Больше рецензий
19 июня 2013 г. 11:12
86
5
РецензияК сожалению, с творчеством А.Жвалевского, как единоличного автора, я не знакома; «Те, которые» - первый опыт.
Роман очень отличается от книг, написанных в соавторстве с Е.Пастернак – другой стиль, язык повествования, иная тематика и образный ряд – на мой взгляд, очень интересно. Роман разительно отличается от продукции современных авторов – с их бесконечными копаниями в собственных «носах» и созерцаниями собственных «пупов».
В аннотации в качестве "прародителей" названы – Кинг, Стругацкие, Шекли. Я бы вспомнила ещё и Бредбери, Саймака, Джона Уиндема – но все они мне показались не прародителями, а СОБЕСЕДНИКАМИ автора – «вечные темы» актуальны всегда, и Жвалевский их рассматривает в нынешних реалиях, с уровня сегодняшнего думающего человека. Я в восторге от кажущейся простоты изложения – как искристый айсберг – каждый увидит и почувствует настолько, насколько хватит воображения, интереса и осмысления.
Я восприняла роман как некий литературный пасьянс. Такой пасьянс раскладывали многие фантасты, особенно Желязны (в силу недюжинной начитанности), но Жвалевский оказался интереснее, пошёл дальше – образовал литературную мозаику – кусочки образов, мыслей других он обработал, прирастил, расцветил и собрал в совершенно иную, оригинальную, свою картинку. А ещё произошёл диалог во времени; своеобразная перекличка – как с пониманиями других, так и внутри осмыслений самого автора. Возникает образ скреплённых колец (как свадебные) – Жвалевский, с одной стороны, включился в кольцо «вечных вопросов», волновавших великих предшественников, а, с другой стороны, мысли, волнующие его, закольцевались в содержании романа – на всём его протяжении, например, проблема выбора.
Мне показалось замечательно мудрым обозначение задач, у которых ещё нет окончательных решений, только - промежуточные ответы. Потому, что для каждого – свои ответы.
Текст романа вызывает ощущение своеобразного «рондо» - когда тема, возвращаясь, набирает другие оттенки, ньюансы, строй – и начинает звучать совершенно по-иному, но сохраняя основу. Ещё ощущение закрытой цепочки, в которой первое звено тесно связано со вторым, а уже с четвёртым – только намёк на общую связь. Получилось новое, необычное произведение – с большим количеством острых проблем, но без жёсткой модели мира - к тому же, с элегантно открытым финалом.
Почему человек вообще живёт; исполняет ли он свою либо иную волю; предопределён ли его путь или возможны варианты; существует ли судьба, рок или правит случай; что есть Бог; в чем смысл человеческой жизни, предназначения; отчего неизбежен судьбийный бумеранг…
Мне абсолютно близка мысль автора, что человек (в любых обстоятельствах) не должен останавливаться в своём развитии; что именно нравственность определяет человека в человеке; что человек каждый день, час должен делать свой выбор, и именно этот выбор выявляет его человеческую суть. Лёгкий путь не всегда верен, но и движение поперёк – тоже не гарантирует правоты. Истина не в золотой середине, а в движении осознанном, осмысленном, индивидуальном.
Я абсолютно согласна, что Любовь во всех её проявлениях: родителей к детям, детей к родителям, мужчины и женщины, учителя и учеников …et cetera – движущая сила, смысл смыслов – основополагающая безусловная ценность!
Очень понравилась мысль о душе, управляющей плотью и разумом; идея «функции тела» - по мне так просто великолепна!
Красива, убедительна тема Равновесия, «бумеранга» в динамике – действие и противодействие, деяние и недеяние, возможности и обязанности, дар и проклятие, движение и возвратность этого движения.
Глубокий поклон А.Жвалевскому за деликатнейшее отношение к религиозной теме – отличное чувство такта и замечательное чувство юмора. Образ отца Виталия – самый восхитительный в романе, его недосказанность – огромное поле для мыслей, догадок, надежды, веры.
Великолепно, что автор не даёт ответов, а сам размышляет; приглашает «на танец» высказывание, идею, мысль - и склоняется в элегантном поклоне перед теми, кто раньше обрёл своё понимание; а потом бросает читателю личное - провокационное, интересное, нестандартное - видение известных тем и концепций. И всё это в очень лёгкой манере! Чего стоит перифраз «В начале было слово…», превратившийся в «…до начала большого взрыва была только информация…» - в стиле физиков-лириков 60-х годов прошлого века. Вообще авторские переклички разных времён, наук, позиций – завораживают!
Мне кажется, А.Жвалевский, пытаясь говорить с читателями на серьёзные темы, опасается, что какой-то части читателей эти темы не интересны, поэтому постоянно за «глубиной» находим метафоры, гиперболы, литоты – тщательно пересыпанные иронией – видится улыбка, часто печальная. Читатель, не отягощенный проблемами философских, физических, метафизических, математических и прочих гипотез, получает интересный, бурно развивающийся, сюжет с большим количеством персонажей и непредсказуемым финалом.
По-моему, А.Жвалевскому удалось соорудить большую многокомпонентную конфету – кто-то восхитится обёрткой, кто-то развернёт и проглотит целиком, а кто-то будет долго-долго откусывать по кусочку, катать на языке, тщательно пережёвывать, с интересом пробовать дальше - и размышлять о начинке.
ЧЕЛОВЕК 1 .БЕССМЕРТНЫЙ.
