Больше рецензий

marfic

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 августа 2013 г. 16:27

521

5

Тяжеленная книга. Как приступ стенокардии - страх смерти сжимает сердце и не отпускает. Даже если знаешь, что пройдет, даже если надеешься, что не в этот раз, не с тобой, не навсегда - все равно читать жутко.
Этот том саги "Дети Арбата" - кстати - я только сейчас заметила, что он так и называется - "Страх" - Рыбаков посвятила жуткому периоду истребления советского народа 1935-1937 годов. Террор своей страны от верхов до низов. Чистки каждой ветки власти, каждого дома, каждой улицы.
Пожалуй, читать эту книгу и понимать, что это - не художественный вымысел - было не менее страшно, чем читать о Великой Отечественной Войне. Даже страшнее. Чудовищное творилось в стране. Господи, убереги всех от такого.

Спасибо Arlett и olesya-tr за совместное чтение.

Комментарии


Очень интересно мнение рецензиста "Пожалуй, читать эту книгу и понимать, что это - не художественный вымысел - было не менее страшно, чем читать о Великой Отечественной Войне. Даже страшнее. Чудовищное творилось в стране. Господи, убереги всех от такого."

ТАкой вопрос рецензисту: Откуда вы знаете, что это не вымысел? Потому, что так считает Анатолий Рыбаков?


Дети Арбата 2 - Страх

Все показаны какими-то тупыми, особенно из окружения Сталина. Складывается ощущение, что самым умным оказался сам писатель Рыбаков. Так уж принято у антисоветчиков, считающих себя носителями самой правды, точнее, такой правды, которая отвечает их мировоззрениям.
Сталин. Будто тот только спал и видел как бы по-приколу уничтожить ближайшее окружение, их семьи, и всех, кто их знал. Будто днями и ночами, спал и видел, как бы не очернить свою репутацию перед гражданами, перед народом. Репутация руководителя, прежде всего, определяется сделанными им делами, во благо народа, во благо страны, а не мнением из-за рубежа(буржуазного). Но писатель Рыбаков, опирается именно на мнение из-за рубежа.
Далее, При встрече с Фейхтвангером, мол, мучился с ответами. УЖ слишком примитивно автор наскрёб.

" – Видите ли, мы на Западе привыкли относиться к руководителям страны как к обыкновенным людям. У вас же – культ вождя доходит до обожествления и часто выражается, – он замялся, подыскивая нужное слово, – простите меня, весьма безвкусно.
Сталин рассмеялся.
– Безвкусно?.. – Он пожал плечами. – Простые рабочие и крестьяне – когда и где они могли развивать свой вкус? Они заняты строительством нового общества, тяжелым строительством в тяжелых условиях, у них нет времени развивать вкус. Я сам не могу уже смотреть на громадные портреты этого человека с усами, когда их тысячами несут во время демонстрации по Красной площади. Не могу смотреть, а смотрю, надо смотреть, я не могу повернуться к народу спиной… Я бессилен, я пленник народа."
" – Однако, – сказал Фейхтвангер, – люди, обладающие вкусом, делают то же самое. Они выставляют ваши портреты и бюсты в местах, которые лично к вам не имеют никакого отношения. Например, выставка работ Рембрандта открывается вашим бюстом. Как-то не совсем понятно… Рембрандт жил и творил в семнадцатом веке.
– Это люди, которые очень поздно признали Советскую власть, – гневно произнес Сталин, – а может быть, в душе и до сих пор не признали. Теперь они изо всех сил стараются доказать свою преданность. И потому не знают меры… Подхалимствующий дурак принесет вреда больше, чем сотня врагов."
– Допустим, что это даже не услужливые дураки, а злостный умысел. Злостный умысел вредителей, которые пытаются таким способом дискредитировать руководство партии, – он повернулся к Талю, – сегодня же выясните, кто это устроил, и накажите виновных. Переведите ему.
Таль перевел.
– Но я вовсе не хотел этого, – испугался Фейхтвангер, – я не хочу, чтобы из-за меня были наказаны люди.
Сталин подумал некоторое время, потом равнодушно сказал Талю:
– Хорошо. Уважим просьбу господина Фейхтвангера. Распорядитесь, чтобы убрали с выставки бюст товарища Сталина и впредь таких глупостей не повторяли.
Таль перевел.
Фейхтвангер облегченно вздохнул:
– Спасибо.
Сталин доверительно сказал:
– Вся шумиха вокруг «человека с усами» очень утомительна и, как вы правильно выразились, «без вкуса». Но вы должны понять и меня. Я вынужден терпеть, потому что знаю, какую наивную радость доставляет людям эта суета. Тем более все эти славословия относятся не ко мне лично, а к партии, возглавляющей строительство социализма в нашей стране. А делу строительства социализма наш народ предан до конца.
Он вдруг замолчал, опустил веки. Потом открыл глаза, посмотрел на Фейхтвангера, улыбнулся:
– Мы все говорим о наших делах. А вы еще многого насмотритесь, многое повидаете, многое узнаете. Вы – писатель, человек свободной профессии, можете ездить по всему свету, а мы с товарищем Талем – служащие, получаем зарплату за то, что сидим на этих стульях. И о том, что творится в мире, узнаем из газет. А этого мало. И потому на каждого приехавшего из-за границы кидаемся. – Он выбросил руки вперед, к Фейхтвангеру, засмеялся: – Расскажи, дорогой, что делается на белом свете?
Он положил руки на стол, мягко улыбаясь, смотрел на Фейхтвангера.


