Больше рецензий

Antresolina

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 июля 2013 г. 20:19

385

3

Как говорится в одном хорошем фильме "Если хочешь указать на ошибки, то сначала похвали, мерзавец!"
Поэтому начну с приятного.

Есть дом в Серебряном бору. Из его окон доносятся звуки фортепиано и шаги отца в кабинете, тихий звон чашек на вечернем чаепитии, а то и звон бокалов, когда собирается вся семья. Там царит теплый уют, тихий семейный уклад, традиции. Этот дом - олицетворение той самой потерянной России, по которой тоскуют все. Это символ духовности, интеллигентности, традиций - всего того, что было растоптано революцией и новой властью.

Но будь осторожен, читатель! Автор вскоре позовет тебя на прогулку, ты выйдешь в сад вдохнуть воздух, пропитанный культурой и чистотой. Но как только ты остановишься, расслабишься и залюбуешься красотами, как только подумаешь "А хорошо-то как здесь!", так тут же вляпаешься в какое-нибудь говно или чью-то блевотину. И уберечь себя никак нельзя, потому что автор, пользуясь своим положением, сверху изливает просто-таки потоки продуктов жизнедеятельности на незащищенные читательские головы. Он очень внимательно относится к процессам блевания, поноса, мастурбации, секса (впрочем это по большей части в книге называется крепким русским словом). Все самые наполненные драматизмом моменты автор тут же опошляет, низводит до желудочно-кишечных и половых процессов.

Очень хочется защитить себя и Градовых от всей этой мерзости и пакости. Но герои полностью во власти автора и он вытворяет с ними все, что хочет, как злая мачеха из детской книжки. Он относится к ним без симпатии, отстраненно, холодно и насмешливо, словно прожектором высвечивая все их недостатки и слабости. Он пользуется возможностью унизить и принизить каждого из них. Чувствуется в этом некоторая нотка зависти детдомовского ребенка к большой дружной семье: "Ах вы думали что ваш загородный дом и уклад защитят вас от бурь? Вы думали что счастливы? Нате, получайте, посмотрим, как запоете. Я так и знал, вы все мелочные и жалкие людишки. Все!". Он не дает нам их полюбить, своей отстраненностью и этим надуманным авторским "мы" показывая, что это не живые люди, а всего лишь куклы в руках автора, которые нужны ему для того чтобы продемонстрировать свой замысел. И если он каким-то чудом и сохраняет жизнь героям в переделках, то понятно, что это не от любви к ним и желания им счастья, а исключительно чтобы протащить их дальше по всем мрачным перипетиям того времени.

А времена-то были страшные, все мы это знаем. Был страх и ужас, мрак и отчаяние. И все это есть на страницах книги в полной мере. Автор не щадит нас, не щадит страну, он рассказывает все без утайки - как все паршиво, мерзко и страшно. И только так.
Да, было, я согласна. Но было ведь и хорошее, ну хоть что-то! И люди ведь были, большие и настоящие, светлые и добры! Но у Аксенова этого не было. Все - людишки, все - мерзкие и ничтожные, подлые и трусливые, мелочные и презренные. Он ярко показывает, что русский народ - не более чем скот во все времена, что бы с ним не делали. Загоняют, ведут на заклание - идет покорно, по-коровьи, дают слабину - и по свински себя проявит, будьте уверены.

Вроде бы все по делу рассказывает автор, все так, трудно спорить. Но почему-то это вызывает ужасное раздражение. Я понимаю, что ему есть за что ненавидеть советскую власть - оба родителя в лагерях, детство в детдоме. Но почему его мать Евгения Гинзбург, на себе испытавшая весь этот ужас, написала книгу, наполненную светом, верой в людей, после которой и слезы, и восхищение людьми прошедшими через все это, и уважение перед ними. А после МС - остается только стыд за страну, за себя, которая ее любит несмотря на все это, и еще за автора. Вот почему-то очень стыдно за автора.