Больше рецензий

10 августа 2013 г. 19:26

309

3

Матрёну-жалко. Жалко как старую, больную. невезучую и никому не нужную женщину. Но считать её примером для подражания я бы поостереглась. Да, у неё была трудная жизнь, но что вышло из её жизни? Она была и осталась всеобщей шестёркой, услугами которой все с удовольствием пользуются, но которую совершено никто не уважает. Она умела хорошо работать, но совершенно не умела зарабатывать, хотя советская власть ей что ли не позволяла наладить собственный быт или, как все её односельчане, выращивать поросёнка? Она всегда готова была помочь, но кому: председательнице колхоза, в котором она не состояла? или здоровенным жлобам, которым она и так отдавала последнюю горницу? или ушлым бабёнкам, которым она вспахивала огороды? Она по мере сил старалась быть хорошей женой, но и тут не сложилось: муж банально завёл любовницу. Она могла быть счастлива в избе с тараканами и колченогой кошкой. Но вдумайтесь, разве это можно назвать идиллией?
Автор предлагает умиляться тому, что Матрёна все дела свои делала с богом. Пусть так. А умиляться некоторой её косности-то зачем?

" Услышав, что машины изобретены новые, ворчала Матрена из кухни:
-- Вс? новые, новые, на старых работать не хотят, куды старые
складывать будем?
Еще в тот год обещали искусственные спутники Земли. Матрена качала
головой с печи:
-- Ой-ой-ойиньки, чего-нибудь изменят, зиму или лето."


Ну действительно, зачем нужен прогресс, когда есть сусальная культурка?)

Ну и , конечно, не обошлось описание трагической судьбы Матрёны без критики советской власти, иначе Солженицын не был бы Солженицыным. Все свои мысли он вкладывает в уста героя-рассказчика. А что не нравится рассказчику:
-в "Высоком Поле" не пекли хлеба (денежки что ль завелись заместо палочек?)
-в "Торфопродукте"-некрасивое название (у Тургенева повяли бы ушки)
-колхоз вырубил стоящие до революции дремучие леса (проложили узкоколейку, сволочи)
-в колхозе работали за палочки
- Электричество же в деревне было -- его еще в двадцатые годы
подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда "лампочки Ильича", а мужики,
глаза тараща, говорили: "Царь Огонь!" (надо было не проводить-не пугать слабонервных)
-на стене висит плакат о книжной торговле (какая грубая баба)
-в колхозе не платили пенсий
-медики - сволочи и бюрократы (они и сейчас в этом отношении не лучше)
-колхозники тырили торф, а трест закрывал на это глаза (правда, сволочь?)
-"смоляной богатырь Фаддей" не вписался в лубочную картинку и из романтика превратился в циника (за всё ответят коммуняки)

Если исключить палочки (кстати, исторически про них не совсем верно) получается, что идеалом России представляется некий лубок

Она уронила это -- и вспыхнул передо мной голубой, белый и желтый июль
четырнадцатого года: еще мирное небо, плывущие облака и народ, кипящий со
спелым жнивом. Я представил их рядом: смоляного богатыря с косой через
спину; ее, румяную, обнявшую сноп. И -- песню, песню под небом, какие давно
уже отстала деревня петь, да и не споешь при механизмах.


Не противно, детки?)

Комментарии


Ох! Согласна! Единственная адекватная рецензия. Без соплей и заученных охов-вздохов, заученных на уроках литературы.


Ну пока школа будет претендовать на воспитание крепитесь: основной принцип преподавания - "буду я как стрелецкие жёнки под кремлёвскими башнями выть". ))


А мне кажется, что наоборот в рассказе показывается, что и такая жизнь может быть хорошей. Человек жил, работал и особо не жаловался каждому о своих неудачах. Сейчас таких людей и не найдешь, которые просто так помочь могут. Нужно в детях развивать некоторые качества. Видела я что вырастает из детей, которым платили за то, что они дома подметают и посуду моют. Без денег лишний раз и не пошевелятся.


В детях нужно развивать такое качество, как понимание, кому нужно помогать, а кто обойдётся. Группа здоровых жлобов вполне могла справиться с горницей без помощи хрупкой старушки.
А что касается примера с платой за подметание -это как раз следствие бездумного помогания а ля Матрёна. Когда сперва всю работу взваливают на себя потому что это жеж ребёнок, а потом спохватываются, но поздно.


Разве не так же о Матрёне высказывались и "жалели" её после смерти?


Разве выращивать того же поросёнка запрещала Матрёне советская власть вообще и Иосиф Сталин лично?))