__________________________________________________________
А вот реальная беседа.
Беседа Сталина с Фейхтвангером о культе личности. Отрывок.

8 января 1937 года

Фейхтвангер. Я здесь всего 4–5 недель. Одно из первых впечатлений: некоторые формы выражения уважения и любви к Вам кажутся мне преувеличенными и безвкусными. Вы производите впечатление человека простого и скромного. Не являются ли эти формы для Вас излишним бременем?

Сталин. Я с вами целиком согласен. Неприятно, когда преувеличивают до гиперболических размеров. В экстаз приходят люди из-за пустяков. Из сотен приветствий я отвечаю только на 1–2, не разрешаю большинство их печатать, совсем не разрешаю печатать слишком восторженные приветствия, как только узнаю о них. В девяти десятых этих приветствий – действительно полная безвкусица. И мне они доставляют неприятные переживания.
Я хотел бы не оправдать – оправдать нельзя, а по-человечески объяснить, откуда такой безудержный, доходящий до приторности восторг вокруг моей персоны. Видимо, у нас в стране удалось разрешить большую задачу, за которую поколения людей бились целые века – бабувисты, гебертисты, всякие секты французских, английских, германских революционеров. Видимо, разрешение этой задачи (ее лелеяли рабочие и крестьянские массы): освобождение от эксплуатации вызывает огромнейший восторг. Слишком люди рады, что удалось освободиться от эксплуатации. Буквально не знают, куда девать свою радость.
Очень большое дело – освобождение от эксплуатации, и массы это празднуют по-своему. Все это приписывают мне – это, конечно, неверно, что может сделать один человек? Во мне они видят собирательное понятие и разводят вокруг меня костер восторгов телячьих.

Фейхтвангер. Как человек сочувствующий СССР, я вижу и чувствую, что чувства любви и уважения к Вам совершенно искренни и элементарны. Именно потому, что Вас так любят и уважают, не можете ли Вы прекратить своим словом эти формы проявления восторга, которые смущают некоторых ваших друзей за границей?

