Больше рецензий

ilfasidoroff

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

11 июня 2013 г. 02:24

157

5

Прочла. Сначала поставила 4 звезды. Добротная, кропотливая биография, написанная современным автором о человеке, жизнь которого завершилась почти 90 лет назад. На пять звезд я поскупилась, потому что не сочла биографию настолько уж интересной (не хватило скандалов и любовных интриг, о чем я, впрочем, уже писала). А потом подумала — и добавила еще звезду: разве количество любовных интриг так важно? Я ведь не жизнь писательницы пытаюсь оценить тут. А книжка сама по себе, повторю, добротная и кропотливая. Некоторым биографам есть чему поучиться. В ней никаких домыслов: все описанные события основаны на свидетельствах из документов, писем, дневниковых записей; ссылки проставлены, где положено. Никаких попыток охудожествить, а читается легко и непринужденно, написано просто, красиво и грамотно (чего лично я не скажу о художественных произведениях самой Корелли). Тереза Рэндсом писала биографию Корелли с любовью и уважением к ней, но не с каким-то нелепым слепым обожанием: у Рэндсом вполне хватило по отношению к своей героине старой доброй английской иронии.

Наконец, главный фактор, повлиявший на повышение оценки: раньше я сомневалась в существовании викторианской писательницы Марии Корелли, подозревала, что забытое нынче имя на обложке «Скорби Сатаны» — всего лишь рекламный трюк современных издателей. Теперь у меня этих сомнений нет. Мария Корелли была, Мария Корелли жила, Мария Корелли была самой плодотворной и самой читаемой романисткой викторианской эпохи.

Однако сомнения-то возникли не только потому, что ближе к концу 20-го века Корелли уже успели подзабыть — тут было еще некое подозрение, некое шестое чувство, которое я не могла себе объяснить. А прочитав биографию, нашла объяснение. Похоже, что мое шестое чувство («тут что-то не так») мистическим образом связано с той ложью, которой сама Мария Корелли сумела заморочить своих современников: самая интересная часть биографии — это тайна ее происхождения. И эта тайна до сих пор не раскрыта, ибо документальных доказательств нет, и потому все доводы в пользу той или иной версии, которые можно прочесть нынче в Интернете, это не доводы вовсе, а домыслы.

Из подтвержденных фактов в биографии есть, например, следующие:

1. Корелли была очень маленького роста (не более 4 футов, т.е. примерно 122 см). Причем ее почти карлико-образные конечности не были пропорциональны туловищу.

Дальше...

2. Она никогда не выходила замуж. С возраста 20 лет и до самой смерти Мария прожила с подругой Бертой Вивер. Характер их отношений так же не выяснен, как и версия происхождения Марии.

3. Она была отъявленной феминисткой, но к суфражисткам относилась с нескрываемым презрением, называла их «дамы, которые орут».

4. Первый роман с мужчиной случился у Марии, когда ей было 52 года. Ее любовником стал 64-летний художник Артур Северн, их связь продолжалась с 1906 по 1917 год.

5. Корелли всячески избегала фотографов (даже несмотря на то, что фотография была любимым увлечением Берты). В 1906-м Берта организовала для Марии фотосессию с лондонским фотографом Габеллом. После фотосессии Корелли получила от Габелла пробы портретов, на которые отреагировала бурно. Она начеркала несколько синих линий в местах, где потребовала улучшений, и вопрос: «Отчего такая полнота?!» Фотограф уменьшил талию, изменил контуры рук, осветлил волосы и убрал все морщины. Именно эту отретушированную картинку мы видим на обложке биографии Марии Корелли, она предоставляла ее издателям и интервьюерам на протяжении 20 лет. Однако эта картинка никогда, никогда не была настоящим портретом писательницы.

6. Многие считали Корелли эксцентричной особой. В этом ей трудно было отказать, особенно после того, как она разбогатела. Проживая в Стратфорде-на-Эйвоне, она заказала из Венеции настоящую гондолу, которую ей доставили вместе с потомственным итальянским гондольером в полном обмундировании. Гондольер скоро подрался в пабе, пырнув кого-то ножом, после чего он потерял работу у Корелли, которая передала его обмундирование и управление гондолой одному из своих слуг.

7. В ноябре 1902 Мария и Берта купили двух Шетландских пони и назвали их Пак и Ариэль. По утрам подруги отправлялись кататься на пони, запряженных в двухместную карету. Недоброжелатели Корелли (коих в Стратфорде оказалось немало) пожаловались в Общество Охраны Животных, и во время одной из таких прогулок, карета была остановлена полицией, а у обеих женщин проверяли вес.

8. Любимец Марии — йоркширский терьер по кличке Царь был известен тем, что разрывал в клочья статьи критиков (тех, что не игнорировали творчество Корелли). Царь был также представлен ко двору Принцу Уэльскому (большого фаната ее романов).

9. Перед смертью Мария завещала все свое состояние, включая дом в Стратфорде, движимое и недвижимое имущество, сбережения и роялти от продаж книг — Берте Вивер. Она также щедро одарила всех своих слуг деньгами и пожизненным разрешением проживания в своей резиденции — Мезон Крофт.

10. Берта пережила Марию на 18 лет, но роялти от продаж сократились раньше, а сбережений оказалось меньше, чем кто-либо мог предположить (Мария при жизни много денег отдавала на благотворительность). К старости Берта осталась практически нищей, хоть и проживала В Мезон Крофте вместе с остатками прислуги, которая так же свято, как и Берта, старалась сохранить бывшую резиденцию писательницы в неизменном виде. Попечители завещания Марии сделали все возможное, чтобы не продавать Мезон Крофт при жизни Берты, но после ее смерти он был передан одному из военно-государственных учреждений, а все имущество распродано с молотка за бесценок. Sic transit gloria mundi.

Вот еще сравните отретушированный и (возможно, менее отретушированный) портреты Марии Корелли, которые я нашла в сети.
Marie+Corelli+002.jpg Marie+Corelli+003.jpg

Комментарии


гм, задумалась, сколько и каких писателей и почему что-то скрывали в своей био да так, что до сих пор нету ответов


Скрывали - да все, наверное... Уж во всяком случае, большинство - не только писателей впрочем. Хотя настоящие биографы люди дотошные, через архивы да интервью приводили зыбкие версии к твердым. Жалко, что настоящих биографов мало. Еще меньше - читателей, котрым настоящая версия была бы интереснее вымышленных.