Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 августа 2013 г. 15:42

323

5

Такие душевные и одновременно лёгкие у Джейн Остен выходили книги, что не полюбить её просто невозможно. Есть в них какая-то магия, простота и глубина стиля. Все герои её романов – не просто персонажи, но Остен буквально вкладывает частичку души в каждого из них – у каждого свой характер, свои идеи и мысли, далеко не всегда однозначные. Эта разноплановость, на мой взгляд, и придаёт её творениям черты реалистичности, а лёгкий английский юмор создаёт свою неповторимую атмосферу. Но я, наверное, уже утомил вас своим излишним пафосом, поэтому и перехожу к самому роману.

«Чувство и чувствительность» (в других вариантах – «Разум и чувства») – первый крупный серьёзный роман, к которому Джейн приступила в свои 20 лет. Первоначально он предназначался лишь для чтения в кругу семьи, однако затем юная писательница решила расширить аудиторию. После неоднократных доработок и благодаря стараниям брата Генри публикация романа вышла в свет лишь в 1811 году. Впрочем, издатель не верил в его успех, а потому сразу заявил – в случае неудачи Леди (именно за этим псевдонимом скрывалась Джейн Остен – долгое время о реальном авторе кроме узкого круга семьи не знал никто) возместит все убытки. Джейн даже специально для этого случая копила деньги, но они не понадобились – за полтора года были распроданы все экземпляры, а уже очень скоро вышел и второй тираж. Все критики отозвались о нём очень хорошо, что, наверное, только подстегнуло Остен выпустить и другие свои романы. Знаменитые «Гордость и предубеждение» и «Нортенгерское аббатство» тогда уже были давно готовы и лишь ждали своего часа.

Сперва роман показался мне скучноватым – не протяжении нескольких глав описывались родственные связи многочисленных героев, их склад и характер, и лишь к восьмой главе события стали потихоньку разворачиваться. К тому же герои «Чувства и чувствительности» вышли какими-то однобокими – излишне отрицательными, либо самыми положительными. Хотя уже много позднее вся правда о каждом из низ стала раскрываться. С тех пор читать роман стало намного интереснее. Долгая завязка сюжета вполне оправдалась его острым развитием во второй половине и глубиной раскрытия персонажей романа. Действительно, Элинор и Марианна так схожи с реальными образами – самой Джейн и её сестрой Кассандрой, что порой приходишь в отчаяние от того, что о судьбе самой писательницы известно так мало (Кассандра после смерти сестры, руководствуясь причинами известными только ей самой, сожгла всю переписку и личные дневники Джейн). Интересно, что пары таких сестёр появляются и в других книгах писательницы.

"Сэндитон" - последнее произведение Остен...

«Сэндитон» - последнее произведение Остен, к которому Джейн, к сожалению, успела лишь приступить. Сперва недоумевал – зачем печатать лишь завязку сюжета, в котором то и события как таковые не развиваются? Но и за эти двенадцать глав персонажи были раскрыты настолько ярко и глубоко, что хочется самому додумать развитие истории. Чем заняться в свободное время? А когда его у вас очень много? Сэндитон – небольшой курорт у самого моря, где события не разворачиваются вообще. Одни герои от того воображают себя постоянно больными и требуют к своей персоне внимания, другие это внимание оказывают, но излишне пустое и лишь для того, чтобы получить похвалу, третьи заводят опасные интриги и романы…
Очень жаль, что внезапная кончина тогда ещё в безвестности оборвала эту книгу, поскольку она, без преувеличения – могла стать своеобразной вехой в её творчестве. «Сэндитон» у Остен – во многом не похож на остальные шесть её романов, здесь полно новых идей и людских пороков для высмеивания, а это она как известно – очень любила…

Приложением к этому изданию и большим его плюсом стала обширная критическая статья Е. Гениевой «Обаяние простоты», обстоятельно анализирующей творчество Джейн Остен и её романы. Кстати интересно, что другая известная английская писательница Шарлотта Бронте очень не любила романы Д. Остен, о чём не боялась постоянно и открыто заявлять, хотя, на мой взгляд, у них обоих – много общего.

