Больше рецензий

Orange

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2013 г. 09:51

52

4

"Жизнь, что не говорите, не так хороша, но и не так плоха, как о ней думают"

Сначала название романа Ги де Мопассана показалось мне излишне высокопарным и несколько даже пафосным. По мере чтения я все больше утверждалась в мысли, что лучшего названия для этого произведения и придумать было нельзя. Само слово "жизнь", такое короткое и простое в написании, но невероятно емкое и глубокое, заключает в себе целый спектр значений и оттенков смысла. Абсолютно так же был воспринят мною и весь роман - умелой рукой мастера в нем естественность и простота сочетаются с удивительной глубиной и основательностью.

О чем эта история? Так и есть - о жизни, о жизни женщины-современницы писателя. Но Мопассан традиционен и верен себе - он не рассматривает частные случаи, случайным образом выбранные из множества, он специализируется на эпидемиях, поражающих общество целиком. Его Жанна - типичная представительница того самого множества, безусловно, образ собирательный и олицетворяет собой целое поколение, может быть даже не одно, таких же милых и воздушных, хорошо воспитанных, образованных и утонченных, мечтательных французских барышень. Исполненные сладких грез о будущем, истомленные ожиданием прекрасной новой жизни выпархивают они из монастырей/пансионов/закрытых школ, нужное подчеркнуть, и, как мотыльки на свет, торопливо и беспечно летят в широко распахнутые объятия мира "за стеной". Они бесконечно рады вырваться из заточения, а для полного счастья им не хватает лишь встречи с ним - единственным и неповторимым - да любви, в которой, как в омуте, с превеликим удовольствием можно тонуть, естественно, со всеми вытекающими.

Не смотря на то, что автор и любит свою героиню, и сострадает ей, его трепетное отношение заметно, не смотря на все это, Мопассан наотмашь бьет ее той самой жизнью, которой она так жаждала. Он лупит беспощадно, обрушивая беды и невзгоды одну за другой на эту прелестную маленькую головку - неудачное замужество, постоянные измены мужа, смерть матери, неожиданно вскрывшаяся неверность родителей друг другу, смерть второго ребенка, мужа, а затем и отца. С каждым новым несчастьем Жанна все острее сознает свою беспомощность перед этой страшной жизнью, свое одиночество, все болезненнее переносит крушение идеалов и утрату дорогих сердцу иллюзий. Однако на смену неоправданным надеждам и мечтам с завидным постоянством приходят новые, ведь только благодаря ним обретает она смысл своего существования, и все повторяется вновь. Потерпев неудачу в любви к мужчине, молодая женщина направляет всю свою любовь на ребенка, а тот в свою очередь, обласканный и изнеженный, вырастает сущим монстром, и в грош не ставящим мать. В этом круговороте рождений и разрушений иллюзий и проходит вся жизнь Жанны.

Традиционно для произведений Мопассана и то, что автор не говорит прямо, кто виноват и что делать, не обвиняет никого открыто, но бесцветные на первый взгляд фразы, оброненные будто случайно, со временем обретают яркость и силу истины. В "Жизни" эти здравые мысли льются из уст служанки Розали, подкрепленные простой народной мудростью и житейским опытом. Не приспособлены все эти Жанны к жизни деятельной, нет в них смелости, решительности, твердости, не готовы они менять свою жизнь и творить свою судьбу самостоятельно, боятся осуждения соседей, опять же. Розали-то ведь тоже женщина, тоже вынесла немало, а какой контраст! А все потому что закалена ежедневным трудом, и надеяться ей кроме себя не на кого. У дворянства же праздность, расслабленность, леность, безделье, да полусонное существование. Люди носят на себе печать быта, иных эта непосильная ноша и калечит.

И в финале романа звучит все тот же глас народа.