Больше рецензий

countymayo

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2013 г. 02:49

2K

5

Кудряш. Жаль, что дочери-то у него [Дикого] подростки, больших-то ни одной нет.
Шапкин. А то что бы?
Кудряш. Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!


Всё-таки Островский – гений детали. С первых же строк он даёт нам понять, как мыслят в городе Калинове, на высоком берегу Волги. Понятия личной ответственности не существует. За грехи одного расплачиваются другие, которым повезло состоять с виновным в родстве или просто попасться под горячую руку. Ваня Кудряш ещё добрячок; с иного бы сталось свести счёты за папашину грубость и с девочкой-подростком. Поэтому, когда «дуру» Катерину противопоставляют «умной» Варваре, убежавшей с красавцем Кудряшом, я, простите, энтузиазма не испытываю. Даже если парочку не возвратят к любящей маме-Кабанихе, получится ли из лихого Ванюши хороший муж? Скольких таких Варвар сожители продали в публичный дом, заставили заниматься проституцией! Да и при наилучшем стечении обстоятельств Варваре не позавидуешь. Ведь Кудряш – это личинка Дикого.
Кабаниха. О, вот индивидуальность! Если с Диким всё понятно, хитрый психопат истероидного толка, то Марфа Игнатьевна – загадка. С её умом, с её потенциалом в генералах бы ходить, государством править, а она, горемычная, гостей по чинам рассаживает и невестку воспитует. Мелко плавает, по дну шаркает. И по законам психологической защиты мелочи становятся для Кабанихи важнее всего. Мир рушится, сын спивается, дочь спешит из дому на позор и поругание – а мать волнует, что на крыльцо взошли не так, как от дедов-прадедов положено. В этих старинщиках есть своё величие. Так последняя жрица умирающего культа совершает приношения перед жертвенником, который вот-вот угаснет.
Тихон. Ну, этот плох, не в маменьку. Запойный алкоголик, безлюбый, бестолковый, и, прошу обратить особое внимание, бездетный. А Кабаниха, не прощающая невестке ни малейшего промаха, - молчок. Видимо, знает за сыночком кое-что. Венерическое подцепил по пьяни или доклюкался до импотенции, как физической, так и духовной. Он – единственный – мог спасти Катю. И одна из точнейших сцен «Грозы»: женщина, которую Тихон жалеет, которой сострадает, валяется у него в ногах, моля о спасении – но если её спасать, это ж выпить нельзя будет! Уйди, надоели вы все мне! А когда эта женщина снова лежит у ног, мёртвая, Тихон в своём репертуаре:

Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!


Никого и никогда он не любил, никого не жалел, кроме себя, ненаглядного. Полстраны таких Тихонов обоего пола, потому что в России безответственным болваном быть выгодно:

Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим. Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится.


Борис – птица куда более редкая. В первую очередь он – москвич, столичная штучка, образованец. Этакий хипстер XIX века, одетый по западной моде, и ходит он по Калинову, как по горячечному сну или историческому музею. Он органически чужд этим Феклушам и Ваням, он говорит с ними на разных языках, и очарован Катериной как землянин прекрасной марсианкой. Но душонка у Бориса калиновского разлива. Променяв чу́дную и чудну́ю, иномирную Катю на наследство, которое бабка надвое сказала, то ли будет, то ли нет, он выходит из воды сухим – уедет подальше от дяди, освоит прибыльный чайный бизнес… А любимая? Что - любимая? Пусть бы она умерла поскорей!
Катерина. Пошёл бы Александр Николаевич в психиатры – цены бы ему не было. Вся линия Катерины – это клиника посттравматического стрессового расстройства, коему такие художественные натуры как раз подвержены. Здесь и ожидание чего-то жуткого, и панические приступы, и триггеры: появление сумасшедшей барыни, гроза, и венец всему – суицид. Удивляет одно: почему молодая Кабанова не обратилась за поддержкой к своим родителям? Они живы, они заботились о ней и, учитывая Тихоново пьянство, смогли бы устроить если не развод, то раздельное проживание. Стала бы Катерина счастливой с Борисом? Во-первых, Борис неспособен осчастливить даже морскую свинку. Во-вторых, полное счастье невозможно для вспыльчивых, увлекающихся и сверхчувствительных душ, да и противопоказано им. Лучшая среда для Катерины – монастырь с лояльной игуменьей. Там было бы ей вольно совершенствоваться в прикладном искусстве и грезить о храмах золотых, или садах каких-то необыкновенных, и все поют невидимые голоса… Это сновидение часто приходило самому Островскому, и он подарил своё сокровище любимой героине.
Что сказать в заключение? Пока одна половина человечества считает, что другая создана ей для обслуживания и развлечения, будут гибнуть Кати Кабановы и Ирины, по страшному совпадению, тоже Кабановы. Dixi.

