благодаря стараниям брата Генри публикация романа вышла в свет лишь в 1811 году. Впрочем, издатель не верил в его успех, а потому сразу заявил – в случае неудачи Леди (именно за этим псевдонимом скрывалась Джейн Остен – долгое время о реальном авторе кроме узкого круга семьи не знал никто) возместит все убытки. Джейн даже специально для этого случая копила деньги, но они не понадобились – за полтора года были распроданы все экземпляры, а уже очень скоро вышел и второй тираж. Все критики отозвались о нём очень хорошо, что, наверное, только подстегнуло Остен выпустить и другие свои романы. Знаменитые «Гордость и предубеждение» и «Нортенгерское аббатство» тогда уже были давно готовы и лишь ждали своего часа.
Сперва роман показался мне скучноватым – не протяжении нескольких глав описывались родственные связи многочисленных героев, их склад и характер, и лишь к восьмой главе события стали потихоньку разворачиваться. К тому же герои «Чувства и чувствительности» вышли какими-то однобокими – излишне отрицательными, либо самыми положительными. Хотя уже много позднее вся правда о каждом из низ стала раскрываться. С тех пор читать роман стало намного интереснее. Долгая завязка сюжета вполне оправдалась его острым развитием во второй половине и глубиной раскрытия персонажей романа. Действительно, Элинор и Марианна так схожи с реальными образами – самой Джейн и её сестрой Кассандрой, что порой приходишь в отчаяние от того, что о судьбе самой писательницы известно так мало (Кассандра после смерти сестры, руководствуясь причинами известными только ей самой, сожгла всю переписку и личные дневники Джейн). Интересно, что пары таких сестёр появляются и в других книгах писательницы.
"Сэндитон" - последнее произведение Остен...
«Сэндитон» - последнее произведение Остен, к которому Джейн, к сожалению, успела лишь приступить. Сперва недоумевал – зачем печатать лишь завязку сюжета, в котором то и события как таковые не развиваются? Но и за эти двенадцать глав персонажи были раскрыты настолько ярко и глубоко, что хочется самому додумать развитие истории. Чем заняться в свободное время? А когда его у вас очень много? Сэндитон – небольшой курорт у самого моря, где события не разворачиваются вообще. Одни герои от того воображают себя постоянно больными и требуют к своей персоне внимания, другие это внимание оказывают, но излишне пустое и лишь для того, чтобы получить похвалу, третьи заводят опасные интриги и романы…
Очень жаль, что внезапная кончина тогда ещё в безвестности оборвала эту книгу, поскольку она, без преувеличения – могла стать своеобразной вехой в её творчестве. «Сэндитон» у Остен – во многом не похож на остальные шесть её романов, здесь полно новых идей и людских пороков для высмеивания, а это она как известно – очень любила…
Приложением к этому изданию и большим его плюсом стала обширная критическая статья Е. Гениевой «Обаяние простоты», обстоятельно анализирующей творчество Джейн Остен и её романы. Кстати интересно, что другая известная английская писательница Шарлотта Бронте очень не любила романы Д. Остен, о чём не боялась постоянно и открыто заявлять, хотя, на мой взгляд, у них обоих – много общего.
Комментарии
Согласна на все сто! Для меня романы Остин - своеобразная отдушина!
Все-таки, наверное, что-то есть в том, что одной женщине бывает сложно похвалить другую:). Нотки зависти что ли:)
Согласен, книги Джейн Остен приятно читать в любом настроении и жизненной ситуации. Очень рад, что среди моих друзей по Лайвлибу также есть поклонники её творчества. Что до Шарлотты Бронте - личность она не спесивая и совсем не гордая. Также люблю её произведения, хотя не понимаю почему она обвиняет Остен в том, что у той очень много описаний праздненств и балов, много лишних праздных деталей и совсем нет душевной глубины пресонажей. Как-раз таки последнего в романах Джейн Остен - предостаточно, да и балы - лишь контекст для раскрытия тех самых жизненных убеждений. Дословно:
Хотя не стоит забывать, что при жизни, да и спустя целый век как таковая слава к Джейн Остен так и не пришла. Даже на надгробном памятнике, среди множества её заслуг - нет ни слова упоминания о том, что она - писательница. Скромная запись появилась лишь в 1872 году, да и то - на неё не обратили никакого внимания.