Комментарии


Такие душевные и одновременно лёгкие у Джейн Остен выходили книги, что не полюбить её просто невозможно. Есть в них какая-то магия, простота и глубина стиля. Все герои её романов – не просто персонажи, но Остен буквально вкладывает частичку души в каждого из них – у каждого свой характер, свои идеи и мысли, далеко не всегда однозначные. Эта разноплановость, на мой взгляд, и придаёт её творениям черты реалистичности, а лёгкий английский юмор создаёт свою неповторимую атмосферу


Согласна на все сто! Для меня романы Остин - своеобразная отдушина!

Кстати интересно, что другая известная английская писательница Шарлотта Бронте очень не любила романы Д. Остен, о чём не боялась постоянно и открыто заявлять, хотя, на мой взгляд, у них обоих – много общего.


Все-таки, наверное, что-то есть в том, что одной женщине бывает сложно похвалить другую:). Нотки зависти что ли:)


Согласен, книги Джейн Остен приятно читать в любом настроении и жизненной ситуации. Очень рад, что среди моих друзей по Лайвлибу также есть поклонники её творчества. Что до Шарлотты Бронте - личность она не спесивая и совсем не гордая. Также люблю её произведения, хотя не понимаю почему она обвиняет Остен в том, что у той очень много описаний праздненств и балов, много лишних праздных деталей и совсем нет душевной глубины пресонажей. Как-раз таки последнего в романах Джейн Остен - предостаточно, да и балы - лишь контекст для раскрытия тех самых жизненных убеждений. Дословно:

"Точное воспроизведение обыденных лиц, тщательно огороженные и ухоженные сады... Ни одного яркого образа. Ни одного дикого ландшафта. Там нет свежего воздуха, голубых гор, суровых скал... Возможно, она разумна, реалистична... но великой она быть не может".


Хотя не стоит забывать, что при жизни, да и спустя целый век как таковая слава к Джейн Остен так и не пришла. Даже на надгробном памятнике, среди множества её заслуг - нет ни слова упоминания о том, что она - писательница. Скромная запись появилась лишь в 1872 году, да и то - на неё не обратили никакого внимания.
Обе - и Шарлотта Бронте, и Джейн Остен - жили скромно и уединённо, обе весьма щепитильно хранили секреты своего сердца (Шарлотта вышла замуж лишь в последний год своей жизни и то - спустя более чем 10 лет настойчивых ухаживаний), обе умерли в страшных муках, и обе они - получили заслуженную славу много позднее, но стали великими классиками мировой литературы.


"Точное воспроизведение обыденных лиц, тщательно огороженные и ухоженные сады... Ни одного яркого образа. Ни одного дикого ландшафта. Там нет свежего воздуха, голубых гор, суровых скал...


А вот мне очень нравится описания природы в книгах Остин. Мне они почему-то даже больше запомнились, чем описания в "Джен Эйр" Бронте (к сожалению, пока только эту книгу авторства Бронте прочитала).
А вот что я для себя отметила, читая и сравнивая их книги, так это то, что Остин все-таки пишет более "легкие" (именно легкие, другого слова сейчас не могу подобрать), воздушные, позитивные книги. "Джен Эйр" мне показалась более серьезной


Действительно, книги Бронте - более рассуждение, в них больше писсимистического, что ли. У Джейн Остен лёгкий юмор - важное орудие и атмосфера для любого сюжета, у Шарлотты Бронте - внутренний мир убеждений. Описание природы - достаточное место уделено в "Шерли". Там через окружающий ландшафт писательница хорошо раскрывает настроение самих героев. Порекомендовал бы вам прочесть эту книгу, если хотите. Только в ней, по моему, есть какая-то доля грусти, да и финал показался мне достаточно скомканным при таком подробном развитии сюжета. Юмора, как у Остен, в "Шерли" и вовсе нет, но персонажи прописаны чётко и обстоятельно. Более подробно об этой книге я уже писал здесь.
Если вдруг заинтересует жизненный путь самой Шарлотты Бронте - большая заслуга в этом принадлежит её близкой подруге Элизбет Гаскелл. Правда книга на русский язык не переведена и сейчас, но отдельные главы есть в этом издании, здесь вообще половина книги - критические статьи различных авторов о Шарлотте, Энн и Эмилии Бронте - на мой взгляд, очень интересные и полезные для более полного понимания их творчества.