Как жена-то, жена мужу возмолилася,
Во скоры-то ноги ему поклонилася:
«Уж ты, батюшка, ты ли, мил сердечный друг!
Ты не бей, не губи ты меня со вечера!
Ты убей, загуби меня со полуночи!
Дай уснуть моим малым детушкам…

Комментарии


как вы их разобрали!


Это меня народный артист СССР Борис Бабочкин спровоцировал своим фильмом-спектаклем.


Спасибо вам за рецензию и за ссылку на фильм Бабочкина. Я его с вашей подачи посмотрела и была под сильным впечатлением.


Со школы ещё Гроза оставила у меня какое-то впечатление загадочности, я всё время знала, что что-то упустила и должна перечитать. Спасибо за отличную рецензию.


Вообще Островский не так однобок и однозначен, как его любят преподавать...


Я уже догадалась, что в школе вообще все как-то немного не так преподают)) Открываю для себя горизонт за горизонтом!


Не только в школе, и на сцене, и в кино: что это такое костюмное, наивное, не похожее на современность. А не наивно. Отнюдь :).


У каждого из нас своя профдеформация, но грустно, наверное, художественную литературу читать как историю болезни.


Он молвил, подведя черту: "Читай, мол, и остынь!"
Я впился в писанину ту, а там - одна латынь...
В глазах - круги, в мозгу - нули, - проклятый страх, исчезни:
Они же просто завели историю болезни!

Ага, я тоже эту Вашу публикацию вспомнила :)


А если серьёзно, то мне здорово "Гроза" помогла в работе со всякими афганскими и чеченскими синдромами. Точно такие же Катерины, только с воинскими званиями и вот такенными кулаками. Бегают из угла в угол, дрожат, плачут, потом триггер и взрыв.


Вот даже как. Интересно. Вспомнилось вдруг почему-то: фильм "Что гложет Гилберта Грэйпа?", 18-летний Ди Каприо играет 13-летнего мальчика с задержкой в психическом развитии (я не спец и не помню, какая именно у него болезнь). Говорят, что сыграл убедительно даже для медиков. Дескать, студентов отправляли это кино посмотреть: "Вот как выглядит такой-то синдром". Не знаю, правда или нет, а всё одно — правда искусства...


Охотно верю. Я, когда "Что гложет Гилберта Грэйпа?" смотрела, то поражалась, как им удалось договориться с аутистом, чтобы аутист играл. Наверное, года два прошло, пока мы узнали, что Ди Каприо не аутист. В общем, у меня опять отвисла челюсть.


Вот. Рада такому подтверждению. А я с этого фильма поняла, что Лео гениален.


Вот бы кто Тихона сыграл идеально.


Интересная идея. Надо ему предложить :)


В тему цитата из Гаспарова:

Островскому сказали, что «Грозу» перевели во Франции, он удивлялся: «Зачем? для них ведь это — четырнадцатый век». Стивен Грэм, английский славянофил, исходивший пешком [413] Россию и по Лондону ходивший в косоворотке, объяснял свое умиление: «Там все — как у нас при Эдуардах!» — т. е. тоже в четырнадцатом веке. Кто удивляется на то, что у нас сейчас происходит, пусть прикинет: прошло сто лет — какой у нас нынче век? Пятнадцатый. То-то.

Отличная рецензия, помогла по-новому осмыслить произведение, которое в школе благополучно прошло мимо. По прошествии лет 30-35 решила перечитать, вернее прослушать.