Меня слегка покоробили грубые выражения «мать его…, мать их…, расхерачить и пр.» - не потому, что органически не выношу грубостей, а потому, что в тексте они показались несколько нарочитыми – этакое брутальное хулиганство. Полный текст показывает, что автор, описывая образ, великолепно справляется и без таких словечек. Более того, сущность позиционируется с нормальным стремлением к чистоте и порядку во всех смыслах, поэтому такие выражения для образа кажутся несколько притянутыми. Впрочем, это пустяки – может быть, это какое-то чисто мужское свойство, непонятное женщине.
АГАСФЕР – «вечный жид» - предстаёт в образе, отличном от легенды: для него бессмертие - не проклятие и не дар, а данность реального существования; притом слово «бессмертие» приобретает иной смысл – персонаж многократно переживает физическую смерть телесной оболочки и обретает новую. Очень интересно обыгран фактор времени в процессе обретения нового тела-пристанища – герой его не ощущает, а паузы между переселениями довольно продолжительны в земном времяисчислении, но не равномерны. У героя нет своей предистории, поэтому не определено – является ли переселение наказанием, либо наградой – соответственно, не может быть и надежды на искупление.
Я в полном восторге от описания «функции тела» - идея генетической, физиологической предрасположенности индивидуума к определенной деятельности – «талант, который хранится в оболочке…» , причём «мозги» в этой функции не управляют организмом в биологическом смысле, а являются способом мыслить по различным алгоритмам: «мозг прирожденного карманника и интуитивного психолога устроены и работают по-разному». И никаких теорий всеобщего изначального биологического равенства – отличный взгляд на давнюю проблему!
Мне очень понравилась тема «тактильного искусства» - нового направления, о котором мало кто знает, потому что все упоенно и оголтело обсуждают «новые» взгляды на модернизм, постмодернизм, авангардизм и прочие «измы». Идея искусства, обращенного к осязанию, по моему мнению, впервые встречается в художественной литературе – и это здорово! И по форме и по содержанию! К тому же, идея приобрела новое значение - биологическое влияние на организм – изменение физического состояния и человеческих возможностей. Опять же мягкий отсыл к биологическому разнообразию.
Я была в восторге от описания коньячного удовольствия: работа органов чувств – как крохотная изящная фортепьянная пьеса, стремительно сыгранная мастерской рукой.
Хотя произведение заявлено как фантастическое, часть романа «Личность вторая. ПСИХОЛОГ» являет собой удивительно лиричный, тонкий рассказ о любви, жертвенной любви. Спасибо огромное, это – очень проникновенная, красивая, плотная проза!
И очень хорошо, что тема любви в романе - главная, что автор коснулся как можно большего количества её проявлений – возникает пространственная даль, ощущение необъятности, и становится понятным, что определённо описать Любовь невозможно, как невозможно описать Бога.
Личность третья. МАТЕМАТИК.
Я в восторге от авторской выходки по поводу философских «камней» - об отсутствии До и После «Большого взрыва», что Вселенная не появлялась в результате взрыва, а Дух и Материя не соревновались за пальму первенства, поскольку Дух тоже суть Материя, просто Тонкая – с самого начала романа автор подводит к этому выводу – сущность, переселяющаяся из тела в тело, нематериальна с точки зрения «пощупать», но вполне материальна как данность; эта сущность накладывает видимый отпечаток на тело-носитель, является его неотъемлемой частью, без неё человек умирает.
Ещё более интересно определение «Информации» - гомеопатическое средство как носитель смысла, сути лекарства; у Материи есть только всеобщее единство: лекарство-Материя и гомеопатическое средство-Информация – едины, так как самые малые частицы всё равно материальны. Ощущается прямой отсыл – вода имеет различные состояния (жидкая, твёрдая, газообразная), и в следствии этого – различные физические свойства. Так и материя существует в разнообразных состояниях, и посему – Дух, Сознание, Тело… (ряд не закрыт) – различные формы Материи с множеством повторяющихся и неповторяющихся свойств. Именно поэтому находим в следующей части «ЧЕЛОВЕК ВТОРОЙ. БОГДАН (человек, который исцелился)» интересную фразу: «Образно говоря, ваш бог — это и есть ваш мир. Ты, например, тоже одна из его клеточек…» - мысль, отменяющая противопоставление Божественного (духовного) и Материального, но продлевающая ряд Материального: Дух, Сознание, Тело,…,Бог,…
Удивительно интересна тема миров, созданных на различных принципах взаимодействия видов материи: «..мир устроен по принципу противовеса..», «..я — не из этого мира. Я могу нарушать равновесие…».
Наиболее объёмна эта тема в части «ЧЕЛОВЕК ЧЕТВЁРТЫЙ. МАШЕНЬКА (человек, который не умер)» - мир неслучившихся, но существующих субстанций, сфера нерождённых детей. Эти дети (души?) контактируют с людьми во время их сна – взаимодействие тонкой энергии духа и энергии человеческого сознания. И тут же – тема «преступления и наказания» - наши плохие, тяжёлые сны не являются ли расплатой за совершённое либо помысленное?
Изящно обозначена автором проблема выбора (Меценат, Богдан) и влияние этого выбора на судьбу. Абсолютно убедительно и интересно.
История Мецената – это путешествие к себе извне и изнутри - тема, обсуждаемая бесконечно, но автор, на мой взгляд, искусно выделил главное: при неизменных условиях (данных от рождения) всегда есть переменные, которые человек определяет исключительно самостоятельно, и которые потом ведут его, соответственно, по различным векторам. Очевидно, людям нельзя уклоняться от необходимости выбора (всегда, во всём) – это и право, и обязанность..
Комментарии
Какая интересная рецензия!