А мне показалось, что в творчестве Шарлотты есть некая даже показушность. Вот смотрите, какая я бедная-несчастная, но я же гордая, смотрите, как я смиренно несу свой крест. После "Джейн Эйр" такое чувство дало о себе знать лишь намеками, хотя я нежно люблю эту книгу. А вот после "Городка" ощущение только укрепилось. Я понимаю, что Шарлотте многое в жизни пришлось пережить, но ведь и Джейн тоже не в царских палатах жизнь прожила. У Джейн просто другое отношение к жизни, она смотрит на свои невзгоды с улыбкой и иронией, а Шарлотта сжав руки в кулаки и поджав губы. И это сильно отразилось на их творчестве, поэтому романы Джейн такие "легкие", но за ними все равно видно страдания и муки автора, особенно в "Доводах рассудка". Я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, я выражаю свое впечатление от прочитанных книг Остен и двух романов Шарлотты. "Шерли" впечатление несколько сгладила, очень понравилось, хотя рассуждения об укротителе-мужчине все равно выдают бунтарский дух автора. Лично мои предпочтения на стороне Джейн, хотя и романы Шарлотты читаю с удовольствием :))


Наверное, вы правы. Ни в коей мере не защищаю саму Шарлотту Бронте, только мне кажется, её характер сформирован самой жизнью. Ну, представьте: в сентябре 1848 г. сначала умирает брат Бренуэлл, который проживает её в постоянных кутежах и попойках, доставляя немало хлопот всей семье, меньше чем через четыре месяца – Эмили, ещё через пять месяцев – младшая сестра Энн. В итоге меньше чем за год из всей семьи Бронте остаётся лишь Шарлотта наедине со своим отцом-самодуром (уж извините за резкость). Заметьте – «Шерли»» писалась в эти сложные для Шарлотты годы, а вскоре она возьмётся и за «Виллет» (др. название – «Городок»). Конечно же – всё это отразилось не только на её характере, но и на всём творчестве. Конечно, это лишь мои мысли – возможно, не совсем верные. Спасибо за интересные мысли, касательно творчества Джейн – не могу не согласиться. Вообще трудно и, наверное, неблагодарное дело – сравнивать творчество Джейн Остен и сестёр Бронте (ведь жили они совсем в разные эпохи и руководствовались разными идеями и убеждениями), только романы Остен – мне нравятся больше, хотя и Бронте – тоже обожаю. Все – под своё настроение, как говориться.


Все - под своё настроение, как говориться

золотые слова :))) полностью их разделяю ))


А Вы знакомы с творчеством Энн Бронте- младшей сестры Шарлотты?
Ш.Бронте критиковала и ее творчество, а после смерти Энн приложила достаточные усилия чтобы не допустить повторной публикации романа "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла"


"Агнес Грей" - первый роман из творчества сестёр Бронте принёс младшенькой Энн небывалую известность. Сразу же после его издания и на протяжении многих десятилетий именно "Агнес Грей" Энн Бронте зачитвалась многочисленная публика - (после публикации "Джейн Эйр" многие приписывали авторство именно Энн - и не зря, ведь оба романа где-то схожи, хотя Джейн Эйр так и не получилось затмить славу Агнес Грей на протяжении практически целых ста лет). Вплоть до начала 20 века первый роман Энн Бронте считали за образец творчества.