Сталин. Я пытался несколько раз это сделать. Но ничего не получается. Говоришь им – нехорошо, не годится это. Люди думают, что это я говорю из ложной скромности.
Хотели по поводу моего 55-летия поднять празднование. Я провел через ЦК ВКП(б) запрещение этого. Стали поступать жалобы, что я мешаю им праздновать, выразить свои чувства, что дело не во мне. Другие говорили, что я ломаюсь. Как воспретить эти проявления восторгов? Силой нельзя. Есть свобода выражения мнений. Можно просить по-дружески.
Это проявление известной некультурности. Со временем это надоест. Трудно помешать выражать свою радость. Жалко принимать строгие меры против рабочих и крестьян.
Очень уже велики победы. Раньше помещик и капиталист был демиургом, рабочих и крестьян не считали за людей. Теперь кабала с трудящихся снята. Огромная победа! Помещики и капиталисты изгнаны, рабочие и крестьяне – хозяева жизни. Приходят в телячий восторг.
Народ у нас еще отстает по части общей культурности, поэтому выражение восторга получается такое. Законом, запретом нельзя тут что-либо сделать. Можно попасть в смешное положение. А то, что некоторых людей за границей это огорчает – тут ничего не поделаешь. Культура сразу не достигается. Мы много в этой области делаем: построили, например, за одни только 1935 и 1936 годы в городах свыше двух тыс. новых школ. Всеми мерами стараемся поднять культурность, Но результаты скажутся через 5–6 лет. Культурный подъем идет медленно. Восторги растут бурно и некрасиво.

Фейхтвангер. Я говорю не о чувстве любви и уважения со стороны рабочих и крестьянских масс, а о других случаях. Выставляемые в разных местах ваши бюсты – некрасивы, плохо сделаны. На выставке планировки Москвы, где все равно прежде всего думаешь о Вас, – к чему там плохой бюст? На выставке Рембрандта, развернутой с большим вкусом, к чему там плохой бюст?

Сталин. Вопрос закономерен. Я имел в виду широкие массы, а не бюрократов из различных учреждений. Что касается бюрократов, то о них нельзя сказать, что у них нет вкуса. Они боятся, если не будет бюста Сталина, то их либо газета, либо начальник обругает, либо посетитель удивится. Это область карьеризма, своеобразная форма «самозащиты» бюрократов: чтобы не трогали, надо бюст Сталина выставить.
Ко всякой партии, которая побеждает, примазываются чуждые элементы, карьеристы. Они стараются защитить себя по принципу мимикрии – бюсты выставляют, лозунги пишут, в которые сами не верят. Что касается плохого качества бюстов, то это делается не только намеренно (я знаю, это бывает), но и по неумению выбрать. Я видел, например, в первомайской демонстрации портреты мои и моих товарищей: похожие на всех чертей. Несут люди с восторгом и не понимают, что портреты не годятся. Нельзя издать приказ, чтобы выставляли хорошие бюсты, – ну их к черту! Некогда заниматься такими вещами, у нас есть другие дела и заботы, на эти бюсты и не смотришь.
___________________________________________
Но ведь рядовой читатель не будет искать соответствий . В большинстве своём, читателю важны изложенные авторами идеи, собственные мысли, и, что хуже всего, многие начинают им подражать, копировать мысли, формировать убеждения только лишь потому, что автор выложил их вот так, а не иначе. Историческая же действительность никому не интересна.

Для Рыбакова - главное, что б Сталин был братом Гитлера, был приравнен к мерзости, оказался врагом народа, чтобы окончательно очернить подвиги наших дедов и прадедов, их труд, смерти на полях сражений. Всё это оплёвано и растоптано автором в угоду буржуазным слоям, до сих пор трясущимся при виде портретов и фотографий Сталина.

Удивительная дурость автора просто поражает. Пусть не посчитают это оскорблениями фанаты. Потому как сам автор не постеснялся оскорбить выдающихся писателей, до которых ему никогда не дорасти(А. Толстой, Б. Пастернак, М. Горький и др.). ТАк что и я не постесняюсь назвать автора ненормальным, лизоблюдом буржуазии, антисоветчиком и предателем. Потому что и благодаря его произведениям, муссирующимся в годы перестройки, закладывался динамит разрушения Советского Союза.