Обе - и Шарлотта Бронте, и Джейн Остен - жили скромно и уединённо, обе весьма щепитильно хранили секреты своего сердца (Шарлотта вышла замуж лишь в последний год своей жизни и то - спустя более чем 10 лет настойчивых ухаживаний), обе умерли в страшных муках, и обе они - получили заслуженную славу много позднее, но стали великими классиками мировой литературы.
А вот мне очень нравится описания природы в книгах Остин. Мне они почему-то даже больше запомнились, чем описания в "Джен Эйр" Бронте (к сожалению, пока только эту книгу авторства Бронте прочитала).
А вот что я для себя отметила, читая и сравнивая их книги, так это то, что Остин все-таки пишет более "легкие" (именно легкие, другого слова сейчас не могу подобрать), воздушные, позитивные книги. "Джен Эйр" мне показалась более серьезной
Действительно, книги Бронте - более рассуждение, в них больше писсимистического, что ли. У Джейн Остен лёгкий юмор - важное орудие и атмосфера для любого сюжета, у Шарлотты Бронте - внутренний мир убеждений. Описание природы - достаточное место уделено в "Шерли". Там через окружающий ландшафт писательница хорошо раскрывает настроение самих героев. Порекомендовал бы вам прочесть эту книгу, если хотите. Только в ней, по моему, есть какая-то доля грусти, да и финал показался мне достаточно скомканным при таком подробном развитии сюжета. Юмора, как у Остен, в "Шерли" и вовсе нет, но персонажи прописаны чётко и обстоятельно. Более подробно об этой книге я уже писал здесь.
Если вдруг заинтересует жизненный путь самой Шарлотты Бронте - большая заслуга в этом принадлежит её близкой подруге Элизбет Гаскелл. Правда книга на русский язык не переведена и сейчас, но отдельные главы есть в этом издании, здесь вообще половина книги - критические статьи различных авторов о Шарлотте, Энн и Эмилии Бронте - на мой взгляд, очень интересные и полезные для более полного понимания их творчества.
А мне показалось, что в творчестве Шарлотты есть некая даже показушность. Вот смотрите, какая я бедная-несчастная, но я же гордая, смотрите, как я смиренно несу свой крест. После "Джейн Эйр" такое чувство дало о себе знать лишь намеками, хотя я нежно люблю эту книгу. А вот после "Городка" ощущение только укрепилось. Я понимаю, что Шарлотте многое в жизни пришлось пережить, но ведь и Джейн тоже не в царских палатах жизнь прожила. У Джейн просто другое отношение к жизни, она смотрит на свои невзгоды с улыбкой и иронией, а Шарлотта сжав руки в кулаки и поджав губы. И это сильно отразилось на их творчестве, поэтому романы Джейн такие "легкие", но за ними все равно видно страдания и муки автора, особенно в "Доводах рассудка". Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, я выражаю свое впечатление от прочитанных книг Остен и двух романов Шарлотты. "Шерли" впечатление несколько сгладила, очень понравилось, хотя рассуждения об укротителе-мужчине все равно выдают бунтарский дух автора. Лично мои предпочтения на стороне Джейн, хотя и романы Шарлотты читаю с удовольствием :))
Наверное, вы правы. Ни в коей мере не защищаю саму Шарлотту Бронте, только мне кажется, её характер сформирован самой жизнью. Ну, представьте: в сентябре 1848 г. сначала умирает брат Бренуэлл, который проживает её в постоянных кутежах и попойках, доставляя немало хлопот всей семье, меньше чем через четыре месяца – Эмили, ещё через пять месяцев – младшая сестра Энн. В итоге меньше чем за год из всей семьи Бронте остаётся лишь Шарлотта наедине со своим отцом-самодуром (уж извините за резкость). Заметьте – «Шерли»» писалась в эти сложные для Шарлотты годы, а вскоре она возьмётся и за «Виллет» (др. название – «Городок»). Конечно же – всё это отразилось не только на её характере, но и на всём творчестве. Конечно, это лишь мои мысли – возможно, не совсем верные. Спасибо за интересные мысли, касательно творчества Джейн – не могу не согласиться. Вообще трудно и, наверное, неблагодарное дело – сравнивать творчество Джейн Остен и сестёр Бронте (ведь жили они совсем в разные эпохи и руководствовались разными идеями и убеждениями), только романы Остен – мне нравятся больше, хотя и Бронте – тоже обожаю. Все – под своё настроение, как говориться.