Впрочем, у самой писательницы, как и у всех трёх сестёр Энн, Эмили и Шарлотты и брата Бернуэла было очень слабое здоровье - тяжёлый наследственный недуг постоянно усугублялся окружающей средой - Бронте жили в болотистой низменности вблизи старинного кладбища, посему, как вспоминает Шарлотта - ежегодно в деревеньке Хауорт бушевали эпидемии, уносящие десятки, а иногда и сотни жизней. А медицины тогда, как таковой - не было.

По воспиоминаниям всё той же старшей сестры Энн всецело отдавалась написанию своих романов и не щадила своё здоровье. Зачастую у неё даже случались случаи эмоциональных стрессов (хотя Энн - самая жизнерадостная из них). Шарлотта не раз отговаривала свою сестру бросить писательское занятие, поскольку её здоровье постоянно ухудшалось, но Энн всякий раз отказывалась. Когда она приступила к написанию "Незнакомки из Уайлдфелл-Холла" - Энн пристально изучала людские пороки и реальные случаи из жизни. Как отмечает Шрлотта - всё это сильно повлияло на её здоровье и состояние. Возможно поэтому Шарлотта и не хотела повторно выпускать роман: не потому, что считала его плохим, либо боялась конкуренции (сёстры всегда, кстати, поддерживали друг друга, и если бы не их совместные усилия - "Джейн Эйр" и вовсе не увидел бы свет). Но потому, что в этом романе она видела причину столь быстрой смерти своей любимой сестры.

Всё же я бы не стал утверждать, что Шарлотта именно критиковала всё творчество Энн - скорее не хотела, чтобы ты занималась написанием романов как таковым. Всё по той же причине - здоровье бы не подорвалось так сильно. А сёстры настолько часто помогали друг другу, что некоторые исследователи их творчества видели в их семье - образец. Впрочем, как всё было на самом деле - вряд ли мы когда-либо узнаем. Ведь даже Элизабет Гаскелл - близкая подруга Шарлотты, постоянно посещавшая их дом - умалчивает о многих обстоятельствах и обходит весьма щепятильные моменты (например, первую влюблённость подруги в женатого учителя из Бельгии, которого та до неприличия на протяжении долгих лет буквально забрасывала настойчивыми письмами, и сохраняла верность до последнего года жизни).


А как Вам лично творчество трех сестер - есть ли какие-то предпочтения?


У Шарлотты Бронте не прочёл только "Виллет" и "Эмму". Понравились за искренность и глубину персонажей, а ещё люблю Англию викторианской эпохи. "Агнес Грей" Энн - ещё не читал, но в ближайшее время хочу это сделать - говорят очень интересная книга. Как по вашему?, если читали. "Незнакомка из Уайлдфелл-Холла" как-то не очень, возможно потому, что сперва посмотрел фильм, а ведь нужно делать наоборот. "Грозовой перевал" Эмили - неплох, жаль только, что она успела написать только одну книгу. На днях хочу взяться за "Повести Ангрии" - первые произведения ещё совсем юной Бронте, написанные совместно со своим братом.


Это всё индивидуально. Мне показались самыми сильными у сестёр, помимо Джейн Эйр и Грозового перевала, как раз Незнакомка и Городок (Виллет). Агнес Грэй меня вообще не впечатлила.


А мне ещё понравился "Учитель", хотя первые главы у романа - далеко не очень, и к дальнейшему сюжету не имеют никакого отношения, да и большинство отзывов - самые критические. Здесь, как правильно говорите - вопрос личных предпочтений.


Да мне он тоже понравился:) Но я его так не выделяю, как те, о которых я говорила выше.
И, если уж я влезла, прокомментирую вот это

известная английская писательница Шарлотта Бронте очень не любила романы Д. Остен, о чём не боялась постоянно и открыто заявлять, хотя, на мой взгляд, у них обоих – много общего.



Я считаю, у них мало общего. Остен не писала о женщинах, которые вынуждены зарабатывать себе на хлеб. А сестры писали об этом и говорили, что в этом нет ничего позорного. Хотя общество считало по-другому


Общего у них много в жизненном и творческом пути, а не в самих романах - вы просто не правильно поняли, либо я нечаянно ввёл в заблуждение. Даже стиль и отношение к иронии у Джейн и Шарлотты - абсолютно разные.


Да, я неправильно поняла:)


Вот-вот! Именно иронии и способности улыбнуться неприятностям мне часто не хватало в романах Шарлотты) Хотя кто знает, как я отнесусь к этим книгам лет через 10, когда обязательно перечитаю..)


Меня эта особенность в Джейн и её героинях тоже восхищает. Возможно ещё и потому, что сама я не обладаю подобными умениями. По натуре мне ближе мировоззрение Шарлотты Бронте, а хотелось бы напротив быть больше похожей на мисс Остин. Уж очень её взгляды на жизнь мне нравятся. И, пожалуй, в плане литературы я тоже отдам ей предпочтение, хотя и сестёр Бронте очень люблю.


Конечно, у каждого читателя индивидуальное отношение к творчеству сестер.:)
У меня любимым является "Незнакомка..." - он удивительно психологичен, в нём прекрасно выдержана логика характера каждого персонажа. Для меня это произведение не имеет отношения к становлению феменизма, скорее это роман об утраченных иллюзиях и о реальных трудностях жизни.
Роман "Агнес Грей" очень тонкий, весь состоящий из оттенков отношений, настроений. В нём очень мало того, что принято называть романтикой, но много нелицеприятной правды жизни.
Мне кажется, Энн в своих произведениях высказывала свое мнение об острых проблемах ее круга, а сестры (в творчестве) были больше увлечены природой чувств.


Всё же я бы не стал утверждать, что Шарлотта именно критиковала всё творчество Энн - скорее не хотела, чтобы ты занималась написанием романов как таковым. Всё по той же причине - здоровье бы не подорвалось так сильно.


К сожалению, не могу согласиться с этим утверждением - Шарлотта препятствовала переизданию "Незнакомки..." после смерти сестры , поэтому мне кажется , что Шарлотта помимо нежных чувств в отношении сестры испытывала и некую творческую ревность и зависть.


Ну что ж, конечно – у каждого своё мнение. Только я бы после смерти близкого человека не способствовал поощрению тех вещей, которые его убили (думаю, никто не поощряет убийцу близкого человека). К тому же кроме зависти, был куда более прозаичный мотив – семья Бронте в те поры испытывала большие финансовые затруднения, которые хоть как-то мог бы поправить гонорар за переиздание «Незнакомки». Да и в материалах переписки ни разу не заметил обвинение Шарлотты в ревности кому-нибудь, тем более самой близкой и родной сестре. Хотя может быть вы их встречали? И хотя в личности Джейн Остен куда больше загадочного и не ясного, у Шарлотты Бронте спорных моментов тоже хватает.


Кто заинтересовался романом "Сэндитон", к которому Остен только приступила - в 2000 году Джулия Баррет его дописала: Джулия Баррет "Шарлотта Джейн Остен" , так что кто хочет - может узнать дальнейшее развитие истории.


Вообще, целая дискуссия у нас вышла касательно творчества Джейн Остен и сестёр Бронте. Очень рад, что нас много таковых - интересующихся и тех, кому важно их наследие и чужое мнение. Побольше бы таких дискуссий.


Согласна. :)


А я с удовольствием вашу дискуссию почитала)) Люблю и Бронте и Остен, читала многие их произведения, но почему-то никогда не вникала в суть их отношений.


Читаю сейчас в оригинале и параллельно сверяю некоторые моменты на русском.
Чем дальше читаю, тем дальше друг от друга книги. Настроение вообще другое. Больше язвительности и колкости и наблюдательности появилось :)
Хотя аудиоверсия как раз по настроению ближе.


Какая интересная дискуссия! Прочла её с не меньшим удовольствием, чем рецензию. Спасибо!