золотые слова :))) полностью их разделяю ))
А Вы знакомы с творчеством Энн Бронте- младшей сестры Шарлотты?
Ш.Бронте критиковала и ее творчество, а после смерти Энн приложила достаточные усилия чтобы не допустить повторной публикации романа "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла"
"Агнес Грей" - первый роман из творчества сестёр Бронте принёс младшенькой Энн небывалую известность. Сразу же после его издания и на протяжении многих десятилетий именно "Агнес Грей" Энн Бронте зачитвалась многочисленная публика - (после публикации "Джейн Эйр" многие приписывали авторство именно Энн - и не зря, ведь оба романа где-то схожи, хотя Джейн Эйр так и не получилось затмить славу Агнес Грей на протяжении практически целых ста лет). Вплоть до начала 20 века первый роман Энн Бронте считали за образец творчества.
Впрочем, у самой писательницы, как и у всех трёх сестёр Энн, Эмили и Шарлотты и брата Бернуэла было очень слабое здоровье - тяжёлый наследственный недуг постоянно усугублялся окружающей средой - Бронте жили в болотистой низменности вблизи старинного кладбища, посему, как вспоминает Шарлотта - ежегодно в деревеньке Хауорт бушевали эпидемии, уносящие десятки, а иногда и сотни жизней. А медицины тогда, как таковой - не было.
По воспиоминаниям всё той же старшей сестры Энн всецело отдавалась написанию своих романов и не щадила своё здоровье. Зачастую у неё даже случались случаи эмоциональных стрессов (хотя Энн - самая жизнерадостная из них). Шарлотта не раз отговаривала свою сестру бросить писательское занятие, поскольку её здоровье постоянно ухудшалось, но Энн всякий раз отказывалась. Когда она приступила к написанию "Незнакомки из Уайлдфелл-Холла" - Энн пристально изучала людские пороки и реальные случаи из жизни. Как отмечает Шрлотта - всё это сильно повлияло на её здоровье и состояние. Возможно поэтому Шарлотта и не хотела повторно выпускать роман: не потому, что считала его плохим, либо боялась конкуренции (сёстры всегда, кстати, поддерживали друг друга, и если бы не их совместные усилия - "Джейн Эйр" и вовсе не увидел бы свет). Но потому, что в этом романе она видела причину столь быстрой смерти своей любимой сестры.
Всё же я бы не стал утверждать, что Шарлотта именно критиковала всё творчество Энн - скорее не хотела, чтобы ты занималась написанием романов как таковым. Всё по той же причине - здоровье бы не подорвалось так сильно. А сёстры настолько часто помогали друг другу, что некоторые исследователи их творчества видели в их семье - образец. Впрочем, как всё было на самом деле - вряд ли мы когда-либо узнаем. Ведь даже Элизабет Гаскелл - близкая подруга Шарлотты, постоянно посещавшая их дом - умалчивает о многих обстоятельствах и обходит весьма щепятильные моменты (например, первую влюблённость подруги в женатого учителя из Бельгии, которого та до неприличия на протяжении долгих лет буквально забрасывала настойчивыми письмами, и сохраняла верность до последнего года жизни).
А как Вам лично творчество трех сестер - есть ли какие-то предпочтения?
У Шарлотты Бронте не прочёл только "Виллет" и "Эмму". Понравились за искренность и глубину персонажей, а ещё люблю Англию викторианской эпохи. "Агнес Грей" Энн - ещё не читал, но в ближайшее время хочу это сделать - говорят очень интересная книга. Как по вашему?, если читали. "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" как-то не очень, возможно потому, что сперва посмотрел фильм, а ведь нужно делать наоборот. "Грозовой перевал" Эмили - неплох, жаль только, что она успела написать только одну книгу. На днях хочу взяться за "Повести Ангрии" - первые произведения ещё совсем юной Бронте, написанные совместно со своим братом.
Это всё индивидуально. Мне показались самыми сильными у сестёр, помимо Джейн Эйр и Грозового перевала, как раз Незнакомка и Городок (Виллет). Агнес Грэй меня вообще не впечатлила.
А мне ещё понравился "Учитель", хотя первые главы у романа - далеко не очень, и к дальнейшему сюжету не имеют никакого отношения, да и большинство отзывов - самые критические. Здесь, как правильно говорите - вопрос личных предпочтений.
Да мне он тоже понравился:) Но я его так не выделяю, как те, о которых я говорила выше.
И, если уж я влезла, прокомментирую вот это
Я считаю, у них мало общего. Остен не писала о женщинах, которые вынуждены зарабатывать себе на хлеб. А сестры писали об этом и говорили, что в этом нет ничего позорного. Хотя общество считало по-другому
Общего у них много в жизненном и творческом пути, а не в самих романах - вы просто не правильно поняли, либо я нечаянно ввёл в заблуждение. Даже стиль и отношение к иронии у Джейн и Шарлотты - абсолютно разные.
Да, я неправильно поняла:)
Вот-вот! Именно иронии и способности улыбнуться неприятностям мне часто не хватало в романах Шарлотты) Хотя кто знает, как я отнесусь к этим книгам лет через 10, когда обязательно перечитаю..)
Меня эта особенность в Джейн и её героинях тоже восхищает. Возможно ещё и потому, что сама я не обладаю подобными умениями. По натуре мне ближе мировоззрение Шарлотты Бронте, а хотелось бы напротив быть больше похожей на мисс Остин. Уж очень её взгляды на жизнь мне нравятся. И, пожалуй, в плане литературы я тоже отдам ей предпочтение, хотя и сестёр Бронте очень люблю.
Конечно, у каждого читателя индивидуальное отношение к творчеству сестер.:)
У меня любимым является "Незнакомка..." - он удивительно психологичен, в нём прекрасно выдержана логика характера каждого персонажа. Для меня это произведение не имеет отношения к становлению феменизма, скорее это роман об утраченных иллюзиях и о реальных трудностях жизни.
Роман "Агнес Грей" очень тонкий, весь состоящий из оттенков отношений, настроений. В нём очень мало того, что принято называть романтикой, но много нелицеприятной правды жизни.
Мне кажется, Энн в своих произведениях высказывала свое мнение об острых проблемах ее круга, а сестры (в творчестве) были больше увлечены природой чувств.
К сожалению, не могу согласиться с этим утверждением - Шарлотта препятствовала переизданию "Незнакомки..." после смерти сестры , поэтому мне кажется , что Шарлотта помимо нежных чувств в отношении сестры испытывала и некую творческую ревность и зависть.
Ну что ж, конечно – у каждого своё мнение. Только я бы после смерти близкого человека не способствовал поощрению тех вещей, которые его убили (думаю, никто не поощряет убийцу близкого человека). К тому же кроме зависти, был куда более прозаичный мотив – семья Бронте в те поры испытывала большие финансовые затруднения, которые хоть как-то мог бы поправить гонорар за переиздание «Незнакомки». Да и в материалах переписки ни разу не заметил обвинение Шарлотты в ревности кому-нибудь, тем более самой близкой и родной сестре. Хотя может быть вы их встречали? И хотя в личности Джейн Остен куда больше загадочного и не ясного, у Шарлотты Бронте спорных моментов тоже хватает.
Кто заинтересовался романом "Сэндитон", к которому Остен только приступила - в 2000 году Джулия Баррет его дописала: Джулия Баррет "Шарлотта Джейн Остен" , так что кто хочет - может узнать дальнейшее развитие истории.
Вообще, целая дискуссия у нас вышла касательно творчества Джейн Остен и сестёр Бронте. Очень рад, что нас много таковых - интересующихся и тех, кому важно их наследие и чужое мнение. Побольше бы таких дискуссий.
Согласна. :)
А я с удовольствием вашу дискуссию почитала)) Люблю и Бронте и Остен, читала многие их произведения, но почему-то никогда не вникала в суть их отношений.
Читаю сейчас в оригинале и параллельно сверяю некоторые моменты на русском.
Чем дальше читаю, тем дальше друг от друга книги. Настроение вообще другое. Больше язвительности и колкости и наблюдательности появилось :)
Хотя аудиоверсия как раз по настроению ближе.
Какая интересная дискуссия! Прочла её с не меньшим удовольствием, чем рецензию. Спасибо!